Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Актуальные медико-социальные проблемы общего и профессионального обучения детей с интеллектуальными нарушениями (обзор литературы)

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-11-1379-1385

Полный текст:

Аннотация

Пятьдесят восьмая Всемирная ассамблея здравоохранения по итогам рассмотрения доклада об инвалидности декларирует «необходимость инвестирования в услуги здравоохранения и реабилитации, необходимые для обеспечения равенства возможностей и хорошего качества жизни людей с ограниченными возможностями». Конвенция о правах ребёнка, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) предусматривают возможность получения лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования, профессиональной ориентации и профессионального обучения.

Цель исследования. Оценить медико-социальные проблемы детей с интеллектуальными нарушениями при адаптации в образовательных организациях, профессиональной ориентации для выбора соответствующей профессии, обучении и трудоустройстве.

Обзор современных данных по проблемам обучения и здоровьесбережения детей с умственной отсталостью, их профессиональной ориентации, профессиональному обучению. Оценка современной нормативной базы для обучения детей и подростков с ОВЗ. Поиск информации осуществлялся с использованием информационных порталов eLIBRARY.RU, PUBMED, Web of Science и Scopus.

Показано, что существуют проблемы привлечения подростков с умственной отсталостью в организации профессионального образования, где число обучающихся остаётся минимальным. Представлены новые нормативные документы, в которых определены условия и учебные нагрузки для лиц с ОВЗ в образовательных организациях. Установлена необходимость повышения качества медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с привлечением врачей соответствующего профиля. Показано развитие материально-технической базы для воспитания, обучения и реабилитации детей с умственной отсталостью. Отмечены проблемы подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ при выполнении государственной программы «Доступная среда». Рассмотрена «Концепция развития образования детей с ОВЗ», разработанная педагогами-дефектологами. Представлена современная нормативная база для профессионального обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ.

Заключение. Результаты обзора направлены на выявление проблем профессиональной ориентации и обучения подростков с умственной отсталостью и могут быть полезны для специалистов, работающих с такими детьми и подростками.

Участие авторов:
Шубочкина Е.И. — концепция и дизайн исследований, поиск источников литературы, написание текста, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи;
Ибрагимова Е.М. — сбор и обработка материала, поиск источников и оформление списка литературы.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 06.09.2022 / Принята к печати: 03.10.2022 / Опубликована: 30.11.2022

Об авторах

Евгения Ивановна Шубочкина
ФГАУ «Национальный исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, доцент, ведущий специалист лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 111999, Москва.

e-mail: evshub@yandex.ru



Е. М. Ибрагимова
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»
Россия


Список литературы

1. Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Терлецкая Р.Н., Конова С.Р. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации. Интеграция образования. 2021; 25(1): 127-43. https://doi.org/10.15507/1991-9468.102.025.202101.127-143

2. Мансуров С.А., Тенкачева Т.Р. Управление образовательной организацией в условиях реализации инклюзивного образования. Педагогическое образование в России. 2019; (1): 113-7. https://doi.org/10.26170/po19-01-16

3. Сетко Н.П., Садчикова Г.В. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы). Оренбургский медицинский вестник. 2017; 5(2): 4-8.

4. Niehaus M., Kaul T., Klinkhammer D., Hodek L., Menzel F. The UN-Convention on the Rights of People With Disabilities and the Transition From School to Vocational Training and Career in Germany: Public Data Sources Under Close Scrutiny. Rehabilitation (Stuttg). 2014; 53(1): 56-8. https://doi.org/10.1055/s-0033-1343488 (in German)

5. Casanova Dias M., Perera B., Riese F., De Picker L., Pinto da Costa M., Petricean A., et al. Are we training psychiatrists to develop skills in intellectual disability psychiatry? Current European context and future directions. Eur. Psychiatry. 2020; 63(1): e99. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2020.102

6. Krysta K., Krysta J., Szczegielniak A., Krzystanek M. Services for patients with intellectual disability and mental health problems in Poland. Psychiatr. Danub. 2019; 31(Suppl. 3): 534-42.

