Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Осведомлённость подростков о депрессивных состояниях, методах их профилактики и коррекции

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-7-787-792

Полный текст:

Аннотация

Введение. По данным ВОЗ, отмечается увеличение распространённости депрессивных расстройств во всех возрастных группах. Подростки являются группой риска развития депрессий, фактор риска — низкий уровень знаний об этих расстройствах.

Цель исследования — изучение распространённости депрессивных состояний и уровня знаний о них у старших школьников в динамике 4 лет для совершенствования образовательных программ по профилактике депрессий.

Материалы и методы. Анонимное добровольное анкетирование было проведено в два этапа с интервалом 4 года в Московском регионе среди учащихся 8–11-х классов общеобразовательных учреждений: на первом этапе были опрошены 324 респондента, на втором этапе — 251. Выраженность депрессивных состояний оценивали с использованием госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS. С помощью анкеты были изучены уровень знаний и источники информации о депрессиях. Проведена статистическая обработка материалов c расчётом величин относительного риска, достоверности различий (при степени вероятности более 0,95) с использованием Microsoft Excel 365.

Результаты. Распространённость депрессивных состояний у школьников в 2014 г. составила 20,4%, в 2018-м — 21,1%. За время наблюдения достоверно снизилось число учащихся, считающих, что ничего не следует предпринимать в случае депрессии, и возросло число школьников, готовых обратиться к психологу. Остаётся низким число школьников, готовых обратиться к врачу, не изменилось число подростков, считающих возможным самолечение. Основным источником информации о депрессиях остаётся интернет, помощь профессионального сообщества используется недостаточно. Эффективными способами самокоррекции депрессивных состояний оказались обсуждение проблем настроения с окружающими и физическая активность.

Ограничения исследования. Исследование имеет возрастные (подростки 14–17 лет), региональные (Московский регион) и образовательные (обучающиеся средних общеобразовательных организаций) ограничения.

Заключение. Выявлены высокая распространённость депрессивных проявлений, недостаточные знания учащихся в этой области, что требует регулярного мониторинга осведомлённости школьников и коррекции образовательных программ.

Соблюдение этических стандартов. Исследование проводилось в соответствии с этическими и правовыми стандартами, изложенными в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, одобрено локальным этическим комитетом Сеченовского Университета. Согласие родителей и администрации образовательных учреждений было получено во всех случаях.

Участие авторов:
Бобрищева-Пушкина Н.Д. — концепция и дизайн исследования, сбор материала, написание текста;
Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Денисова Е.Л., Никитенко Е.И. — сбор и обработка материала;
Кирпиченкова Е.В., Петрова Е.С. — анализ литературных данных, статистическая обработка материала; 
Королев А.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 06.05.2022 / Принята к печати: 08.06.2022 / Опубликована: 31.07.2022

Об авторах

Наталия Дмитриевна Бобрищева-Пушкина
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия

Канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)», 119435, Москва.

e-mail: nbobrishevapushkina@mail.ru



Л. Ю. Кузнецова
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


О. Л. Попова
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


Е. Л. Денисова
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


Е. И. Никитенко
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


Е. В. Кирпиченкова
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


Е. С. Петрова
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


А. А. Королев
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)»
Россия


Список литературы

1. WHO. Depression and other Common Mental Disorders. Global Health Estimates. Geneva; 2017. Available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/254610/WHO-MSD-MER-2017.2-eng.pdf

2. McMahon E.M., Corcoran P., O’Regan G., Keeley H., Cannon M., Carli V., et al. Physical activity in European adolescents and associations with anxiety, depression and well-being. Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2017; 26(1): 111-22. https://doi.org/10.1007/s00787-016-0875-9

3. Głąbska D., Guzek D., Groele B., Gutkowska K. Fruit and vegetables intake in adolescents and mental health: a systematic review. Rocz. Panstw. Zakl. Hig. 2020; 71(1): 15-25. https://doi.org/10.32394/rpzh.2019.0097

