Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Научно-методические основы гигиенической оценки и экспертизы цифровых образовательных контентов

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042

Полный текст:

Аннотация

Введение. В современной школе широко используются цифровые образовательные материалы, реализуемые через электронные средства обучения. Однако педагоги в процессе обучения не руководствуются соответствующими рекомендациями гигиенистов.

Цель исследования — обоснование гигиенически значимых параметров цифрового образовательного контента, предъявляемого на устройствах, оборудованных экраном.

Материалы и методы. Выполнены гигиеническое наблюдательное, экспертно-аналитическое и физиолого-гигиеническое исследования по оценке 460 электронных образовательных материалов.

Результаты. Установлен ряд показателей, характеризующих удобочитаемость учебных материалов цифровой школы, четыре из которых регламентируются действующим санитарным законодательством, а остальные имеют рекомендательный характер. Оценка текстового материала позволила установить его несоответствие регламентируемым и рекомендуемым гигиеническим требованиям по всем показателям. Экспертная оценка показала, что гигиенически нерационально оформленный учебный материал, предъявляемый на экранах, вызывает дискомфорт зрительного анализатора после работы с ним. Работа с таким материалом способствует зрительному утомлению, в то же время использование гигиенически рационально оформленных материалов характеризуется положительными тенденциями состояния зрительного анализатора.

Заключение. Гигиенически нерационально оформленный учебный материал, предъявляемый на экранах, вызывает дискомфорт зрительного анализатора, способствует зрительному утомлению. Гигиеническая оценка и экспертиза используемых и разрабатываемых цифровых образовательных контентов должна проводиться по показателям текстового, цветового, иллюстративного оформления и дизайна электронного образовательного материала.

Участие авторов:

Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, написание статьи, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи;

Янушанец О.И. — концепция и дизайн исследования, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;

Петрова Н.А. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 15.08.2021 / Принята к печати: 28.09.2021 / Опубликована: 31.10.2021

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
Российская академия наук; ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора; ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия

Член-корреспондент РАН, доктор мед. наук, профессор, научный руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, зав. каф. гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 14104, Мытищи, Россия.

e-mail: vrkuchma@mail.ru



О. И. Янушанец
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Н. А. Петрова
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Кондаков А.М., Вавилова А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Дронов В.П., Кондакова М.Л. и соавт. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации. Педагогика. 2018; (4): 98-125.

2. Горбунова Н.В., Болдырева Е.П., Григорьева Т.Ю., Долгова С.Ю., Исайкина М.А., Исмаилова О.И. и соавт. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: монография. Саратов; 2019: 44-66.

3. Григоренко И.Н. Электронные изображения в обучении иностранному языку. Вестник Экономика. Право. Печать. КСЭИ. 2014; 63-64(3-4): 105-10.

4. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019; 14(2): 69-74. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74

5. Магомедов А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования. Педагогика и просвещение. 2019; (2): 134-42. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2019.2.27084

6. Бережная Л.В. Электронный дневник как инструмент повышения качества образования. В кн.: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Качество современного образования: опыт, тенденции развития». Саратов; 2016: 197-200.

7. Конаш А.В. Модернизация технологий электронного дневника с целью повышения эффективности среднего образования. Современное педагогическое образование. 2017; (1): 14-6.

8. Кучма В.Р., Степанова М.И., Текшева Л.М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков. М.: Просвещение; 2013.

9. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. и соавт. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе. Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 64-8.

10. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть II). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (4): 4-24.

11. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 281(8): 4-7.

12. Лавинский Х.Х., Грекова Н.А., Арбузов И.В., Полянская Ю.Н. Риски здоровью детей в «цифровой среде»: пути профилактики. В кн.: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее». М.: Дашков и К; 2017: 508-11.

13. Александрова И.Э. Гигиенические принципы и технология обеспечения безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой образовательной среде. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (3): 23-33.

14. Саньков С.В. Гигиеническая безопасность электронной информационно-образовательной среды в современной школе (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (2): 13-20.

15. Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Саньков С.В. Комплексный подход к гигиеническому нормированию использования детьми электронных средств обучения. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(3): 139-49. https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-3-139-149

16. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э. Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий: Учебно-методическое пособие. М.; 2016.

17. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К., Элькскина Е.В. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебных электронных изданий, предъявляемых на ноутбуке и планшете. Методические рекомендации. М.; 2020.

18. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и соавт. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (2): 4-23.

19. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке. Гигиена и санитария. 2019; 98(12): 1402-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1402-1407

20. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Барсукова Н.К., Степанова М.И., Поленова М.А., Дадонова А.Я. и соавт. Гигиеническая характеристика электронных образовательных ресурсов для обучающихся 1-9-х классов («Мобильная электронная школа»). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (2): 21-5.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Янушанец О.И., Петрова Н.А. Научно-методические основы гигиенической оценки и экспертизы цифровых образовательных контентов. Гигиена и санитария. 2021;100(10):1035-1042. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042

For citation:


Kuchma V.R., Yanushanets O.I., Petrova N.A. Scientific and methodological foundations of hygienic assessment and examination of digital educational content. Hygiene and Sanitation. 2021;100(10):1035-1042. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042

Просмотров: 193


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)