Профессиональная деятельность преподавателей вуза и эмоциональное выгорание
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-398-405
Аннотация
Введение. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) интерпретируется как профессиональный кризис. Однако СЭВ не считается профессиональным или производственно обусловленным заболеванием, его рассматривают только как профессиональное явление.
Цель работы — оценить роль профессиональной деятельности в развитии СЭВ у преподавателей вуза.
Материалы и методы. Исследование проведено среди преподавателей-женщин НАО «Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева» (СКУ) трёх возрастных категорий (до 30 лет, 30–49 лет, 50 и более лет). Использованы физиологические, анкетные, статистические методы.
Результаты. У преподавателей наиболее сформировавшейся фазой СЭВ является «Резистенция», на втором месте — «Истощение», на третьем — «Напряжение». В возрастном диапазоне первой группы обследованных (до 30 лет) преобладала фаза «Резистенция» (34,7%), затем следовали фазы «Напряжение» (21,7%) и «Истощение» (30,4%). В остальных возрастных группах обследованных также преобладала фаза «Резистенция».
Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал преобладание в фазе «Резистенция» следующих симптомов: «Р1. Неадекватное эмоциональное реагирование», «Р4. Редукция профессиональных обязанностей», «Р2. Эмоционально-нравственная дезориентация», «Р3. Расширение сферы экономии эмоций». В фазе «Напряжение» преобладал симптом «Н1. Переживание психотравмирующих обстоятельств». Далее по значимости шли симптомы фазы «Истощение»: «И1. Эмоциональный дефицит», «И2. Эмоциональная отстранённость», «И3. Личностная отстранённость (деперсонализация)». Динамика психофизиологических показателей в зависимости от фаз формирования СЭВ показала схожие результаты с данными корреляционного и дисперсионного анализа. Посимптомный анализ сформировавшейся фазы СЭВ показал, что превалируют симптомы, негативно отражающиеся на профессиональных качествах преподавателей. Можно предположить, что у преподавателей усиливается признание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, они перестают ощущать различие между экономным проявлением своих эмоций и несоответствующим эмоциональным реагированием, в связи с чем пытаются минимизировать требующие эмоциональных затрат обязанности.
Ограничения исследования. Данное исследование лимитировано выборкой преподавателей-женщин СКУ, у которых в процессе преподавательской деятельности развивается СЭВ, диагностируемый по анкете В.В. Бойко.
Заключение. Профессиональная деятельность преподавателей обусловливает формирование СЭВ, который может рассматриваться как производственно обусловленное заболевание, приводящее к нарушению способности работника квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности.
Участие авторов:
Смагулов Н.К. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста, редактирование;
Лысакова Т.Н. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста; Адилбекова А.А.,
Гитенис Н.В., Евневич А.М. — сбор и обработка материала;
Дмитриев П.С. — сбор и обработка материала, статистическая обработка.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Работа проведена в рамках программы грантового финансирования Министерства образования и науки РК научного проекта № AP05132342 «Экология и здоровье работников умственного труда в возрастном аспекте (на примере преподавателей вуза)» (2018–2020 гг.).
Поступила: 14.05.2021 / Принята к печати: 12.04.2022 / Опубликована: 30.04.2022
Об авторах
Нурлан Кемельбекович СмагуловКазахстан
Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. исследовательского парка биотехнологий и экомониторинга НАО «Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова», 100028, Караганда, Республика Казахстан.
e-mail: msmagulov@yandex.ru
Т. Н. Лысакова
Казахстан
А. А. Адилбекова
Казахстан
А. М. Евневич
Казахстан
Н. В. Гитенис
Казахстан
П. С. Дмитриев
Казахстан
Список литературы
1. Бухтияров И.В., Матюхин В.В., Рубцов М.Ю. Профессиональный стресс в свете реализации глобального плана действий по здоровью, работающих. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; (3): 53-5. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.014
2. Фатхутдинова Л.М., Леонтьева Е.А. Мониторинг рабочего стресса как составная часть системы управления охраной труда. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (1): 28-32. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-1-28-32
3. Niedhammer I., Chastang J.F., David S. Importance of psychosocial work factors on general health outcomes in the national French SUMER survey. Occup. Med. 2008; 58: 15-24. https://doi.org/10.1093/occmed/kqm115
4. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015; 20(2): 307-18
5. Aronsson G., Theorell T., Grape T., Hammarström A., Hogstedt C., Marteinsdottir I., et al. Systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms. BMC Public Health. 2017; 17(1): 264. https://doi.org/10.1186/s12889-017-4153-7
6. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 9(2): 106-11
7. Fred H.L., Scheid M.S. Physician burnout: causes, consequences, and (?) cures. Heart Inst. J. 2018; 45(4): 198-202. https://doi.org/10.14503/THU-18-6842
8. Schonfeld I.S., Bianchi R. Burnout and depression: Two entities or one? J. Clin. Psychol. 2016; 72(1): 22-37. https://doi.org/10.1002/jclp.22229
9. Панков В.А., Лахман О.Л., Кулешова М.В., Рукавишников В.С. Эмоциональное выгорание у медицинских работников в условиях работы в экстремальных ситуациях. Гигиена и санитария. 2020; 99(10): 1034-41. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-10-1034-1041
10. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара; 2019: 82-91.
11. Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Базаркина И.Н. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. М.: Человек; 2014.
12. Гуштурова И.В. Практикум по возрастной физиологии: для студентов институтов физической культуры и спорта. Ижевск: Удмуртский университет; 2018; 6-10.
13. Баевский Р.М., Черникова А.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма: физиологические основы и основные методы проведения. Cardiometry. 2017; (10): 68-80.
14. Смагулов Н.К., Мухаметжанов А.М. Математическая оценка влияния различных факторов на функциональное напряжение организма военнослужащих. Медицина труда и промышленная экология. 2014; (11): 33-6.
15. Катмаков П.С., Гавриленко В.П., Бушов А.В. Биометрия: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт; 2019.
16. Комаревцева И.В. Динамика устойчивости к синдрому эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования в процессе профилактической работы. Российский психологический журнал. 2014; 11(2): 51-60.
17. Zha N., Patlas M.N., Neuheimer N., Duszak R.Jr. Prevalence of Burnout Among Canadian Radiologists and Radiology Trainees. Can. Assoc. Radiol. J. 2018; 69(4): 367-72. https://doi.org/10.1016/j.carj.2018.05.005
18. Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губин А.И., Попов В.И. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: Методические рекомендации. СПб.: Политехника-сервис; 2009.
19. Демидова О.А., Малахов Д.И. Эконометрика: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт; 2016: 256-9.
Рецензия
Для цитирования:
Смагулов Н.К., Лысакова Т.Н., Адилбекова А.А., Евневич А.М., Гитенис Н.В., Дмитриев П.С. Профессиональная деятельность преподавателей вуза и эмоциональное выгорание. Гигиена и санитария. 2022;101(4):398-405. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-398-405
For citation:
Smagulov N.K., Lyssakova T.N., Adilbekova A.A., Evnevich A.M., Gitenis N.V., Dmitriyev P.S. The role of university teachers’ occupational activity in the burnout syndrome. Hygiene and Sanitation. 2022;101(4):398-405. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-398-405