Условия труда и состояние здоровья педагогов общеобразовательных организаций (обзор литературы)
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-8-940-946
Аннотация
Современные исследования указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья педагогов как профессиональной группы. Анализ данных литературы свидетельствует, что педагогов общеобразовательных организаций можно отнести к категории работников, подверженных не только профессиональному стрессу, но и воздействию не соответствующих гигиеническим нормативам факторов трудового процесса. За счёт нахождения в позе стоя до 80% времени урока труд педагогов по тяжести трудового процесса относится к вредному (тяжёлому) классу 1–й степени (класс 3.1), по показателям напряжённости, за счёт интеллектуальных, эмоциональных, сенсорных нагрузок, — к вредным условиям труда класса 3.1–3.2. Анализ сведений о состоянии здоровья педагогов показал, что при первичном осмотре у 40% работников выявляется патология, требующая амбулаторного обследования и лечения, и практически 50% обследованных учителей необходимо диспансерное наблюдение. В структуре заболеваемости лидирующими являются заболевания глаза и его придаточного аппарата — 43,6%, болезни органов дыхания – 36%, болезни органов пищеварения — 31,1%. По данным медицинской документации, наиболее часто выявляются заболевания сердечно-сосудистой системы — 35,6%, органов пищеварения — 15,9%, мочеполовой системы — 11,8%. Отмечено увеличение количества заболеваний у одного работника с возрастом и стажем работы. Кроме того, с увеличением педагогического стажа происходит нарастание дезадаптационных процессов и психопатологических состояний невротического или психопатического характера.
Сбор информации осуществляли с использованием библиографических баз данных Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, PubMed, РИНЦ, CyberLeninka.
Участие авторов:
Панков В.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Катаманова Е.В. — написание текста, редактирование, ответственность за целостность всех частей статьи;
Сливницына Н.В. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Бейгель Е.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Павлов А.Д. — проработка данных литературы, форматирование (структурирование) статьи для публикации;
Винокурова А.С. — проработка данных литературы, анализ, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного задания.
Поступила: 29.06.2022 / Принята к печати: 04.08.2022 / Опубликована: 14.09.2022
Ключевые слова
Об авторах
В. А. ПанковРоссия
Елена Владимировна Катаманова
Россия
Доктор мед. наук, доцент, главный врач Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665826, Ангарск.
e-mail: katamanova_e_v@mail.ru
Н. В. Сливницына
Россия
Е. А. Бейгель
Россия
А. Д. Павлов
Россия
А. С. Винокурова
Россия
Список литературы
1. Быков Р.А., Быкова Е.Ю., Власова Ю.А. Социальная апатия учителей как форма адаптации к современным социокультурным особенностям. М.: Красное знамя; 2020.
2. Баженова Н.А. Сохранение и укрепление здоровья педагога в процессе профессиональной деятельности. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого. 2015; 5(1а): 11-4.
3. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Ширстов Д.А. Психосоматический подход к коррекции нарушений здоровья у женщин - педагогов общеобразовательных школ. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; 16(S): 60-1.
4. Рыкова Т.М. Здоровье как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагога. Наука и школа. 2009; (4): 20-1.
5. Багнетова Е.А. Здоровье педагога в условиях современной профессиональной среды. Актуальные научные исследования в современном мире. 2018; (11-7): 174-6.
6. Лебедина Е.В., Чиркова Т.Н. Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы. Кубанская школа. 2021; (2): 5-9.
7. Мамедов А.К. Здоровье педагога: социальные риски и современные вызовы. В кн.: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука и образование: традиции и инновации». Оренбург; 2018: 64-73.
8. Таланцева В.К., Волкова Т.И., Алтынова Н.В. Состояние профессионального здоровья у работников педагогической сферы. В кн.: Сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ «Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики». Краснодар; 2020: 646-53.
9. Асланханов М.А. Проблема профессионального здоровья современного учителя общеобразовательной школы. Апробация. 2016; (12): 7-9.
