Оценка адаптационных возможностей младших школьников, обучающихся в различных образовательных организациях
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-495-500
Аннотация
Введение. Инновационное обучение сопровождается интенсификацией образовательного процесса и возрастанием учебных нагрузок, что приводит к напряжению адаптационных систем организма, особенно в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – оценка особенностей адаптационных возможностей младших школьников при различных типах учебно-воспитательного процесса.
Материалы и методы. Для изучения особенностей адаптационных возможностей младших школьников проведено клиническое обследование 183 детей (51,4% мальчиков и 48,6% девочек, средний возраст 9,51 ± 0,17 года), обучающихся на начальном уровне в лицее (группа А), школе с углублённым изучением предметов физико-математического цикла (группа Б) и средней общеобразовательной школе (группа В). В образовательных учреждениях выполнен анализ напряжённости учебной деятельности. Оценка адаптационных возможностей детей проводилась по функциональным показателям сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы и уровню катехоламинов в крови.
Результаты. Для общеобразовательных учреждений начального уровня характерно увеличение напряжённости учебной деятельности. Установлено, что у младших школьников лицея до 1,5 раза выше интеллектуальные и сенсорные нагрузки; в школе с углублённым изучением физико-математических предметов в 1,3–1,4 раза выше монотонность учебных нагрузок; в общеобразовательной школе выше до 1,8 раза эмоциональные нагрузки. У ⅔ младших школьников отмечается напряжение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, обусловленное увеличением продолжительности учебных нагрузок. У 36% учеников начальной школы с углублённым изучением физико-математических предметов развивается напряжение адаптационных механизмов, связанное с монотонностью учебных нагрузок, сопровождающееся снижением уровня норадреналина в крови. Риск развития напряжения механизмов адаптации выше до 4,9 раза у детей в школе с углублённым изучением физико-математических предметов. У 48,5–56,7% учащихся лицея и общеобразовательной школы возникает вегетативный дисбаланс, проявляющийся активацией адаптационно-трофического влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и связанный с продолжительностью учебной деятельности.
Заключение. Увеличение интенсивности учебного процесса приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов у младших школьников.
Об авторах
Ольга Анатольевна МаклаковаРоссия
Доктор мед. наук, зав. консультативно-поликлиническим отделением ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь.
e-mail: olga_mcl@fcrisk.ru
Д. А. Эйсфельд
Россия
Н. В. Зайцева
Россия
Список литературы
1. Лучанинова В.Н., Цветкова М.М., Веремчук Л.В., Крукович Е.В., Мостовая И.Д. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, влияющие на его формирование. Гигиена и санитария. 2017; 96(6): 561-8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-6-561-568
2. Кучма В.Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и преморбидных состояний детей, обусловленных их обучением и воспитанием: декларации, практика и перспективы. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (8): 4-8.
3. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (1): 20-31.
4. Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Особенности формирования «школьной» патологии в течение десяти лет обучения. Саратовский научно-медицинский журнал. 2013; 9(1): 101-6.
5. Теппер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. «Школьная патология» у детей, начавших образование в разном возрасте. Экология человека. 2013; (3): 16-20.
6. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017; 96(11): 1024-8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028
7. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (5): 30-4. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-302-5-30-34
8. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4-13.
9. Полякова А.Н., Селезнева Е.В., Денисова Н.Б., Позднякова Т.В. Средовые факторы образовательного учреждения и состояние здоровья учащихся. Вестник новых медицинских технологий. Электронный журнал. 2013; (1): 242.
10. Ткачук Е.А., Мыльникова И.В., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников. Экология человека. 2014; (6): 20-4.
11. Тарасова Т.В., Туаева И.Ш. Гигиеническая оценка расписания уроков в школах РСО-АЛАНИЯ. Фундаментальные исследования. Медицинские науки. 2015; (1-9): 1926-9.
12. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (10): 20-2.
13. Степанова М.И., Березина Н.О., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Гигиеническая оценка инновационной педагогической системы начального обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (8): 44-6.
14. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Функциональное состояние организма младших школьников при различных формах организации учебного дня. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (1): 18-21.
15. Сетко А.Г., Тришина С.П., Терехова Е.А., Мокеева М.М. Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (6): 26-9.
16. Данова А.В., Поленова М.А. Динамика показателей функционального состояния организма младших школьников при разной организации учебного года и продолжительности каникул. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (8): 36-8.
17. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188
18. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В., Мокеева М.М. Особенности нервно-психического статуса и качества жизни детей и подростков как результат воздействия факторов риска образовательной среды. Анализ риска здоровью. 2018; (2): 62-9. https://doi.org/10.21668/health.risk/2018.2.07
19. Исаев И.И., Талыбова Б.В. Возрастная динамика формирования кардиореспираторной системы и адаптационный потенциал детей школьного возраста. Международный медицинский журнал. 2010; (3): 36-40.
20. Щербакова Т.Г., Алешина Л.И., Мужиченко М.В., Новикова Е.И. Динамическое исследование влияния интенсивных учебных нагрузок на состояние здоровья и физическое развитие лицеистов. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2017; (3): 122-4. https://doi.org/10.19163/1994-9480-2017-3(63)-122-124
21. Кондакова О.Э., Шилов С.Н., Кирко В.И. Психофизиологические и адаптивные характеристики детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере. Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Биология. 2017; 10(3): 312-22. https://doi.org/10.17516/1997-1389-0028
22. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и соавт. Риск-ассоциированные нарушения состояния здоровья учащихся младших классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; (1): 66-83.
23. Мельник С.Н., Мельник В.А. Изменение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы лицеистов в процессе обучения. Проблемы здоровья и экологии. 2017; (2): 33-8.
24. Войтович А.А. Научное обоснование влияния образовательной среды на адаптационные процессы организма подростков. Санитарный врач. 2020; (1): 54-9. https://doi.org/10.33920/med-08-2001-07
25. Вергунова У.Е. Анализ проблемы: пластичность нервных процессов, интеллектуальная деятельность и успешность обучения школьников. Вестник Психофизиологии. 2015; (4): 44-59.
26. Смирнова В.С., Мальцев В.П. Гендерные особенности пластичности нервных процессов младших подростков 11-13 лет. Новые исследования. 2016; (1): 37-45.
27. Мельникова И.В. Гигиеническая оценка учебной нагрузки в образовательных учреждениях Иркутской области. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. 2016; (6). Available at: https://science-education.ru/article/view?id=25597
28. Сетко Н.П., Сетко А.Г. Актуальные проблемы развития школьной медицины на современном этапе. Лечение и практика. 2017; (1): 57-62.
29. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019; (3): 98-103. https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16380
30. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ. М.: Медиа Сфера; 1998.
Рецензия
Для цитирования:
Маклакова О.А., Эйсфельд Д.А., Зайцева Н.В. Оценка адаптационных возможностей младших школьников, обучающихся в различных образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2021;100(5):495-500. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-495-500
For citation:
Maklakova O.A., Eisfeld D.A., Zaitseva N.V. Assessing adaptation capabilities in primary school children attending schools with different educational processes. Hygiene and Sanitation. 2021;100(5):495-500. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-495-500