Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Психофизиологическая характеристика особенностей становления когнитивных функций у учащихся старших классов

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-358-364

Полный текст:

Аннотация

Введение. Гармоничное развитие когнитивных функций является необходимым условием успешного освоения обучающимися образовательной программы.

Цель исследования – дать психофизиологическую характеристику особенностей формирования когнитивных функций у учащихся старших классов.

Материалы и методы. У 300 учащихся старших классов традиционной общеобразовательной школы проведено исследование функционального состояния центральной нервной системы методом вариационной хронорефлексометрии; выполнена оценка когнитивных способностей и уровня интеллектуального развития с помощью компьютерных тестов.

Результаты. Показано, что у учащихся 9-х и 11-х классов отсутствовали достоверные отличия в функциональных показателях центральной нервной системы, при этом функциональный уровень нервной системы был ниже физиологической нормы в 1,6–1,7 раза, устойчивость нервной реакции – в 1,3–1,4 раза, уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы – в 1,3 раза. Снижение уровня функционирования центральной нервной системы у исследуемых подростков было обусловлено расходом резервных функциональных возможностей центральной нервной системы и организма в целом на формирование когнитивных функций, о чём свидетельствовало развитие у учащихся от 9-го к 11-му классу вербального и невербального мышления, высокой скорости мыслительных процессов, произвольного внимания и его устойчивости. Доказано, что развитие мышления способствовало становлению произвольного внимания, повышению его устойчивости и степени концентрации, что подтверждала установленная корреляционная связь умеренной силы между показателем точности и уровнем сформированности различных видов мышления (r = 0,4).

Заключение. Особенности интеллектуального становления учащихся могут учитываться при организации учебного процесса в традиционных общеобразовательных учреждениях в целях повышения уровня когнитивного развития и академической успеваемости обучающихся.

Об авторах

Н. П. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
Россия


Олеся Михайловна Жданова
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
Россия

Ординатор кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ, 460000, Оренбург, Российская Федерация.

e-mail: Robokors@yandex.ru



А. Г. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Россиийской Федераии
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде. М.: Педиатр; 2016.

2. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4-13.

3. Кучма В.Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены. В кн.: Сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях». Екатеринбург; 2018: 20-6.

4. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. 2019; (3): 98-103. https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16380

5. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург; 2018.

6. Сетко Н.П., Сетко А.Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе. Лечение и профилактика. 2017; (1): 57-62.

7. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Оптимизация учебного процесса в школе как способ профилактики нарушений здоровья школьников. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010; (3): 119-20.

8. Анисимова Н.В., Опарина О.Н., Сугробова Г.А., Савина Л.Н. Распределение учебной нагрузки гимназистов в динамике учебного дня и недели на основе параметров умственной работоспособности. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015; (4): 226-34.

9. Ставцева В.В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2012; (3): 166-73.

10. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (3): 15-7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-300-3-15-17

11. Черницына Н.В. Динамика психофизиологических показателей работоспособности и утомления учащихся младших классов в течение учебной недели. Вестник Югорского государственного университета. 2014; (1): 43-7.

12. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жамавова Л.Д., Сетко И.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса на уроках гуманитарного и математического профилей и ее влияние на работоспособность учеников старших классов. Оренбургский медицинский вестник. 2019; 7(3): 57-61.

13. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности. Новые исследования. 2016; (4): 71-84.

14. Рукавкова Е.М. Розанов М.Ю. Гигиеническая оценка режима дня и состояния здоровья учащихся лицея. В кн.: Наука в современном мире. М.; 2018: 31-4.

15. Валеева Э.Р., Зиятдинова А.И. Оценка факторов риска, влияющих на здоровье учащихся различных типов общеобразовательных учреждений. Фундаментальные исследования. 2014; (10): 1052-5.

16. Попова Е.В., Волокитина Т.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012; (1): 77-86.

17. Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция. Физиология человека. 2015; 41(4): 18-30. https://doi.org/10.7868/S0131164615040049

18. Шевелева Д.Е. Помощь неуспевающим ученикам: психологическое и педагогическое решение проблемы для российского и зарубежного образования. Школьные технологии. 2018; (5): 78-84.

19. Schulte-Körne G. Mental Health Problems in a School Setting in Children and Adolescents. Dtsch. Arztebl. Int. 2016; 113(11): 183-90. https://doi.org/10.3238/arztebl.2016.0183

20. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников. Ярославский педагогический вестник. 2016; (2): 19-24.

21. Лубкарева К.В. Психологические проблемы неуспеваемости младших подростков. В кн.: Будущее науки - 2019. Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Курск; 2019: 183-6.

22. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. Методическое руководство. М.; 2003.

23. Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб.; 2000.

24. Гуревич К.М., Аким М.К., Борисова Е.М., Логинова Г.П., Раевский А.М., Ференс Н.А. Тест АСТУР. Психологическая наука и образование. 1996; 1(1): 105-6.

25. Баранова А.А., Щеплягина Л.А., ред. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006.

26. Falch T., Massih S.S. The effect of education on cognitive ability. Econ. Inq. 2011; 49(3): 838-56. https://doi.org/10.1111/j.1465-7295.2010.00312.x

27. Попова Е.В. Особенности мышления школьников 7-18 лет. Arctic Evironmental Research. 2009; (2): 13-20.

28. Пахомова А.М. Зависимость динамики соотношения вербального/невербального компонентов творческого мышления подростков от типа школьного обучения. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2014; (1): 188-93.

29. Арскиева З.А. Развитие вербально-логического мышления у детей младшего школьного возраста. Мир науки, культуры, образования. 2016; (1): 232-4.


Для цитирования:


Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Психофизиологическая характеристика особенностей становления когнитивных функций у учащихся старших классов. Гигиена и санитария. 2021;100(4):358-364. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-358-364

For citation:


Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Psychophysiological characteristics of the features of the establishment of cognitive functions in senior pupils. Hygiene and Sanitation. 2021;100(4):358-364. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-358-364

Просмотров: 67


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)