Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Социально-гигиенический мониторинг в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков: состояние, проблемы, новая концепция развития

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-709-718

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современный этап развития социально-гигиенического мониторинга (СГМ) характеризуется отсутствием эффективной технологии наблюдения за здоровьем детского населения, адекватных показателей системы мониторинга по разделу гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Цель исследования — обосновать эффективные показатели информационного фонда СГМ.

Материалы и методы. Выполнено экспертно-аналитическое исследование, в ходе которого обработано свыше 44 тыс. значений 105 показателей информационного фонда СГМ за 8 лет и результаты физиолого-гигиенического обследования учащихся 18 школ г. Минска.

Результаты. База данных информационного фонда СГМ не позволяет установить влияния социально-экономических факторов на заболеваемость детей и подростков по основным классам болезней и социально значимым заболеваниям. Данные форм о результатах инструментальных замеров физических факторов, количестве вспышек инфекционных и паразитарных болезней в образовательных организациях, удельном весе объектов различных групп по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия не соотносятся друг с другом и не позволяют объективно характеризовать санитарно-эпидемиологическое состояние общеобразовательных организаций. Показатели официальной государственной статистики, характеризующие социально-экономическое положение регионов, не коррелируют с уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций по данным лабораторно-инструментального контроля, достоверно не влияют на охват обучающихся горячим питанием. Социально-экономическое положение регионов влияет на поведение в сфере питания и заболеваемость детей и подростков, организацию им медицинской помощи.

Ограничения исследования. Исследование было ограничено изучением и анализом данных Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга и данными о санитарно-эпидемиологическом благополучии школ крупного города.

Заключение. Оптимизация набора показателей и данных информационного фонда СГМ для оценки и управления процессами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения и организаций должна осуществляться на основании результатов специальных исследований и экспертного анализа.

Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.

Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, написание статьи, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи;
Гузик Е.О. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание статьи, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Седова А.С. — концепция и дизайн исследования, анализ материала, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 05.04.2022 / Принята к печати: 08.06.2022 / Опубликована: 26.06.2022

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
Российская академия наук; ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия

Член-корр. РАН, доктор мед. наук, профессор, науч. руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.

e-mail: vrkuchma@mail.ru



Е. О. Гузик
ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Россия


А. С. Седова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Заболеваемость детского населения России (итоги комплексного медико-статистического исследования). Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 56(5): 21-6.

2. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников. Гигиена и санитария. 2014; 93(3): 64-7.

3. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 57(5): 37-8.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

5. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.

6. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. М.: Научная книга; 2021.

7. Гресь Н.А., Гузик Е.О., Юрага Т.М., Богдевич И.М. Микроэлементный паспорт биосистемы «человек - среда обитания» как информативный метод здоровьесберегающих технологий в медицине. В кн.: Ермаков В.В., ред. Биогеохимия и биохимия микроэлементов в условиях техногенеза биосферы: Материалы VIII международной биогеохимической школы, посвященной 150-летию со дня рождения академика В.И. Вернадского. М.; 2013: 254-7.

8. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников. Здравоохранение Российской Федерации. 2013; 57(5): 37-8.

9. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А. Морфофункциональное развитие современных школьников. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2018.

10. Лапонова Е.Д. Характеристика функционального состояния организма школьников 5-9-х классов разного пола при обучении в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (1): 13-23.

11. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Адаптационная медицина детей и подростков. Оренбург; 2018.

12. Гузик Е.О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска, его формирующих: монография. Минск; 2020.

13. Величковский Б.Т., Полунина Н.В. Социальная биология человека. Введение в научную специальность. М.: Тигле; 2013.

14. Заброда Н.Н., Пинигин М.А., Величковский Б.Т. Основные социально-гигиенические факторы, определяющие здоровье населения России. Вестник Российской академии медицинских наук. 2013; (5-6): 23-6.

15. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография. М.: ПедиатрЪ; 2014.