10. Bogaert I., De Martelaer K., Deforche B., Clarys P., Zinzen E. Association between different types of physical activity and teachers perceived mental, physical, and work-related health. BMC Public Health. 2014; 14: 534. https://doi.org/10.1186/1471-2458-14-534
11. Dziuba T.M., Karamushka L.M., Halushko L.J., Zvyagolskaya I.M., Karamushka T.V., Hamaidia A., et al. Mental health of teachers in Ukrainian educational organizations. Wiad. Lek. 2021; (11-1): 2779-83. https://doi.org/10.36740/WLek202111117 (in Russian)
12. Пестерева Д.В. Профессиональные факторы риска для здоровья педагогов. Академический журнал Западной Сибири. 2020; 16(1): 18-20.
13. Надеина Л.Е. Анализ профессиональной заболеваемости педагогов. Вестник Донецкого педагогического института. 2018; (2): 134-40.
14. Ченцова С.Н., Антонова А.А., Сердюков В.Г. Актуальные вопросы изучения и оценки здоровья учителей общеобразовательных школ. Астраханский медицинский журнал. 2013; 8(1): 302-6.
15. Осьмук Л.А., Сафронова М.В., Захир Б.С. Психосоциальное благополучие и профессиональная деятельность российских учителей. Идеи и идеалы. 2013; 1(3): 91-104.
16. Жуков О.Ф., Россошанская Н.С. Профессиональное здоровье учителя. Ученые записки института им. П.Ф. Лесгафта. 2011; (3): 75-8.
17. Цачева Н., Любомирова К., Табанска М. Сравнительный анализ влияния условий труда на учителей и статус педагогических работников в системе образования Болгарии. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013; (1-2): 136-46.
18. Scheuch K., Haufe E., Seibt R. Teachers’ health. Dtsch Arztebl.Int. 2015; 112(20): 347-56. https://doi.org/10.3238/arztebl.2015.0347
19. Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В. Психофизиологические особенности устойчивости к стрессу при отдельных видах умственной работы. Медицина труда и промышленная экология. 2018; (1): 12-8.
20. Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Зуев А.В. Психопрофилактика негативного влияния профессиональных факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; (3): 8. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-3-8
21. Степанов Е.Г., Ишмухаметов И.Б. Оценка индивидуального профессионального риска учителей. Медицина труда и промышленная экология. 2012; (1): 38-41.
22. Горблянский Ю.Ю., Пономарева О.П., Конторович Е.П. Основные предикторы профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2019; (9): 605-6. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-605-606
23. Степанов Е.Г., Ларионова Т.К., Галикеева А.Ш., Овсянникова Л.Б. Проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогов в современных условиях. Медицина труда и экология человека. 2016; (1): 33-9.
24. Горбич В.Ф., Гревцова Е.А., Чукина Г.В. Оптимизация преподавания дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в вузе. В кн.: Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее. Материалы III международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». Казань; 2013: 114-6.
25. Юшкова О.И., Матюхин В.В., Бухтияров И.В., Капустина А.В., Порошенко А.С., Калинина С.А. и др. Методическое обоснование оценки функционального напряжения организма при умственном труде. Вестник Тверского государственного университета, серия: биология и экология. 2014; (3): 15-26.
26. Жеглова А.В., Лапко И.В., Богатырёва И.А. Комплексная оценка факторов риска профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ. Анализ риска здоровью. В кн.: Внешнесредовые, социальные, медицинские и поведенческие аспекты совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью RISE-2021. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Пермь; 2021: 142-8.
27. Гудкова Т.В. Гигиеническая оценка педагогической деятельности. В кн.: Материалы II международной научной конференции «Новые задачи современной медицины». СПб.; 2013: 67-9.
28. Martins R.H., Pereira E.R., Hidalgo C.B., Tavares E.L. Voice disorders in teachers. A review. J. Voice. 2014; 28(6): 716-24. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2014.02.008
29. Орлова О.С., Хоппе Л.С., Эстрова П.А. Предупреждение нарушений голоса в процессе дистанционного образования и обучения. В кн.: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего». М.; 2021: 268-77.
30. Иванова Е.К., Охтиярова Т.И. Пути формирования и сохранения профессиональных качеств голоса. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015; (2): 134-9.
