Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

От традиционного к дистанционному обучению: гигиенические проблемы охраны зрения обучающихся

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379

Полный текст:

Аннотация

Введение. Электронные устройства (ЭУ) широко распространены среди подростков и наполняют их повседневную жизнь. Тенденция к цифровизации всех сторон жизни является мировым трендом с неминуемым вовлечением молодёжи. Недостаточность действующих мер профилактики обусловливает необходимость научных исследований, а также активизации работы по пропаганде здорового образа жизни.

Материалы и методы. В 2019 г. проведён онлайн-опрос 200 школьников 9–11-х классов, 498 студентов 1–6-х курсов и 251 родителя. В апреле 2020 г. проведён онлайн-опрос 1587 студентов 1–6-х курсов и 500 родителей. Выполнены измерения физических факторов в «Долгопрудненской гимназии» и РНИМУ имени Н.И. Пирогова. Врачом-офтальмологом и с помощью АПК «АРМИС» осмотрены 1066 школьников и студентов.

Результаты. Негативные тенденции, имеющиеся в состоянии органа зрения, наблюдающиеся у обучающихся, во многом связаны с увеличением времени использования стационарных и мобильных ЭУ во всех возрастных группах. Обучающиеся используют различные ЭУ в местах не приспособленных для этих целей, имеющих недостаточный уровень освещённости. В образовательных организациях такими местами являются коридоры, холлы, рекреации. требования, предъявляемые к уровню освещённости, при использовании информационно-коммуникационных технологий вне учебных или рабочих помещений на данный момент отсутствуют. Установлено, что в период проведения дистанционного обучения школьники и студенты используют на одно ЭУ больше по сравнению с периодом традиционного обучения. Долгосрочный эффект использования мобильных ЭУ до сих пор неизвестен. 

Заключение. В качестве профилактических мероприятий по охране зрения рекомендуется использование ЭУ только в местах с достаточным уровнем освещённости, в том числе искусственной, с ограничением длительности непрерывного использования ЭУ, с проведением во время перерывов гимнастики для глаз.

Об авторах

Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Валерий Иванович Попов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

e-mail: 9038504004@mail.ru



С. В. Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Н. А. Бокарева
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


А. А. Татаринчик
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


А. П. Цамерян
ГАОУ Московской области «Долгопрудненская гимназия»
Россия


Список литературы

1. Доклад ЮНИСЕФ. Положение детей в мире, 2017 год: Дети в цифровом мире. Available at: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/706/file/Дети%20в%20цифровом%20мире.pdf

2. Ткачев Г.А. Проблемы формирования медиакультуры студентов России. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020; (1): 27-33. https://doi.org/10.17805/trudy.2020.1.5

3. Кучма В.Р. Анализ риска здоровью детей в стратегии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (4): 9-15.

4. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания. Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 16-20.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (8): 4-7.

6. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей. Гигиена и санитария. 2017; 96(11): 1059-63. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1059-1063

7. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 135-43. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.16

8. Попов М.В., Либина И.И., Мелихова Е.П. Оценка влияния гаджетов на психоэмоциональное состояние студентов. Молодежный инновационный вестник. 2019; 8(2): 676-8.

9. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Храмцов П.И., Александрова И.Э., Соколова С.Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «Цифровой школе». Гигиена и санитария. 2019; 98(12): 1385-91. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385-1391

10. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Добрук И.В. и соавт. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества. Российская детская офтальмология. 2017; (4): 5-9.

11. Sterling M., Leung P., Wright D., Bishop T.F. The use of social media in graduate medical education: a systematic review. Acad. Med. 2017; 92(7): 1043-56. https://doi.org/10.1097/acm.0000000000001617

12. Kim D.J., Lim C.Y., Gu N., Park C.Y. Visual fatigue induced by viewing a tablet computer with a high-resolution display. Korean J. Ophthalmol. 2017; 31(5): 388-93. https://doi.org/10.3341/kjo.2016.0095

13. Skoblina N., Shpakou A., Milushkina O., Markelova S., Kuzniatsou A., Tatarinchik A. Eye health risks associated with the use of electronic devices and awareness of youth. Klinika Oczna / Acta Ophthalmologica Polonica. 2020; (2): 60-5. https://doi.org/10.5114/ko.2020.96492

14. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М. Гигиенические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами. Здоровье населения и среда обитания. 2017; (9): 52-5. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-294-9-52-55

15. Uchino M., Schaumberg D.A., Dogru M., Uchino Y., Fukagawa K., Shimmura S., et al. Prevalence of dry eye disease among Japanese visual display terminal users. Ophthalmology. 2008; 115(11): 1982-8. https://doi.org/10.1016/j.ophtha.2008.06.022

16. Moon J.H., Kim K.W., Moon N.J. Smartphone use is a risk factor for pediatric dry eye disease according to region and age: a case control study. BMC Ophthalmol. 2016; 16(1): 188-94. https://doi.org/ 10.1186/s12886-016-0364-4

17. Kim J., Hwang Y., Kang S., Kim M., Kim T.S., Kim J., et al. Association between exposure to smartphones and ocular health in adolescents. Ophthalmic Epidemiol. 2016; 23(4): 269-76. https://doi.org/10.3109/09286586.2015.1136652

18. Shantakumari N., Eldeeb R., Sreedharan J., Gopal K. Computer use and vision-related problems among university students in Ajman, United arab emirate. Ann. Med. Health Sci. Res. 2014; 4(2): 258-63. https://doi.org/10.4103/2141-9248.129058

19. Ethan D., Basch C.E. Promoting healthy vision in students: progress and challenges in policy, programs, and research. J. Sch. Health. 2008; 78(8): 411-6. https://doi.org/10.1111/j.1746-1561.2008.00323.x

20. Antona B., Barrio A.R., Gascó A., Pinar A., González-Pérez M., Puell M.C. Symptoms associated with reading from a smartphone in conditions of light and dark. Appl. Ergon. 2018; 68: 12-7. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2017.10.014

21. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2017; (7): 41-3. ttps://doi.org/10.35627/2219-5237/2017-292-7-41-43

22. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020; (3): 85-91.

23. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 135-43. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.16

24. Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Markelova S.V., Tatarinchik A.A., Melikhova E.P., Libina I.I., et al. The impact of electronic devices on the physical growth and development of the modern youth and recommendations on their safe use. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2019; (4): 83-9. https://doi.org/10.24075/brsmu.2019.046

25. Long J., Cheung R., Duong S., Paynter R., Asper L. Viewing distance and eyestrain symptoms with prolonged viewing of smartphones. Clin. Exp. Optom. 2017; 100(2): 133-7. https://doi.org/10.1111/cxo.12453


Для цитирования:


Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Попов В.И., Маркелова С.В., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А., Цамерян А.П. От традиционного к дистанционному обучению: гигиенические проблемы охраны зрения обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(4):373-379. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379

For citation:


Skoblina N.A., Milushkina O.Yu., Popov V.I., Markelova S.V., Bokareva N.A., Tatarinchik A.A., Tsameryan A.P. From traditional to distance learning: hygienic problems of vision protection of students. Hygiene and Sanitation. 2021;100(4):373-379. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-373-379

Просмотров: 47


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)