Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Исследование влияния физиолого-гигиенических элементов здорового образа жизни на функциональное состояние и работоспособность студентов педагогического вуза

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время во всём мире большое внимание уделяется вопросу своевременного получения качественного образования. Процесс обучения всегда был и остаётся достаточно сложным видом трудовой деятельности и требует от учащегося не только достаточной мотивации, но и ряда других, не менее важных психофизиологических качеств личности. Одним из таких обязательных качеств является наличие у обучающегося здоровья, проявляющегося оптимальным функциональным состоянием и высоким уровнем работоспособности.

Цель. исследовать влияние чрезмерного времяпровождения в сети Интернет на функциональное состояние и умственную работоспособность студентов второго курса бакалавриата педагогического вуза.

Материалы и методы. В качестве испытуемых выступили студенты второго курса бакалавриата педагогического вуза, в возрасте 19–20 лет, ежедневно проводящие более 5 ч за компьютером, из числа которых были сформированы контрольная (n = 19) и экспериментальная (n = 21) группы. Всем респондентам было проведено обследование с оценкой исходного уровня основных психофизиологических показателей, после чего респонденты экспериментальной группы соблюдали строгий режим труда и отдыха.

Результаты. После трёхмесячной реализации исследуемых элементов здорового образа жизни у испытуемых экспериментальной группы достоверно значимо по сравнению с исходными значениями улучшились показатели самочувствия, активности и настроения (Тест САН) – на 29%, критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) – на 4,3%, сложной сенсомоторной реакции (ССМР) – на 23,5%), оперирование пространственными представлениями и сообразительность – на 25,9%, сила нервных процессов – на 28,1% и пробы Генчи – на 17,8%.

Заключение. Трёхмесячное соблюдение нормированного режима труда и отдыха достоверно значимо улучшает функциональное состояние и умственную работоспособность студентов второго курса бакалавриата педагогического вуза. Однако положительный эффект, достигнутый в результате применения здоровьесберегающей модели поведения, постепенно утрачивается при условии возвращения испытуемых к исходным поведенческим концептам.

Об авторах

Л. А. Сорокина
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия


Леонид Геннадьевич Буйнов
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой медико-валеологических дисциплин ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: buynoff@yandex.ru



Г. Е. Гун
ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Россия


М. С. Кузнецов
ФГБ военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» министерства обороны российской федерации
Россия


Список литературы

1. Герасёв А.Д., Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Система мониторинга здоровья, личностного потенциала и риска формирования психических зависимостей у студентов педагогического вуза. Педагогическое образование и наука. 2013; (5): 65-9.

2. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование - одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018; 97(9): 869-72. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872

3. Тарасова О.Л., Четверик О.Н., Федоров А.И., Зарченко П.Ю., Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; (1): 23-37. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1601.02

4. Карпачева Л.И., Гун Г.Е. Современные риски образовательной системы. В кн.: Материалы XV региональной научно-практической конференции «Здоровье и образование». СПб.; 2018: 34-49.

5. Костанова Н.А., Нордгеймер Ю.Р. Реабилитация в условиях рекреационно-развивающей среды. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи». М.; 2006.

6. Гун Г.Е. Здоровье учащихся образовательной организации и отрицательно влияющие на него факторы. Образование: ресурсы развития. Вестник Ленинградского областного института развития образования. 2018; (1): 28-33.

7. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; (1): 9-17.

8. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения. Профилактическая и клиническая медицина. 2011; (3): 59-60.

9. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск; 2001.

10. Абаскалова Н.П. Прогностическая оценка адаптационных возможностей студентов. Сибирский педагогический журнал. 2012; (9): 17-20.

11. Благинин А.А., Торчило В.В., Калтыгин М.В., Анохин А.Г. Методы исследования в психологии и физиологии труда. Учебное пособие. СПб.; 2012.

12. Гун Г.Е., Зотов И.В., Шаваринский Б.М. Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов. Человек и образование. 2019; (1): 60-8.

13. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездин Т.В. Состояние здоровья и физическая активность современных школьников. Гигиена и санитария. 2002; 81(3): 52-5.


Рецензия

Для цитирования:


Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г., Гун Г.Е., Кузнецов М.С. Исследование влияния физиолого-гигиенических элементов здорового образа жизни на функциональное состояние и работоспособность студентов педагогического вуза. Гигиена и санитария. 2021;100(2):142-146. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146

For citation:


Sorokina L.A., Buynov L.G., Gun G.E., Kuznetsov M.S. Study the influence of physiological and hygienic elements a healthy lifestyle on the functional state and performance of students at a pedagogical university. Hygiene and Sanitation. 2021;100(2):142-146. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146

Просмотров: 283


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)