16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (8): 4-7.

17. Кучма В.Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены. В кн.: Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Екатеринбург; 2018; (6): 20-5.

18. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. Монография. М.; 2017.

19. Седова А.С. Характеристика отношения обучающихся к занятиям физической культурой в школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (1): 31-8.

20. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Ковальчук С.Н., Олюшина Е.А., Киселева А.С., Шапошникова М.В. и др. Уровень функциональных резервов учащихся инновационного образовательного учреждения с разной двигательной активностью. Здоровье населения и среда обитания. 2019; (11): 22-7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-22-27

21. Левченко О.В., Герасимов А.Н., Кучма В.Р. Влияние социально-экономических факторов на заболеваемость детей и подростков социально-значимыми и основными классами болезней. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (8): 21-5.

22. Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Шашина Т.А. Современные направления методологии оценки риска. Гигиена и санитария. 2007; 86(3): 3-8.

23. Онищенко Г.Г., Зайцева Н.В., ред. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития: Монография. М.: Пермь; 2014.

24. Попова А.Ю., Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Мишина А.Л., Ярушин С.В. Современные вопросы оценки и управления риском для здоровья. Гигиена и санитария. 2017; 96(12): 1125-9. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-12-1125-1129

25. Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Диконская О.В., Никонов Б.И., Малых О.Л., Ярушин С.В., и др. Социально-гигиенический мониторинг и информационно-аналитические системы обеспечения оценки и управления риском для здоровья населения и риск-ориентированной модели надзорной деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(12): 1130-6. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-12-1130-1136

26. Кучма В.Р. Анализ риска здоровью детей в стратегии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (4): 9-15.

27. Зайцева Н.П., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (1): 20-5.

28. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Прогнозирование, каузация и технологии управления рисками здоровью обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (1): 4-13.

29. Кучма В.Р. Риск здоровью обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 11-9.

30. Реализация методологии оценки риска в управлении здоровьем детей и подростков. В кн.: Сикорский А.В., Гиндюк А.В., Борисова Т.С., ред. Современные аспекты здоровьесбережения: Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 55-летию медико-профилактического факультета УО «БГМУ». Минск; 2019: 56-67.

31. Гузик Е.О., Чижевская И.Д., Зятиков Е.С., Башун Т.В., Протько Н.Н., Мельникова Е.И. Мониторинг здоровья школьников г. Минска. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (1): 10-7.

32. Попова А.Ю., Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Орлов М.С., Ярушин С.В., Мишина А.Л. Научная концепция развития нормативно-методической основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Гигиена и санитария. 2017; 96(12): 1126-30. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-12-1226-1230

33. Жаворонок Л.Г. Социально-гигиенический мониторинг инструмент управления качеством среды обитания и здоровья населения. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009; (5): 124-9.

34. Филатов Н.Н., Шаханина И.Л., Брико Н.И. Социально-гигиенический мониторинг и эпидемиологический надзор в условиях Москвы. М.: Экоплан; 2001.

35. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году». М.; 2015.

36. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2015 году». М.; 2016.

37. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году». М.; 2017.

38. Кучма В.Р., Степанова М.И., Шумкова Т.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Молдованов В.В., и др. К вопросу о гигиенической оценке уровня СЭБ: апробация нового гигиенического подхода. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (5): 30-2.

39. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (2): 4-11.

40. Кучма В.Р. Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Молдованов В.В. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (2): 27-32.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Гузик Е.О., Седова А.С. Социально-гигиенический мониторинг в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков: состояние, проблемы, новая концепция развития. Гигиена и санитария. 2022;101(6):709-718. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-709-718

For citation:


Kuchma V.R., Guzik E.O., Sedova A.S. Social and hygienic monitoring in the field of hygiene and health protection of children and adolescents: state, problems, new concept of development. Hygiene and Sanitation. 2022;101(6):709-718. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-6-709-718

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)