Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-998-1003

Аннотация

Введение. В последнее десятилетие стало очевидно, что школа не готова предоставить материально-технические возможности для современного образовательного процесса. Меняется стратегия проектирования школ, однако эти инновации практически не сопровождаются исследованиями гигиенистов.

Цель исследования – обоснование гигиенических требований к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий.

Материалы и методы. Выполнено экспертно-аналитическое исследование. Объект исследования: документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, развитие инфраструктуры школьного образования, документы и публикации, раскрывающие перспективы проектирования школ.

Результаты. Большинство функционирующих зданий школ не отвечают требованиям к современной школьной инфраструктуре. Всё меньшее количество учащихся сообщают о том, что им «очень нравится школа», что отрицательно влияет на их академическую успеваемость и психологическое благополучие. Необходимость принципиальных перемен в строительстве школьных зданий зафиксирована в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.). Проектные решения школьных зданий должны учитывать опыт карантинных мер, с которыми пришлось столкнуться в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Гигиеническими требованиями к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий являются: учёт климатогеографических условий; обеспечение психологического благополучия детей, прежде всего за счёт оптимальной численности классов и размещения учебных помещений для разных возрастных групп на отдельных этажах, в блоках, зданиях; удобные функциональные связи с участком; возможность трансформации помещений, защита от воздействия физических факторов и проникновения загрязнений из окружающей среды, безопасное использование цифровых средств обучения, оптимальное освещение и воздушно-тепловой режим; достаточная площадь учебных помещений на одного учащегося; оптимальные условия для двигательной активности и физического воспитания, регулярного здорового питания, удовлетворения потребностей учащихся в первичной медико-санитарной помощи.

Заключение. Гигиенические требования к объёмно-пространственным характеристикам школьных зданий должны учитывать новые риски здоровью детей в школьной среде, особенности жизнедеятельности детей, социальные перемены в обществе.

Участие авторов:

Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование;

Степанова М.И. — сбор материала и обработка, написание текста.

Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Об авторах

В. Р. Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


Марина Исааковна Степанова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.

e-mail: stepanovami@fferisman.ru



Список литературы

1. Клочко А.Р., Коровина Е.И. Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире. Архитектура и современные информационные технологии. 2017; (2): 98-113.

2. Nicholson E. The School Building as Third Teacher. Children’s Spaces. Oxford: Architectural Press; 2005: 44-66.

3. Назарова Т.С. Проблемы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Вестник образования России. 2012; (1): 66-81.

4. Рубцов О., Пятницкая Т. Наша школа: настоящее и будущее. Вестник государственной экспертизы. 2018; (S): 74-83.

5. Агеева Е.Ю., Сидорина А.А. Тенденция развития архитектурной среды современных школьных зданий. Приволжский научный журнал. 2016; (4): 119-23.

6. Левченко Ю.И., Кудрявцева С.П. Проектирование школ с профилированным обучением на примере отечественного и зарубежного опыта. Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2015; (2): 5-11.

7. Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада). Современное дошкольное образование. 2020; (2): 14-27. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10065

8. Иванова Е.В., Нестерова О.В., Виноградова И.А. Физические параметры и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов. Психолого-педагогические исследования. 2018; 10(1): 81-93. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100108

9. Степанова М.И., Кучма В.Р. Гигиенические принципы проектирования пространства и архитектурной среды детских садов. Гигиена и санитария. 2017; 96(2): 158-61. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-2-158-161

10. Кучма В.Р., Степанова М.И., Шумкова Т.В., Александрова И.Э., Иванов В.Ю. Гигиеническая экспертиза инновационных архитектурно-планировочных решений зданий образовательных организаций. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (4): 4-14.

11. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. Монография. М.; 2017.

12. Башев В.В., Дехант Д.К., Лозинг В.Р. Оценка потребности в дополнительных учебных местах в системе общего образования РФ в 2014-2025 гг. Вопросы образования. 2015; (4): 53-5. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-4-254-273

13. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019; 16(4): 295-307. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307

14. Иванова Е.В., Нестерова О.В., Виноградова И.А. Физические параметры и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов. Психолого-педагогические исследования. 2018; 10(1): 81-93. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100108

15. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование; 2019.

16. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П. и др. Гигиенические требования к организации работы школ полного дня. Гигиена и санитария. 2009; 88(2): 47-52.

17. Кореневская Е.И., Рогачевская Л.Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий. М.: Медицина; 1974.

18. ВОЗ. Окружающая среда в школах: политика и текущее состояние. Копенгаген; 2015.

19. Декларация «О праве детей на здоровье в цифровой образовательной среде». Екатеринбургская декларация VI национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 53-4.

20. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Григорьев О.А., Капцов В.А., Кондаков А.М. О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых технологий. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (2): 4-13.

21. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017; 62(2): 39-46.

22. Кучма В.Р., Саньков С.В., Курганский А.М. Гигиеническая оценка уровней электромагнитного поля электронной информационно-образовательной среды школ. Здоровье населения и среда обитания. 2019; (11): 4-8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-4-8

23. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью. 2019; (2): 4-13. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.2.01

24. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; (3): 68-71.

25. Седова А.С. Связь физической активности и умственной работоспособности (на примере обучающихся 6-х классов). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (4): 26-8.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий. Гигиена и санитария. 2021;100(9):998-1003. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-998-1003

For citation:


Kuchma V.R., Stepanova M.I. Hygienic requirements for school buildings’ modern architectural and planning solutions. Hygiene and Sanitation. 2021;100(9):998-1003. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-998-1003

Просмотров: 693


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)