Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка использования электронного образовательного контента для дошкольников

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-433-440

Полный текст:

Аннотация

Введение. Появление предназначенных для детей цифровых образовательных ресурсов диктует необходимость научного обоснования безопасного их применения в образовательной и досуговой деятельности дошкольников разного возраста.

Цель исследования — гигиеническая оценка электронного образовательного контента (ЭОК) цифровой образовательной системы «Мобильное электронное образование — Детский сад» (ЦОС «МЭО — Детский сад») для детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Выполнено гигиеническое наблюдательное и экспертно-аналитическое исследование по оценке ЭОК ЦОС «МЭО — Детский сад» (60 сценариев занятий) для дошкольников разных возрастных групп.

Результаты. Установлены гигиенически значимые показатели для оценки ЭОК: количество, размер, контрастность и цветовое решение объектов информации; наличие текста и показатели его шрифтового оформления; звуковое сопровождение и видеофрагменты; набор инструментов навигации, возможность индивидуальной настройки изображения. Анализ сценариев занятий показал, что основные показатели ЭОК в целом соответствуют возрастным возможностям детей дошкольного возраста и принципам гигиенической безопасности. Результаты экспертно-аналитического исследования позволяют заключить, что электронные материалы ЦОС «МЭО — Детский сад» могут использоваться в образовательной и досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

Ограничения исследования. Исследование было ограничено изучением основных составляющих ЭОК (иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты при практическом отсутствии текстового материала) с учётом показателей, имеющих значение для безопасной зрительной работы дошкольников.

Заключение. Дано научное обоснование безопасного применения ЦОС «МЭО — Детский сад» в образовательной и досуговой деятельности дошкольников. Результаты исследований позволили выделить гигиенически значимые показатели для оценки ЭОК для дошкольников, включая параметры, характеризующие его оформление; разработать гигиенические рекомендации по использованию ЦОС «МЭО — Детский сад» в соответствии с возрастом детей и гигиеническими регламентами. Полученные данные являются одним из этапов разработки методологии оценки и гигиенического нормирования количественных и качественных показателей ЭОК для дошкольников, подготовки гигиенических рекомендаций по его проектированию в условиях цифровой трансформации образования.

Участие авторов:

Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования; редактирование;

Степанова М.И., Поленова М.А. — сбор и обработка материала, написание текста, редактирование.

Все авторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 21.01.2021 / Принята к печати: 12.04.2022 / Опубликована: 30.04.2022

Об авторах

В. Р. Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия


Марина Исааковна Степанова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.

e-mail: mi_stepanova@mail.ru



М. А. Поленова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Лежнина М.В. Электронные образовательные ресурсы в работе с детьми дошкольного возраста. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011; (3): 77-82.

2. Васильева М.Н. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста. Дошкольное воспитание. 2015; (2): 37-44.

3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.; 2014.

4. Комарова Т.С., Москвина А.С., Третьяков А.Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Проблемы современного образования. 2019; (1): 143-9.

5. Гордеева В.В., Черенкова В.Д. Опыт осуществления дистанционного образования детей старшего дошкольного возраста. Вопросы педагогики. 2020; (10-1): 54-6.

6. Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Звезда Л.М., Пикалова О.С., Скуднев Д.М., Воронин И.В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании. Гуманитарные исследования Центральной России. 2017; (3): 94-111. https://doi.org/10.24411/2541-9056-2017-00032

7. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Национальный психологический журнал. 2019; 4(4): 12-27. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402

8. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста. Нижегородское образование. 2015; (3): 78-85.

9. Крежевских О.В., Михайлова А.И. Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации. Педагогическое образование в России. 2019; (9): 60-70. https://doi.org/10.26170/po19-09-08

10. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве. Психологическая наука и образование. 2018; 23(3): 42-53. https://doi.org/10.17759/pse.2018230304

11. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П. и др. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов. Гигиена и санитария. 2016; 95(4): 387-91. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

12. Морозова Ю.В., Уртамова И.А. Методика анализа электронного учебного контента. Открытое и дистанционное образование. 2017; (4): 38-44. https://doi.org/10.17223/16095944/68/6

13. Кучма В.Р., Степанова М.И., Текшева Л.М. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков. М.: Просвещение; 2013.

14. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая характеристика шрифтового оформления текста электронных учебников. Санитарный врач. 2019; (6): 56-64.

15. Тарутта Е.П., Проскурина О.В., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А. Анализ факторов риска развития близорукости в дошкольном и раннем школьном возрасте. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 26-31. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.03

16. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Петренко А.О. Оценка индекса безопасности ридера на основе гигиенической квалификации средств обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (10): 26-8.

17. Кучма В.Р. Концепция и система гигиенической безопасности электронного образовательного контента. В кн.: Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее: Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М.: Дашков и Ко; 2017: 502-5.

18. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Барсукова Н.К., Степанова М.И., Поленова М.А., Дадонова А.Я. и др. Гигиеническая характеристика электронных образовательных ресурсов для обучающихся 1-9-х классов («Мобильная электронная школа»). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (2): 21-5.

19. Кучма В.Р., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке. Гигиена и санитария. 2019; 98(12): 1402-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1402-1407

20. Артюхов И.П., Горбач Н.А., Бакшеева С.Л., Большакова И.А., Жарова А.В., Лисняк М.А. и др. Экспертные оценки: методология и практика применения. Фундаментальные исследования. 2012; (10): 11-5.

21. Тея Я.Д. Формальные методы экспертных оценок. Статистика и экономика. 2015; (1): 183-7.

22. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100(9): 903-9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

23. Саньков С.В. Сравнительный анализ влияния шрифтового оформления электронных текстов, представленных на ноутбуке и планшете, на состояние зрительного анализатора школьников основного общего образования. Санитарный врач. 2020; (2): 36-46. https://doi.org/10.33920/med-08-2002-05

24. Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Саньков С.В. Комплексный подход к гигиеническому нормированию использования детьми электронных средств обучения. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(3): 139-49. https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-3-139-149

25. Кучма В.Р., Янушанец О.И., Петрова Н.А. Научно-методические основы гигиенической оценки и экспертизы цифровых образовательных контентов. Гигиена и санитария. 2021; 100(10): 1035-42. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-10-1035-1042

26. Скоролупова О.А., Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А. Методические рекомендации по организации дошкольного образования в дистанционном режиме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Киров; 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А. Гигиеническая оценка использования электронного образовательного контента для дошкольников. Гигиена и санитария. 2022;101(4):433-440. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-433-440

For citation:


Kuchma V.R., Stepanova M.I., Polenova M.A. Hygienic assessment of using electronic educational content for preschoolers. Hygiene and Sanitation. 2022;101(4):433-440. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-4-433-440

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)