

Влияние эргономики рабочих мест школьников на возникновение костно-мышечного дискомфорта
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-12-1548-1554
Аннотация
Введение. Цель исследования — оценить влияние эргономических параметров рабочих мест современной образовательной среды на проявление костно-мышечного дискомфорта подростков.
Материалы и методы. Изучали соответствие размеров рабочих мест в школе антропометрическим параметрам подростков, проводили оценку гониометрических показателей рабочих поз. Наличие костно-мышечного дискомфорта оценивали с применением адаптированного варианта Северного вопросника, наличие сопутствующих факторов оценивали при проведении анкетирования школьников и родителей.
Результаты. Выявлены несоответствия между размерами учебной мебели в школе и антропометрическими данными подростков, отклонения от рекомендуемых диапазонов по гониометрическим показателям рабочих поз подростков в школе. Наблюдается высокая распространённость костно-мышечного дискомфорта среди подростков. Подтверждена зависимость формирования нерациональной рабочей позы подростков от эргономических параметров рабочих мест в школе. Изучено влияние нерациональной рабочей позы на проявление костно-мышечного дискомфорта у подростков. При этом отношения шансов для старших подростков оказались выше, то есть эргономические проблемы для группы старшего подросткового возраста более значимы.
Ограничения исследования. К ограничениям следует отнести включение в исследование групп подростков 10–11 и 15–16 лет. Для оценки проявлений костно-мышечного дискомфорта применяли метод анкетирования, при этом не изучали заболевания опорно-двигательного аппарата подростков. Следует учитывать, что субъективный костно-мышечный дискомфорт является распространённой проблемой и показателем ранних нарушений со стороны костно-мышечной системы. Ограничением исследования также является его кросс-секционный характер. Перспективным может стать изучение влияния школьных эргономических параметров на проявления костно-мышечного дискомфорта подростков в динамике.
Заключение. Организация рабочих мест школьников по-прежнему остается значимой проблемой. Для предотвращения нарушений осанки и проявлений костно-мышечного дискомфорта важно обучать подростков эргономическим принципам, профилактике заболеваний костно-мышечной системы, сохранению рациональной рабочей позы при занятиях в школе.
Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России (выписка из протокола № 3 от 26.03.2019 г.).
Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».
Участие авторов:
Абляева А.В. — сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста;
Миначева А.И. — сбор материала для исследования;
Фатхутдинова Л.М. — руководитель работы, концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование поддержано грантом Международного научного совета для молодых учёных Казанского государственного медицинского университета. Исследование было поддержано программой стратегического академического лидерства Казанского государственного медицинского университета («Приоритет – 2030»).
Поступила: 27.10.2022 / Принята к печати: 08.12.2022 / Опубликована: 12.01.2023
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Валерьевна АбляеваРоссия
Ст. преподаватель каф. гигиены, медицины труда ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, 420012, Казань.
e-mail: ablyaeva.av@gmail.com
А. И. Миначева
Россия
Л. М. Фатхутдинова
Россия
Список литературы
1. Palmer K., Ciccarelli M., Falkmer T., Parsons R. Associations between exposure to Information and Communication Technology (ICT) and reported discomfort among adolescents. Work. 2014; 48(2): 165-73. https://doi.org/10.3233/wor-131609
2. Kamper S.J., Henschke N., Hestbaek L., Dunn K.M., Williams C.M. Musculoskeletal pain in children and adolescents. Braz. J. Phys. Ther. 2016; 20(3): 275-84. https://doi.org/10.1590/bjpt-rbf.2014.0149
3. Maher C., Underwood M., Buchbinder R. Non-specific low back pain. Lancet. 2017; 389(10070): 736-47. https://doi.org/10.1016/s0140-6736(16)30970-9
4. Huguet A., Tougas M.E., Hayden J., McGrath P.J., Stinson J.N., Chambers C.T. Systematic review with meta-analysis of childhood and adolescent risk and prognostic factors for musculoskeletal pain. Pain. 2016; 157(12): 2640-56. https://doi.org/10.1097/j.pain.0000000000000685
5. Assiri A., Mahfouz A., Awadalla N., Abouelyazid A., Shalaby M., Abogamal A., et al. Classroom furniture mismatch and back pain among adolescent school-children in Abha City, Southwestern Saudi Arabia.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 16(8): 1395. https://doi.org/10.3390/ijerph16081395
6. Patton G.C., Sawyer S.M., Santelli J.S., Ross D.A., Afifi R., Allen N.B., et al. Our future: a Lancet commission on adolescent health and wellbeing. Lancet. 2016; 387(10036): 2423-78. https://doi.org/10.1016/s0140-6736(16)00579-1
7. The Global Burden of Disease Study. GBD Compare; 2022. Available at: https://vizhub.healthdata.org/gbd-compare
8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990-5. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.16
9. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Синякина А.Д. Медико-социальная значимость нарушений и заболеваний костно-мышечной системы детей и подростков (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2015; 94(1): 97-104.
10. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе: (лонгитудинальное исследование). М.: Научная книга; 2021.
11. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.
12. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Скоблина Н.А., Седова А.С., Чубаровский В.В. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2021; 65(4): 325-33. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333
13. Сергеев А.В., Екушева Е.В. Боль в спине у детей и подростков. Русский медицинский журнал. 2019; 27(9): 28-32.
14. Саргош О.Д., Четверикова О.П., Катрушов А.В. Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляющая парадигмы профилактики нарушения осанки ребенка. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019; (2): 91-6.