4. Patte K.A., Faulkner G., Qian W., Duncan M., Leatherdale S.T. Are one-year changes in adherence to the 24-hour movement guidelines associated with depressive symptoms among youth? BMC Pub. Health. 2020; 20: 793. https://doi.org/10.1186/s12889-020-08887-z

5. Тимербулатов И.Ф., Зулькарнаев Т.Р., Ахметшина Р.А., Поварго Е.А., Ямалетдинов А.Ш., Тимербулатов Р.Ф. Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города. Гигиена и санитария. 2009; 88(2): 82-5.

6. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройства аффективного спектра. Медицинская психология в России. 2012; (2): 4.

7. Boers E., Afzali M.H., Newton N., Conrod P. Association of screen time and depression in adolescence. JAMA Pediatr. 2019; 173(9): 853-9. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.1759

8. Monzonís-Carda I., Adelantado-Renau M., Beltran-Valls M.R., Moliner-Urdiales D. An examination of the association between risk of depression and academic performance according to weight status in adolescents: DADOS study. J. Affect. Disord. 2021; 290: 157-63. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.04.086

9. Tripković M., Bakija I., Sindik J., Marlais M., Zečević I. Family financial situation, parental marital status and self-harm amongst adolescents in Croatia. Acta Clin. Croat. 2017; 56(3): 469-77. https://doi.org/10.20471/acc.2017.56.03.14

10. Song X., Li D., Hu J., Yang R., Wan Y., Fang J., et al. Moderating role of health literacy on the association between alexithymia and depressive symptoms in middle school students.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020; 17(15): 5321. https://doi.org/10.3390/ijerph17155321

11. Attygalle U.R., Perera H., Jayamanne B.D.W. Mental health literacy in adolescents: ability to recognise problems, helpful interventions and outcomes. Child Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 2017; 11: 38. https://doi.org/10.1186/s13034-017-0176-1

12. Salerno J.P. Effectiveness of universal school-based mental health awareness programs among youth in the United States: a systematic review. J. Sch. Health. 2016; 86(12): 922-31. https://doi.org/10.1111/josh.12461

13. Nersessova K.S., Jurcik T., Hulsey T.L. Differences in beliefs and attitudes toward depression and schizophrenia in Russia and the United States.Int. J. Soc. Psychiatry. 2019; 65(5): 388-98. https://doi.org/10.1177/0020764019850220

14. Townsend L., Musci R., Stuart E., Ruble A., Beaudry M.B., Schweizer B., et al. The association of school climate, depression literacy, and mental health stigma among high school students. J. Sch. Health. 2017; 87(8): 567-74. https://doi.org/10.1111/josh.12527

15. Adolescent deaths from suicide in Russia. Available at: https://www.slideshare.net/unicefceecis/adolescent-deaths-from-suicide-in-russia-2011

16. Бадмаева В.Д., Харитонова Н.К., Лапшина Е.Н., Булатова М.В., Русинова С.С. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством. В кн.: Практика судебно-психиатрической экспертизы. М.; 2012: 303-8.

17. Указ президента Российской Федерации № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». М.; 2012.

18. Федеральный закон Российской федерации № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». М.; 2010.

19. Рекомендации по распространению в СМИ информации о случаях самоубийства. М.; 2016.

20. Zigmond A.S., Snaith R.P. The hospital anxiety and depression scale. Acta. Psychiatr. Scand. 1983; 67(6): 361-70. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x

21. Sagen U., Vik T.G., Moum T., Mørland T., Finset A., Dammen T. Screening for anxiety and depression after stroke: comparison of the hospital anxiety and depression scale and the Montgomery and Asberg depression rating scale. J. Psychosom. Res. 2009; 67(4): 325-32. https://doi.org/10.1016/j.jpsychores.2009.03.007

22. Логинов И.П., Солодкая Е.В. Уровень тревоги и депрессии у школьников-подростков, проживающих в сельской местности Хабаровского края. В кн.: Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы. СПб.; 2015.

23. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-6-10

24. Васильева Л.В., Эверт Л.С., Терещенко С.Ю., Горбачева Н.Н., Мочалкина И.М. Пограничные психические расстройства у школьников. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2015; (40): 16-9. https://doi.org/10.17116/jnevro20151154116-19

25. Соколова Н.В., Захаренко А.С., Кочергина Н.И., Гончарова Д.Г. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде. Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 27-9.

26. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Гришкевич Н.Ю., Ахмельдинова Ю.Р. Показатели социально-психологической адаптации и эмоционального статуса подростков и лиц юношеского возраста. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2018; (4): 75-2. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2018-4-75-82

27. Tang X., Tang S., Ren Z., Wong D.F.K. Prevalence of depressive symptoms among adolescents in secondary school in mainland China: A systematic review and meta-analysis. J. Affect. Disord. 2019; 245: 498-507. https://doi.org/10.1016/j.jad.2018.11.043

28. Crockett M.A., Martínez V., Jiménez-Molina Á. Subthreshold depression in adolescence: Gender differences in prevalence, clinical features, and associated factors. J. Affect. Disord. 2020; 272: 269-76. https://doi.org/10.1016/j.jad.2020.03.111

29. Townsend L., Musci R., Stuart E., Heley K., Beaudry M.B., Schweizer B., et al. Gender differences in depression literacy and stigma after a randomized controlled evaluation of a universal depression education program. J. Adolesc. Health. 2019; 64(4): 472-7. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2018.10.298

30. Breslin G., Shannon S., Prentice G., Rosato M., Leavey G. Adolescent mental health help-seeking from family and doctors: applying the theory of planned behaviour to the Northern Ireland schools and wellbeing study. Child Care Pract. https://doi.org/10.1080/13575279.2021.1918639

31. Singh S., Zaki R.A., Farid N.D.N. A systematic review of depression literacy: Knowledge, help-seeking and stigmatising attitudes among adolescents. J. Adolesc. 2019; 74: 154-72. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2019.06.004

32. Al-Khattab H., Oruche U., Perkins D., Draucker C. How African American adolescents manage depression: being with others. J. Am. Psychiatr. Nurses. Assoc. 2016; 22(5): 387-400. https://doi.org/10.1177/1078390316657391

33. Brendgen M., Vitaro F., Bukowski W.M., Dionne G., Tremblay R.E., Boivin M. Can friends protect genetically vulnerable children from depression? Dev. Psychopathol. 2013; 25(2): 277-89. https://doi.org/10.1017/S0954579412001058

34. Gariépy G., Honkaniemi H., Quesnel-Vallée A. Social support and protection from depression: systematic review of current findings in Western countries. Br. J. Psychiatry. 2016; 209(4): 284-93. https://doi.org/10.1192/bjp.bp.115.169094

35. Kleppang A.L., Hartz I., Thurston M., Hagquist C. The association between physical activity and symptoms of depression in different contexts - a cross-sectional study of Norwegian adolescents. BMC Public Health. 2018; 18(1): 1368. https://doi.org/10.1186/s12889-018-6257-0

36. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Распространенность и факторы риска развития депрессивных состояний у старших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (4): 32-7


Рецензия

Для цитирования:


Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Денисова Е.Л., Никитенко Е.И., Кирпиченкова Е.В., Петрова Е.С., Королев А.А. Осведомлённость подростков о депрессивных состояниях, методах их профилактики и коррекции. Гигиена и санитария. 2022;101(7):787-792. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-7-787-792

For citation:


Bobrisheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Popova O.L., Denisova E.L., Nikitenko E.I., Kirpichenkova E.V., Petrova E.S., Korolev A.A. Awareness about depressive conditions, methods of their prevention and correction in adolescents. Hygiene and Sanitation. 2022;101(7):787-792. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-7-787-792

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)