7. Eagleson C., Cvejic R.C., Weise J., Davies K., Trollor J.N. Subspecialty training pathways in intellectual and developmental disability psychiatry in Australia and New Zealand: current status and future opportunities. Australas. Psychiatry. 2019; 27(5): 513-8. https://doi.org/10.1177/1039856219839468

8. Hepperlen R.A., Biggs J., Mwandileya W., Rabaey P., Ngulube E., Hearst M.O. Using community-based interventions to reduce public stigma of children with disabilities: A feasibility study. J. Appl. Res.Intellect. Disabil. 2021; 34(6): 1499-510. https://doi.org/10.1111/jar.12894

9. Bujnowska A.M., Rodríguez C., García T., Areces D., Marsh N.V. Coping with stress in parents of children with developmental disabilities.Int. J. Clin. Health Psychol. 2021; 21(3): 100254. https://doi.org/10.1016/j.ijchp.2021.100254

10. Lamptey D.L. Health beliefs and behaviours of families towards the health needs of children with intellectual and developmental disabilities (IDD) in Accra, Ghana. J.Intellect. Disabil. Res. 2019; 63(1): 12-20. https://doi.org/10.1111/jir.12545

11. Кучмаева О.В., Петрякова О.Л., Сабитова Г.В. Параметры выбора модели образования для детей с ограниченными возможностями. Социологические исследования. 2014; (8): 119-27.

12. Ибрагимова Е.М., Шубочкина Е.И. Состояние здоровья и медико-социальные особенности подростков, обучающихся по разным программам профессиональной подготовки в колледжах. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (4): 22-6.

13. Кулик Е.О. Особенности профессионального самоопределения школьников с нарушениями развития. В кн.: «Научное и образовательное пространство: перспективы развития». Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Чебоксары; 2018: 150-2. https://doi.org/10.21661/r-474157

14. Руководство. Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования. М.; 2020.

15. Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И., Чепрасов В.В. Медико-социальные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях. Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(5): 12-5.

16. Рапопорт И.К. Нормативно-правовое обеспечение медицинского обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (3): 52-7.

17. Lee L., Upadhya K.K., Matson P.A., Adger H., Trent M.E. The status of adolescent medicine: building a global adolescent workforce.Int. J. Adolescent Medicine Health. 2016; 28(3): 233-43. https://doi.org/10.1515/ijamh-2016-5003

18. Golub S.A., Arunakul J., Hassan A.A. Global perspective: training opportunities in adolescent medicine for healthcare professionals. Curr. Opin. Pediatr. 2016; 28(4): 447-53. https://doi.org/10.1097/mop.0000000000000366

19. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Результаты аудита качества медицинской помощи подросткам, обучающихся в колледжах Свердловской области. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (2): 31-8.

20. Шубочкина Е.И., Блинова Е.Г. Современные аспекты обучения в организациях среднего профессионального образования и здоровье обучающихся. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2021; 29(10): 53-9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-53-59

21. Рапопорт И.К. Ресурсы коррекционных школ в сфере укрепления здоровья детей с особыми потребностями (по материалам Всероссийского конкурса). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (4): 45-54.

22. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. К вопросу о профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профилактика зависимостей. 2016; (1): 187-9.

23. Башаев С.В., Подлубная А.А. Готовность учителей общеобразовательных школ к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Наука и образование: новое время. 2016; (4): 286-9.

24. Самохвалова А.Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья. Клиническая и специальная психология. 2015; 4(2): 39-53.

25. Kabasakal E., Özcebe H., Arslan U. Are the health needs of children with disabilities being met at primary schools? J.Intellect. Disabil. 2020; 24(4): 448-58. https://doi.org/10.1177/1744629518818657

26. Попова Н.Е., Смирнова Н.А., Лемешенко Г.П. Модель обучения детей с ограниченными возможностями. Современный ученый. 2021; (1): 166-70.