31. Ализаде Ю.С., Рудин Л.Б. Результаты ретроспективного анализа распространенности голосовых нарушений у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2019; 59(9): 542-3. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-542-543
32. Башкирева Т.В., Башкирева А.В. Портрет психического здоровья женщин-педагогов как субъектов профессиональной деятельности. В кн.: Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник II Международной научно-практической конференции. Ереван; 2020: 64-9.
33. Жуков О.Ф., Черкесова Е.В., Алексеева М.Н. Влияние условий дистанционного обучения на эмоциональное и физическое состояние учителя. Современные проблемы науки и образования. 2021; (2): 31. https://doi.org/10.17513/spno.30610
34. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Пинчук Т.В. Физиологический статус педагогических работников. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021; (6): 74-81. https://doi.org/10.24412/2305-8404-2021-6-74-81
35. Илькаева Е.Н., Такаев Р.М., Степанов Е.Г., Фасиков Р.М., Степанова Г.С. Состояние здоровья учителей по результатам самооценки и дополнительной диспансеризации. Здоровье населения и среда обитания. 2009; (1): 25-8.
36. Cheng H.K., Wong M.T., Yu Y.C., Ju Y.Y. Work-related musculoskeletal disorders and ergonomic risk factors in special education teachers and teacher’s aides. BMC Public Health. 2016; 16: 137. https://doi.org/10.1186/s12889-016-2777-7
37. Хамедова М.Ш., Серебрякова В.Н., Трубачева И.А., Кавешников В.С. Распространенность отдельных компонентов метаболического синдрома среди педагогов. Сибирский медицинский журнал. 2013; (3): 77-81.
38. Карамнова Н.С., Выгодина В.А., Серебрякова В.Н., Калинина А.М., Трубачева И.Н., Кавешников В.С. Оценка факторов риска артериальной гипертонии в коллективе педагогов общеобразовательных школ г. Томска. В кн.: Артериальная гипертония: от теории к практике. Сборник тезисов XI Всероссийского конгресса. М.; 2015.
39. Степанов Е.Г., Фасиков Р.М., Диденко Н.А., Акимова В.С., Ишмухаметов И.Б. Труд и здоровье учителей общеобразовательных школ в современных условиях. Медицина труда и промышленная экология. 2010; (6): 24-7.
40. Шулаев А.В., Степанов Р.М., Шайхутдинова К.А., Гарипова Р.В., Кузьмина С.В., Сабитова М.М. Оценка состояния здоровья работников образовательных учреждений Казани. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; (3-1): 139-43. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.117.3.025
41. Введенский А.И. Исследование заболеваемости работников образовательной бюджетной сферы: медико-социальные факторы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; (5): 847-52. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-847-852
42. Корнилова Д.С., Рязанова В.С., Асриян О.Б., Черемискина И.И. Отношение к здоровью учителей Приморского края. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; (1-1): 146-50.
43. Коновалов О.Е., Введенский А.И. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди работников бюджетной сферы. Научно-практический рецензируемый медицинский журнал. 2015; (2): 20-4.
44. Howard J.T., Howard К.J. The effect of perceived stress on absenteeism and presenteeism in public school teachers. J. Workplace Behav. Health. 2020; 35(2): 100-6. https://doi.org/10.1080/15555240.2020.1724794
45. Полунина Н.В., Оприщенко Д.С., Полунин В.С., Каракаева Э.Б., Маслова Д.В. Социально-гигиенические аспекты здоровья педагогов и пути его улучшения. Общественное здоровье и здравоохранение. 2014; (4): 17-21.
46. Шаламова Е.Ю., Багнетова Е.А., Корчин В.И., Корчина Т.Я., Сафонова В.Р. Индивидуальные и региональные факторы образа жизни в формировании здоровья участников образовательного процесса. М.: Библиографика; 2016.
47. Броздовская Е.В., Литвинова Н.А., Суворова Л.И. Взаимосвязь темпов старения с заболеваемостью педагогов. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010; 5(1): 154-5.
48. Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Качество жизни и психическое здоровье педагогов, работающих в различных системах образования (общее, коррекционное, инклюзивное). Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013; (11): 87-93.