15. Бузинов Р.В., Аверина Е.А., Унгуряну Т.Н. Влияние условий образовательной среды на состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста на территории Архангельской области. Анализ риска здоровью. 2015; (3): 27-32.
16. Gheysvandi E., Dianat I., Heidarimoghadam R., Tapak L., Karimi-Shahanjarini A., Rezapur-Shahkolai F. Neck and shoulder pain among elementary school students: prevalence and its risk factors. BMC Public Health. 2019; 19(1): 1299. https://doi.org/10.1186/s12889-019-7706-0
17. Ben Ayed H., Yaich S., Trigui M., Ben Hmida M., Ben Jemaa M., Ammar A., et al. Prevalence, risk factors and outcomes of neck, shoulders and low-back pain in secondary-school children. J. Res. Health Sci. 2019; 19(1): e00440.
18. Castellucci H.I., Arezes P.M., Molenbroek J.F.M., de Bruin R., Viviani C. The influence of school furniture on students’ performance and physical responses: results of a systematic review. Ergonomics. 2016; 60(1): 93-110. https://doi.org/10.1080/00140139.2016.1170889
19. Алибегович А., Хаджиомерович А., Пасалич А., Домлян Д. Эргономика школьной мебели в профилактике плохой осанки учащихся. Промышленное здравоохранение. 2020; (1): 89-99
20. Dianat I., Alipour A., Asgari Jafarabadi M. Risk factors for neck and shoulder pain among schoolchildren and adolescents. J. Paediatr. Child Health. 2017; 54(1): 20-7. https://doi.org/10.1111/jpc.13657
21. Contardo Ayala A., Salmon J., Timperio A., Sudholz B., Ridgers N., Sethi P., et al. Impact of an 8-month trial using height-adjustable desks on children’s classroom sitting patterns and markers of cardio-metabolic and musculoskeletal health.Int. J. Environ. Res. Public Health. 2016; 13(12): 1227. https://doi.org/10.3390/ijerph13121227
22. Garcia J.M., Huang T.T., Trowbridge M., Weltman A., Sirard J.R.Comparison of the effects of stable and dynamic furniture on physical activity and learning in children. J. Prim. Prev. 2016; 37(6): 555-60. https://doi.org/10.1007/s10935-016-0451-6
23. Храмцов П.И., Березина Н.О. Состояние здоровья младших школьников, обучающихся в режиме динамических поз. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2020; (4): 18-23. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-18-23
24. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А.Г., Гурбо Т.Л. и др. Физическое развитие детей: фундаментальные и прикладные аспекты. М.: Союз гигиенистов; 2018.
25. Faul F., Erdfelder E., Lang A.G., Buchner A. G*Power 3: A flexible statistical power analysis program for the social, behavioral, and biomedical sciences. Behav. Res. Methods. 2007; 39(2): 175-91. https://doi.org/10.3758/bf03193146
26. Faul F., Erdfelder E., Buchner A., Lang A.G. Statistical power analyzes using G*Power 3.1: Tests for correlation and regression analyses. Behav. Res. Methods. 2009; 41(4): 1149-60.
27. Кириллов В.Ф., ред. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда. М.: Медицина; 2001
28. International Labour Office, International Ergonomics Association. Ergonomic checkpoints: practical and easy-to-implement solutions for improving safety, health and working conditions. Geneva: International Labour Office; 2010. Available at https://www.ilo.org/global/topics/safety-and-health-at-work/resources-library/publications/WCMS_178593/lang-en/index.htm
29. Kuorinka I., Jonsson B., Kilbom A., Vinterberg H., Biering-Sørensen F., Andersson G., et al. Standardised Nordic questionnaires for the analysis of musculoskeletal symptoms. Appl. Ergon. 1987; 18(3): 233-7. https://doi.org/10.1016/0003-6870(87)90010-x
30. Абляева А.В., Миначева А.И., Фатхутдинова Л.М. Влияние физической активности на функциональное состояние организма подростков. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; (11): 59. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.4
31. Rmarkdown: Dynamic Documents for R; 2022. Available at: https://rmarkdown.rstudio.com
32. Ozdemir S., Gencbas D., Tosun B., Bebis H., Sinan O. Musculoskeletal pain, related factors, and posture profiles among adolescents: a cross-sectional study from Turkey. Pain Manag. Nurs. 2021; 22(4): 522-30. Available at: https://doi.org/10.1016/j.pmn.2020.11.013
33. Sedrez J.A., Da Rosa M.I.Z., Noll M., Medeiros Fda S., Candotti C.T. Risk factors associated with structural postural changes in the spinal column of children and adolescents. Rev. Paul. Pediatr. 2015; 33(1): 72-81. https://doi.org/10.1016/s2359-3482(15)30033-6 (in Portuguese)
Рецензия
Для цитирования:
Абляева А.В., Миначева А.И., Фатхутдинова Л.М. Влияние эргономики рабочих мест школьников на возникновение костно-мышечного дискомфорта. Гигиена и санитария. 2022;101(12):1548-1554. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-12-1548-1554
For citation:
Ablyaeva A.V., Minacheva A.I., Fatkhutdinova L.M. Influence of ergonomics of schoolchildren’s workplaces on the occurrence of musculoskeletal discomfort. Hygiene and Sanitation. 2022;101(12):1548-1554. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-12-1548-1554