Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Исследование психофизиологической реакции пассажиров скоростных поездов с различным уровнем комфорта

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-318-326

Полный текст:

Аннотация

Введение. В целях создания нормативной базы, в том числе гармонизированной с европейскими нормативными документами в части оценки комфортабельности пассажиров, выполнена разработка стандарта предприятия СТО РЖД «Услуги на железнодорожном транспорте. Правила оценки уровня комфорта пассажиров в поездах». Задача исследования – сопоставить показатели уровня комфорта пассажиров, определяемого значениями воздействующих на них ускорений, с возникающими при этом психологическими ощущениями и физиологическими изменениями в организме в зависимости от типа подвижного состава и состояния пути.

Материалы и методы. Эксперимент с использованием приборов контроля ЭКГ проводили для 4 групп испытуемых из 11 человек каждая в составе 6 мужчин и 5 женщин в возрасте 30–55 лет. Дополнительно в каждой группе проводили психологическое анкетирование ещё 11 пассажиров. Все – штатные сотрудники подразделений ОАО «РЖД».

Результаты. При поездках в скоростных поездах «Ласточка» и «Сапсан» анкетируемые чаще отмечают сонливость и прогрессирование дремотного состояния, а в конце поездки чаще подчёркивают скованность, неприятные ощущения, затекание и онемение мышц ног, вероятно, связанное с длительным нахождением в вынужденной позе в отсутствие определённой свободы движений. В положении лёжа человек испытывает меньшее утомление, которое по ощущениям почти не различается с условиями поездки в положении сидя при коротких переездах. Регуляторные изменения сердечно-сосудистой системы проявляются при сочетанном влиянии непогашенных ускорений (влиянии центробежных сил) и изменении скорости движения.

Заключение. Проведение анкетирования и физиологических измерений динамики колебаний кардиоритма на исследуемых участках маршрутов в сочетании с полученными техническими данными о характере движения подвижных рельсовых средств подтверждают отсутствие критического дискомфорта пребывания пассажиров при поездках на пассажирских и высокоскоростных составах. Расчётные показатели среднего и постоянного уровня комфорта согласованы и не требуют коррекции значений соответствующих шкал.

Об авторах

Евгений Юрьевич Берсенев
ФГБУН «Государственный научный центр Российской Федерации - Институт медико-биологических проблем Российской академии наук»
Россия

Канд. биол. наук, вед. науч. сотр., зам. зав. отд., ГНЦ РФ – ИМБП РАН, Лаб. О-072 – Лаборатория вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы ФГБУН ГНЦ РФ – ИМБП РАН, 123007, Москва.

e-mail: bersenev_evgenii@mail.ru



В. И. Дубинин
Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»; ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия


В. М. Ермаков
ООО «Научно-производственное предприятие «Прикладные перспективные технологии - АпАТэк»
Россия


А. И. Кирпичева
ООО «Научно-производственное предприятие «Прикладные перспективные технологии - АпАТэк»
Россия


Список литературы

1. Приказ Министерства путей сообщения № 41 «Нормы допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм федерального железнодорожного транспорта». М.: Транспорт; 2001.

2. Ничипорук И.А. Особенности психофизиологического статуса мужчин с разным уровнем вестибуловегетативной устойчивости и их взаимосвязь с этиопатогенезом болезни движения. Физиология человека. 2013; 39(5): 53-61. https://doi.org/10.7868/S013116461305010X

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Берсенев Е.Ю., Ешманова А.К. Использование принципов донозологической диагностики для оценки функционального состояния организма при стрессорных воздействиях (на примере водителей автобусов). Физиология человека. 2009; 35(1): 41-51.

4. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В., Гаврилушкин А.П., Довгалевский П.Я., Кукушкин Ю.А. и соавт. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. Вестник аритмологии. 2001; (24): 65-87.

5. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology the North American Society of Pacing Electrophysiology. Circulation. 1996; 93(5): 1043-65

6. Приказ Минздрава России № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». М.; 2017.

7. Иваницкий А.М. Мозговые механизмы оценки сигналов. М.: Медицина; 1976.

8. Yates B.J., Miller A.D. Physiological evidence that the vestibular system participates in autonomic and respiratory control. J. Vestib. Res. 1998; 8(1): 17-25

9. Полевая С.А., Некрасова М.М., Рунова Е.В., Бахчина А.В., Горбунова Н.А., Брянцева Н.В. и соавт. Дискретный мониторинг и телеметрия сердечного ритма в процессе интенсивной работы на компьютере для оценки и профилактики утомления и стресса. Медицинский альманах. 2013; (2): 151-5.

10. Гапанович В.А., Ермаков В.М. О качестве железнодорожных пассажирских перевозок. Стандарты и качество. 2018; (11): 40-3.

11. Ермаков В.М., Дубинин В.И., Берсенев Е.Ю., Кирпичева А.И. О нормативах уровня комфорта пассажиров в поездах. Путь и путевое хозяйство. 2019; (3): 2-6.


Для цитирования:


Берсенев Е.Ю., Дубинин В.И., Ермаков В.М., Кирпичева А.И. Исследование психофизиологической реакции пассажиров скоростных поездов с различным уровнем комфорта. Гигиена и санитария. 2021;100(4):318-326. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-318-326

For citation:


Bersenev E.Yu., Dubinin V.I., Ermakov V.M., Kirpicheva A.I. Investigation of the psychophysiological response of passengers of fast trains with the different comfort level. Hygiene and Sanitation. 2021;100(4):318-326. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-318-326

Просмотров: 117


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)