49. Смиренский Е.А. Частота встречаемости пограничных психопатологических расстройств среди педагогов г. Нижнего Новгорода. Тюменский медицинский журнал. 2014; 16(3): 49-50.
50. Beames J.R., Christensen H., Werner-Seidler A. School teachers: the forgotten frontline workers of Covid-19. Australas Psychiatry. 2021; 29(4): 420-2. https://doi.org/10.1177/10398562211006145
51. Jakubowski T.D., Sitko-Dominik M.M. Teachers mental health during the first two waves of the COVID-19 pandemic in Poland. PLoS One. 2021; 16(9): e0257252. https://doi.org/10.7910/DVN/BXXSBP
52. Черникова Е.Ф., Низяева М.В., Васильева Т.Н., Широких И.К., Фокина Т.А. Исследование напряженности труда и характеристики информационных потоков у педагогов разных ступеней образования при традиционном и дистанционном режимах работы. В кн.: XXV Нижегородская сессия молодых ученых (технические, естественные гуманитарные науки): материалы тезисов и докладов. Нижний Новгород; 2020: 195-8.
53. Прокофьева В.А., Константинов В.В. Саморегуляция как фактор успешности обучения курсантов военной образовательной организации высшего образования. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2018; (4): 69-73.
54. Becker E.S., Götz T., Morger V., Ranellucci J. The importance of teachers’ emotions and instructional behavior for their students’ emotions - An experience sampling analysis. Teach. Teach. Educ. 2014; 43: 15-26. https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.05.002
55. Ножичкина Л.В. Использование потенциала искусства и арт-технологий в профессионально-личностном развитии учителя. Социальное воспитание и общекультурное развитие личности. 2017; (3): 30-3. https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10305
56. Lizana P.A., Vega-Fernadez G. Teacher teleworking during the COVID-19 pandemic: association between work hours, work-family balance and quality of life.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18(14): 7-16. https://doi.org/10.3390/ijerph18147566
57. Обухова В.А., Еремеева Ю.В. Психодрама и гештальт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания педагогов. В кн.: Психология стресса субъектов образовательного процесса: диагностика, коррекция, профилактика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Орехово-Зуево; 2018: 46-9.
58. Суховершин А.В. Возможности психологической помощи в санаторно-курортных условиях при эмоциональном выгорании с экзистенциальными проблемами. Вестник Томского государственного университета. 2011; (353): 182-9.
59. Манько О.М., Миляева М.В., Поспелова И.Ю. Практические аспекты профилактики «синдрома эмоционального выгорания» педагогов в условиях санаторно-курортного лечения. Вестник восстановительной медицины. 2012; (5): 60-3.
60. Кадиева Р.И., Магомедова М.А., Магомедова Х.М. Особенности эмоционального выгорания лиц, занятых в сфере преподавательской деятельности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019; 13(3): 96-104. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2019-13-3-96-104
61. Schnaider-Levi L., Ganz A.B., Zafrani K., Goldman Z., Mitnik I., Rolnik B., et al. The effect of inquiry-based stress reduction on teacher burnout: A controlled trial. Brain Sci. 2020; 10(7): 468. https://doi.org/10.3390/brainsci10070468
62. Lindsay E., Creswell D. Mechanisms of mindfulness training: Monitor and Acceptance Theory (MAT). Clin. Psychol. Rev. 2017; 51: 48-59. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.10.011
63. Багнетова Е. Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных школ. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017; (3): 84-8
Рецензия
Для цитирования:
Панков В.А., Катаманова Е.В., Сливницына Н.В., Бейгель Е.А., Павлов А.Д., Винокурова А.С. Условия труда и состояние здоровья педагогов общеобразовательных организаций (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2022;101(8):940-946. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-8-940-946
For citation:
Pankov V.A., Katamanova E.V., Slivnitsyna N.V., Beigel E.A., Pavlov A.D., Vinokurova A.S. Working conditions and the state of health in teachers of secondary schools (literature review). Hygiene and Sanitation. 2022;101(8):940-946. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-8-940-946