Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Профессиональная деятельность преподавателей вуза и эмоциональное выгорание

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-398-405

Полный текст:

Аннотация

Введение. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) интерпретируется как профессиональный кризис. Однако СЭВ не считается профессиональным или производственно обусловленным заболеванием, его рассматривают только как профессиональное явление.

Цель работы — оценить роль профессиональной деятельности в развитии СЭВ у преподавателей вуза.

Материалы и методы. Исследование проведено среди преподавателей-женщин НАО «Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева» (СКУ) трёх возрастных категорий (до 30 лет, 30–49 лет, 50 и более лет). Использованы физиологические, анкетные, статистические методы.

Результаты. У преподавателей наиболее сформировавшейся фазой СЭВ является «Резистенция», на втором месте — «Истощение», на третьем — «Напряжение». В возрастном диапазоне первой группы обследованных (до 30 лет) преобладала фаза «Резистенция» (34,7%), затем следовали фазы «Напряжение» (21,7%) и «Истощение» (30,4%). В остальных возрастных группах обследованных также преобладала фаза «Резистенция».

Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал преобладание в фазе «Резистенция» следующих симптомов: «Р1. Неадекватное эмоциональное реагирование», «Р4. Редукция профессиональных обязанностей», «Р2. Эмоционально-нравственная дезориентация», «Р3. Расширение сферы экономии эмоций». В фазе «Напряжение» преобладал симптом «Н1. Переживание психотравмирующих обстоятельств». Далее по значимости шли симптомы фазы «Истощение»: «И1. Эмоциональный дефицит», «И2. Эмоциональная отстранённость», «И3. Личностная отстранённость (деперсонализация)». Динамика психофизиологических показателей в зависимости от фаз формирования СЭВ показала схожие результаты с данными корреляционного и дисперсионного анализа. Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал, что превалируют симптомы, негативно отражающиеся на профессиональных качествах преподавателей. Можно предположить, что у преподавателей усиливается признание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, они перестают ощущать различие между экономным проявлением своих эмоций и несоответствующим эмоциональным реагированием, в связи с чем пытаются минимизировать требующие эмоциональных затрат обязанности.

Ограничения исследования. Данное исследование лимитировано выборкой преподавателей-женщин СКУ, у которых в процессе преподавательской деятельности развивается СЭВ, диагностируемый по анкете В.В. Бойко.

Заключение. Профессиональная деятельность преподавателей обусловливает формирование СЭВ, который может рассматриваться как производственно обусловленное заболевание, приводящее к нарушению способности работника квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности.

Участие авторов:

Смагулов Н.К. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста, редактирование;

Лысакова Т.Н. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста; Адилбекова А.А.,

Гитенис Н.В., Евневич А.М. — сбор и обработка материала;

Дмитриев П.С. — сбор и обработка материала, статистическая обработка.

Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Работа проведена в рамках программы грантового финансирования Министерства образования и науки РК научного проекта № AP05132342 «Экология и здоровье работников умственного труда в возрастном аспекте (на примере преподавателей вуза)» (2018–2020 гг.).

Поступила: 14.05.2021 / Принята к печати: 12.04.2022 / Опубликована: 30.04.2022

Об авторах

Нурлан Кемельбекович Смагулов
НАО «Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова»
Казахстан

Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. исследовательского парка биотехнологий и экомониторинга НАО «Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова», 100028, Караганда, Республика Казахстан.

e-mail: msmagulov@yandex.ru



Т. Н. Лысакова
НАО «Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева»
Казахстан


А. А. Адилбекова
НАО «Медицинский университет Караганды»
Казахстан


А. М. Евневич
НАО «Медицинский университет Караганды»
Казахстан


Н. В. Гитенис
НАО «Медицинский университет Караганды»
Казахстан


П. С. Дмитриев
НАО «Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева»
Казахстан


Список литературы

1. Бухтияров И.В., Матюхин В.В., Рубцов М.Ю. Профессиональный стресс в свете реализации глобального плана действий по здоровью, работающих. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; (3): 53-5. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.014

2. Фатхутдинова Л.М., Леонтьева Е.А. Мониторинг рабочего стресса как составная часть системы управления охраной труда. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (1): 28-32. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-1-28-32

3. Niedhammer I., Chastang J.F., David S. Importance of psychosocial work factors on general health outcomes in the national French SUMER survey. Occup. Med. 2008; 58: 15-24. https://doi.org/10.1093/occmed/kqm115

4. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015; 20(2): 307-18

5. Aronsson G., Theorell T., Grape T., Hammarström A., Hogstedt C., Marteinsdottir I., et al. Systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms. BMC Public Health. 2017; 17(1): 264. https://doi.org/10.1186/s12889-017-4153-7

6. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 9(2): 106-11

7. Fred H.L., Scheid M.S. Physician burnout: causes, consequences, and (?) cures. Heart Inst. J. 2018; 45(4): 198-202. https://doi.org/10.14503/THU-18-6842

8. Schonfeld I.S., Bianchi R. Burnout and depression: Two entities or one? J. Clin. Psychol. 2016; 72(1): 22-37. https://doi.org/10.1002/jclp.22229

9. Панков В.А., Лахман О.Л., Кулешова М.В., Рукавишников В.С. Эмоциональное выгорание у медицинских работников в условиях работы в экстремальных ситуациях. Гигиена и санитария. 2020; 99(10): 1034-41. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-10-1034-1041

10. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара; 2019: 82-91.

11. Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. М.: Человек; 2014.

12. Гуштурова И.В. Практикум по возрастной физиологии: для студентов институтов физической культуры и спорта. Ижевск: Удмуртский университет; 2018; 6-10.

13. Баевский Р.М., Черникова А.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма: физиологические основы и основные методы проведения. Cardiometry. 2017; (10): 68-80.

14. Смагулов Н.К., Мухаметжанов А.М. Математическая оценка влияния различных факторов на функциональное напряжение организма военнослужащих. Медицина труда и промышленная экология. 2014; (11): 33-6.

15. Катмаков П.С., Гавриленко В.П., Бушов А.В. Биометрия: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт; 2019.

16. Комаревцева И.В. Динамика устойчивости к синдрому эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования в процессе профилактической работы. Российский психологический журнал. 2014; 11(2): 51-60.

17. Zha N., Patlas M.N., Neuheimer N., Duszak R.Jr. Prevalence of Burnout Among Canadian Radiologists and Radiology Trainees. Can. Assoc. Radiol. J. 2018; 69(4): 367-72. https://doi.org/10.1016/j.carj.2018.05.005

18. Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губин А.И., Попов В.И. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: Методические рекомендации. СПб.: Политехника-сервис; 2009.

19. Демидова О.А., Малахов Д.И. Эконометрика: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт; 2016: 256-9.


Рецензия

Для цитирования:


Смагулов Н.К., Лысакова Т.Н., Адилбекова А.А., Евневич А.М., Гитенис Н.В., Дмитриев П.С. Профессиональная деятельность преподавателей вуза и эмоциональное выгорание. Гигиена и санитария. 2022;101(4):398-405. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-398-405

For citation:


Smagulov N.K., Lyssakova T.N., Adilbekova A.A., Evnevich A.M., Gitenis N.V., Dmitriyev P.S. The role of university teachers’ occupational activity in the burnout syndrome. Hygiene and Sanitation. 2022;101(4):398-405. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-398-405

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)