Гигиеническая оценка использования электронного образовательного контента для дошкольников
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-433-440
Аннотация
Введение. Появление предназначенных для детей цифровых образовательных ресурсов диктует необходимость научного обоснования безопасного их применения в образовательной и досуговой деятельности дошкольников разного возраста.
Цель исследования — гигиеническая оценка электронного образовательного контента (ЭОК) цифровой образовательной системы «Мобильное электронное образование — Детский сад» (ЦОС «МЭО — Детский сад») для детей дошкольного возраста.
Материалы и методы. Выполнено гигиеническое наблюдательное и экспертно-аналитическое исследование по оценке ЭОК ЦОС «МЭО — Детский сад» (60 сценариев занятий) для дошкольников разных возрастных групп.
Результаты. Установлены гигиенически значимые показатели для оценки ЭОК: количество, размер, контрастность и цветовое решение объектов информации; наличие текста и показатели его шрифтового оформления; звуковое сопровождение и видеофрагменты; набор инструментов навигации, возможность индивидуальной настройки изображения. Анализ сценариев занятий показал, что основные показатели ЭОК в целом соответствуют возрастным возможностям детей дошкольного возраста и принципам гигиенической безопасности. Результаты экспертно-аналитического исследования позволяют заключить, что электронные материалы ЦОС «МЭО — Детский сад» могут использоваться в образовательной и досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Ограничения исследования. Исследование было ограничено изучением основных составляющих ЭОК (иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты при практическом отсутствии текстового материала) с учётом показателей, имеющих значение для безопасной зрительной работы дошкольников.
Заключение. Дано научное обоснование безопасного применения ЦОС «МЭО — Детский сад» в образовательной и досуговой деятельности дошкольников. Результаты исследований позволили выделить гигиенически значимые показатели для оценки ЭОК для дошкольников, включая параметры, характеризующие его оформление; разработать гигиенические рекомендации по использованию ЦОС «МЭО — Детский сад» в соответствии с возрастом детей и гигиеническими регламентами. Полученные данные являются одним из этапов разработки методологии оценки и гигиенического нормирования количественных и качественных показателей ЭОК для дошкольников, подготовки гигиенических рекомендаций по его проектированию в условиях цифровой трансформации образования.
Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования; редактирование;
Степанова М.И., Поленова М.А. — сбор и обработка материала, написание текста, редактирование.
Все авторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 21.01.2021 / Принята к печати: 12.04.2022 / Опубликована: 30.04.2022
Об авторах
В. Р. КучмаРоссия
Марина Исааковна Степанова
Россия
Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.
e-mail: mi_stepanova@mail.ru
М. А. Поленова
Россия
Список литературы
1. Лежнина М.В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; (3): 77-82.
2. Васильева М.Н. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста. Дошкольное воспитание. 2015; (2): 37-44.
3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.; 2014.
4. Комарова Т.С., Москвина А.С., Третьяков А.Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Проблемы современного образования. 2019; (1): 143-9.
5. Гордеева В.В., Черенкова В.Д. Опыт осуществления дистанционного образования детей старшего дошкольного возраста. Вопросы педагогики. 2020; (10-1): 54-6.
6. Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Звезда Л.М., Пикалова О.С., Скуднев Д.М., Воронин И.В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании. Гуманитарные исследования Центральной России. 2017; (3): 94-111. https://doi.org/10.24411/2541-9056-2017-00032
7. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Национальный психологический журнал. 2019; 4(4): 12-27. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402
8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста. Нижегородское образование. 2015; (3): 78-85.
9. Крежевских О.В., Михайлова А.И. Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации. Педагогическое образование в России. 2019; (9): 60-70. https://doi.org/10.26170/po19-09-08
10. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве. Психологическая наука и образование. 2018; 23(3): 42-53. https://doi.org/10.17759/pse.2018230304
11. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П. и др. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов. Гигиена и санитария. 2016; 95(4): 387-91. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391
12. Морозова Ю.В., Уртамова И.А. Методика анализа электронного учебного контента. Открытое и дистанционное образование. 2017; (4): 38-44. https://doi.org/10.17223/16095944/68/6
13. Кучма В.Р., Степанова М.И., Текшева Л.М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков. М.: Просвещение; 2013.
14. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая характеристика шрифтового оформления текста электронных учебников. Санитарный врач. 2019; (6): 56-64.
15. Тарутта Е.П., Проскурина О.В., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А. Анализ факторов риска развития близорукости в дошкольном и раннем школьном возрасте. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 26-31. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.03
16. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Петренко А.О. Оценка индекса безопасности ридера на основе гигиенической квалификации средств обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (10): 26-8.
17. Кучма В.Р. Концепция и система гигиенической безопасности электронного образовательного контента. В кн.: Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М.: Дашков и Ко; 2017: 502-5.
18. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Барсукова Н.К., Степанова М.И., Поленова М.А., Дадонова А.Я. и др. Гигиеническая характеристика электронных образовательных ресурсов для обучающихся 1-9-х классов («Мобильная электронная школа»). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (2): 21-5.
19. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке. Гигиена и санитария. 2019; 98(12): 1402-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1402-1407
20. Артюхов И.П., Горбач Н.А., Бакшеева С.Л., Большакова И.А., Жарова А.В., Лисняк М.А. и др. Экспертные оценки: методология и практика применения. Фундаментальные исследования. 2012; (10): 11-5.
21. Тея Я.Д. Формальные методы экспертных оценок. Статистика и экономика. 2015; (1): 183-7.
22. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100(9): 903-9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909
23. Саньков С.В. Сравнительный анализ влияния шрифтового оформления электронных текстов, представленных на ноутбуке и планшете, на состояние зрительного анализатора школьников основного общего образования. Санитарный врач. 2020; (2): 36-46. https://doi.org/10.33920/med-08-2002-05
24. Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Саньков С.В. Комплексный подход к гигиеническому нормированию использования детьми электронных средств обучения. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(3): 139-49. https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-3-139-149
25. Кучма В.Р., Янушанец О.И., Петрова Н.А. Научно-методические основы гигиенической оценки и экспертизы цифровых образовательных контентов. Гигиена и санитария. 2021; 100(10): 1035-42. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042
26. Скоролупова О.А., Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А. Методические рекомендации по организации дошкольного образования в дистанционном режиме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Киров; 2021.
Рецензия
Для цитирования:
Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А. Гигиеническая оценка использования электронного образовательного контента для дошкольников. Гигиена и санитария. 2022;101(4):433-440. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-433-440
For citation:
Kuchma V.R., Stepanova M.I., Polenova M.A. Hygienic assessment of using electronic educational content for preschoolers. Hygiene and Sanitation. 2022;101(4):433-440. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-433-440