27. Авдеева Н.А., Помогаев К.В. Медико-оздоровительное сопровождение занятий по адаптивной физической культуре. Международный научно-исследовательский журнал. 2020; (11-2): 6-9. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.033

28. Хомякова О.В., Градовская М.М. Коррекция нарушений осанки средствами адаптивной физической культуры у детей с нарушением интеллекта. Научный вестник Крыма. 2021; (3): 14.

29. Sit C.H., McKenzie T.L., Cerin E., Chow B.C., Huang W.Y., Yu J. Physical activity and sedentary time among children with disabilities at school. Med. Sci. Sports Exerc. 2017; 49(2): 292-7. https://doi.org/10.1249/MSS.0000000000001097

30. Sung W.J., Kim W.J., Hwang Y., Kim J.S., Lim S.H., Hong B.Y. Body composition of school-aged children with disabilities. Pediatr Int. 2020; 62(8): 962-9. https://doi.org/10.1111/ped.14248

31. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова И.А. Образование детей с ОВЗ среднего и старшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления развития. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; (36): 90-107.

32. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; (36): 108-32.

33. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения. Альманах Института коррекционной педагогики. 2019; (36): 1-16.

34. Theobald R.J., Goldhaber D.D., Gratz T.M., Holden K.L. Career and technical education, inclusion, and postsecondary outcomes for students with learning disabilities. J. Learn. Disabil. 2019; 52(2): 109-19. https://doi.org/10.1177/0022219418775121

35. Joshi G.S., Bouck E.C. Examining postsecondary education predictors and participation for students with learning disabilities. J. Learn. Disabil. 2017; 50(1): 3-13. https://doi.org/10.1177/0022219415572894

36. Lindsay S., Lamptey D.L., Cagliostro E., Srikanthan D., Mortaji N., Karon L. A systematic review of post-secondary transition interventions for youth with disabilities. Disabil. Rehabil. 2019; 41(21): 2492-505. https://doi.org/10.1080/09638288

37. Lindsay S., Varahra A. A systematic review of self-determination interventions for children and youth with disabilities. Disabil. Rehabil. 2021; 44(19): 1-22. https://doi.org/10.1080/09638288.2021.1928776

38. Chung Y.C., Douglas K.H., Walker V.L., Wells R.L.Interactions of high school students with intellectual and developmental disabilities in inclusive classrooms.Intellect. Dev. Disabil. 2019; 57(4): 307-22. https://doi.org/10.1352/1934-9556-57.4.307

39. Murray C., Kosty D., Doren B., Gau J.M., Seeley J.R. Patterns of early adult work and postsecondary participation among individuals with high-incidence disabilities: A longitudinal person-centered analysis. Dev. Psychol. 2021; 57(4): 584-96. https://doi.org/10.1037/dev0001163

40. Weis R., Erickson C.P., Till C.H. When average is not good enough: students with learning disabilities at selective, private colleges. J. Learn. Disabil. 2017; 50(6): 684-700. https://doi.org/10.1177/0022219416646706

41. Biebel K., Mizrahi R., Ringeisen H. Postsecondary students with psychiatric disabilities identify core services and key ingredients to supporting education goals. Psychiatr. Rehabil. J. 2018; 41(4): 299-301. https://doi.org/10.1037/prj0000280


Рецензия

Для цитирования:


Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Актуальные медико-социальные проблемы общего и профессионального обучения детей с интеллектуальными нарушениями (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2022;101(11):1379-1385. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-11-1379-1385

For citation:


Shubochkina E.I., Ibragimova E.M. Actual medical and social problems of education and vocational training for children with intellectual disorders. Hygiene and Sanitation. 2022;101(11):1379-1385. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-11-1379-1385

Просмотров: 88


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)