Исследование влияния физиолого-гигиенических элементов здорового образа жизни на функциональное состояние и работоспособность студентов педагогического вуза
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146
Аннотация
Введение. В настоящее время во всём мире большое внимание уделяется вопросу своевременного получения качественного образования. Процесс обучения всегда был и остаётся достаточно сложным видом трудовой деятельности и требует от учащегося не только достаточной мотивации, но и ряда других, не менее важных психофизиологических качеств личности. Одним из таких обязательных качеств является наличие у обучающегося здоровья, проявляющегося оптимальным функциональным состоянием и высоким уровнем работоспособности.
Цель. исследовать влияние чрезмерного времяпровождения в сети Интернет на функциональное состояние и умственную работоспособность студентов второго курса бакалавриата педагогического вуза.
Материалы и методы. В качестве испытуемых выступили студенты второго курса бакалавриата педагогического вуза, в возрасте 19–20 лет, ежедневно проводящие более 5 ч за компьютером, из числа которых были сформированы контрольная (n = 19) и экспериментальная (n = 21) группы. Всем респондентам было проведено обследование с оценкой исходного уровня основных психофизиологических показателей, после чего респонденты экспериментальной группы соблюдали строгий режим труда и отдыха.
Результаты. После трёхмесячной реализации исследуемых элементов здорового образа жизни у испытуемых экспериментальной группы достоверно значимо по сравнению с исходными значениями улучшились показатели самочувствия, активности и настроения (Тест САН) – на 29%, критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) – на 4,3%, сложной сенсомоторной реакции (ССМР) – на 23,5%), оперирование пространственными представлениями и сообразительность – на 25,9%, сила нервных процессов – на 28,1% и пробы Генчи – на 17,8%.
Заключение. Трёхмесячное соблюдение нормированного режима труда и отдыха достоверно значимо улучшает функциональное состояние и умственную работоспособность студентов второго курса бакалавриата педагогического вуза. Однако положительный эффект, достигнутый в результате применения здоровьесберегающей модели поведения, постепенно утрачивается при условии возвращения испытуемых к исходным поведенческим концептам.
Об авторах
Л. А. СорокинаРоссия
Леонид Геннадьевич Буйнов
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой медико-валеологических дисциплин ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Россия.
e-mail: buynoff@yandex.ru
Г. Е. Гун
Россия
М. С. Кузнецов
Россия
Список литературы
1. Герасёв А.Д., Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Система мониторинга здоровья, личностного потенциала и риска формирования психических зависимостей у студентов педагогического вуза. Педагогическое образование и наука. 2013; (5): 65-9.
2. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование - одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018; 97(9): 869-72. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872
3. Тарасова О.Л., Четверик О.Н., Федоров А.И., Зарченко П.Ю., Казин Э.М. Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; (1): 23-37. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1601.02
4. Карпачева Л.И., Гун Г.Е. Современные риски образовательной системы. В кн.: Материалы XV региональной научно-практической конференции «Здоровье и образование». СПб.; 2018: 34-49.
5. Костанова Н.А., Нордгеймер Ю.Р. Реабилитация в условиях рекреационно-развивающей среды. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи». М.; 2006.
6. Гун Г.Е. Здоровье учащихся образовательной организации и отрицательно влияющие на него факторы. Образование: ресурсы развития. Вестник Ленинградского областного института развития образования. 2018; (1): 28-33.
7. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; (1): 9-17.
8. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения. Профилактическая и клиническая медицина. 2011; (3): 59-60.
9. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск; 2001.
10. Абаскалова Н.П. Прогностическая оценка адаптационных возможностей студентов. Сибирский педагогический журнал. 2012; (9): 17-20.
11. Благинин А.А., Торчило В.В., Калтыгин М.В., Анохин А.Г. Методы исследования в психологии и физиологии труда. Учебное пособие. СПб.; 2012.
12. Гун Г.Е., Зотов И.В., Шаваринский Б.М. Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов. Человек и образование. 2019; (1): 60-8.
13. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездин Т.В. Состояние здоровья и физическая активность современных школьников. Гигиена и санитария. 2002; 81(3): 52-5.
Рецензия
Для цитирования:
Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г., Гун Г.Е., Кузнецов М.С. Исследование влияния физиолого-гигиенических элементов здорового образа жизни на функциональное состояние и работоспособность студентов педагогического вуза. Гигиена и санитария. 2021;100(2):142-146. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146
For citation:
Sorokina L.A., Buynov L.G., Gun G.E., Kuznetsov M.S. Study the influence of physiological and hygienic elements a healthy lifestyle on the functional state and performance of students at a pedagogical university. Hygiene and Sanitation. 2021;100(2):142-146. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146