

Гигиеническое обоснование дифференцированного по полу подхода к организации физического воспитания младших школьников
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-1-63-69
Аннотация
Введение. Актуальной задачей школьной гигиены является повышение развивающей, профилактической и оздоровительной эффективности физического воспитания (ФВ), в том числе с учётом особенностей образа жизни и развития организма детей разного пола.
Материалы и методы. Нерандомизированные контролируемые исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента с участием 265 детей при традиционной (ТО), частично (ДО-1) и полностью (ДО-2) дифференцированной по полу организации ФВ. Измерены антропометрические и функциональные показатели, проанализированы данные о физической подготовленности и психоэмоциональном состоянии детей.
Ограничения. Критериями включения детей в исследование являлись возраст 7–10 лет, отнесение к I или II группам здоровья, основная или подготовительная медицинские группы для занятий физической культурой.
Результаты. В динамике учебного года при ДО-1 и ДО-2 у детей увеличились значения жизненной ёмкости лёгких, пробы Штанге, силы мышц кисти до 24,2% (p < 0,001), 33,6% (p < 0,001) и 48,8% (p < 0,001) соответственно. При ДО-2 выявлена тенденция к уменьшению доли мальчиков с избытком массы тела на 8,9% (p > 0,05), улучшилась статокинетическая устойчивость до 1,3 раза (p < 0,001). Статическое равновесие достигло наибольшего прироста у мальчиков при ДО-1 (до 1,7 раза; p < 0,001) и у девочек при ДО-2 (до 1,7 раза; p < 0,001). При дифференцированной организации ФВ выше, чем при ТО, результаты тестов ВФСК ГТО «Бег на 30 м» до 1,9 раза, «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» — до 2,4 раза, «Подтягивание из виса на высокой перекладине» — до 5,2 раза, «Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине» — до 3,3 раза.
Заключение. Дифференцированный по полу подход способствует повышению гигиенической эффективности ФВ за счёт обеспечения соответствия организации занятий особенностям физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности детей.
Соблюдение этических стандартов. Исследование проведено с соблюдением этических норм Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации. Дизайн исследования одобрен Локальным независимым этическим комитетом ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России (протокол № 29 от 22.12.2016 г.).
Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».
Участие авторов:
Храмцов П.И. — концепция и дизайн исследования, анализ материала, редактирование;
Моргачёв О.В. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, анализ материала, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 05.07.2022 / Принята к печати: 08.12.2022 / Опубликована: 15.02.2023
Об авторах
П. И. ХрамцовРоссия
Олег Васильевич Моргачёв
Россия
Зав. отд. организации и проектной деятельности ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, 117105, Москва.
e-mail: MorgachovOV@mail.ru
Список литературы
1. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование). Воронеж: Научная книга; 2021.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99(4): 698-705. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698
3. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.
4. Александрова И.Э. Гигиенические принципы и технология обеспечения безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой образовательной среде. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (3): 23-33.
5. Айзятова М.В., Александрова И.Э., Мирская Н.Б., Исакова Н.В., Вершинина М.Г., Фисенко А.П. Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2021; (2): 15-21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-15-21
6. Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2020; (8): 20-5. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25
7. Фисенко А.П., Кучма В.Р., Кучма Н.Ю., Нарышкина Е.В., Соколова С.Б. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2020; 23(2): 76-84. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2020-23-2-76-84
8. Храмцов П.И., Седова А.С., Разова Е.В., Храмцова С.Н., Моргачёв О.В., Вершинина М.Г. Анализ мнения учителей физической культуры о физической подготовленности современных школьников Российской Федерации. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; (7): 381-7. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p381-387
9. Седова А.С. Характеристика отношения обучающихся к уроку физической культуры в школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (1): 31-8.
10. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О., Вятлева О.А. Медико-педагогические и нейрофизиологические предпосылки формирования у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой. Гигиена и санитария. 2015; 94(1): 86-91.
11. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детского организма: лекция. М.; 2013.
12. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты. М.: Пашков дом; 2010.
13. Burman D.D., Minas T., Bolger D.J., Booth J.R. Age, sex, and verbal abilities affect location of linguistic connectivity in ventral visual pathway. Brain Lang. 2013; 124(2): 184-93. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2012.12.007
14. Лапонова Е.Д., Вятлева О.А. Профилактический потенциал гендерной дифференциации образовательного процесса. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2014; (24-1): 103-7.
15. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 67(12): 35-40. https://doi.org/10.15690/vramn.v67i12.479
16. Чёрная Н.Л., Злакоманова Е.И., Кучма В.Р. Особенности формирования здоровья младших школьников в условиях поло-личностного образования. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2015; (8): 34-7.
17. Милушкина О.Ю. Физическое развитие и образ жизни современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; (3): 68-71.
18. Gennatas E.D., Avants B.B., Wolf D.H., Satterthwaite T.D., Ruparel K., Ciric R., et al. Age-related effects and sex differences in gray matter density, volume, mass, and cortical thickness from childhood to young adulthood. J. Neurosci. 2017; 37(20): 5065-73. https://doi.org/10.1523/jneurosci.3550-16.2017
19. Kaczkurkin A.N., Raznahan A., Satterthwaite T.D. Sex differences in the developing brain: insights from multimodal neuroimaging. Neuropsychopharmacology. 2019; 44(1): 71-85. https://doi.org/10.1038/s41386-018-0111-z
20. Wierenga L.M., Sexton J.A., Laake P., Giedd J.N., Tamnes C.K. A key characteristic of sex differences in the developing brain: Greater variability in brain structure of boys than girls. Cereb. Cortex. 2018; 28(8): 2741-51. https://doi.org/10.1093/cercor/bhx154
21. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; (1): 62-5.
22. Храмцов П.И., Моргачёв О.В. Комплексная характеристика функционального состояния организма младших школьников разного пола в обосновании дифференцированного подхода к организации физического воспитания. Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. 2018; (8): 17-20. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-305-8-17-20
23. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Особенности факторной структуры функционального состояния детей 9-10 лет. Физиология человека. 2019; 45(1): 37-48. https://doi.org/10.1134/S0131164618050065
24. Marta C.C., Marinho D.A., Barbosa T.M., Izquierdo M., Marques M.C. Physical fitness differences between prepubescent boys and girls. J. Strength Cond. Res. 2012; 26(7): 1756-66. https://doi.org/10.1519/jsc.0b013e31825bb4aa
25. Smith A.W., Ulmer F.U., Wong D.P. Gender differences in postural stability among children. J. Hum. Kinet. 2012; 33: 25-32. https://doi.org/10.2478/v10078-012-0041-5
26. Martínez-Vizcaíno V., Sánchez-López M., Notario-Pacheco B., Salcedo-Aguilar F., Solera-Martínez M., Franquelo-Morales P., et al. Gender differences on effectiveness of a school-based physical activity intervention for reducing cardiometabolic risk: a cluster randomized trial.Int. J. Behav. Nutr. Phys. Act. 2014; 11: 154. https://doi.org/10.1186/s12966-014-0154-4
27. Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в социально-гигиенических исследованиях. Сборник трудов 2-го ММИ. 1980; 150(6): 18-22.
28. Фарино Н.Ф. Гигиеническое обоснование резервов оздоровления младших школьников средствами физического воспитания с учетом полового диморфизма: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М.; 1990.
29. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В., Храмцов П.И., Горелова Ж.Ю. и др. Федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся ФР РОШУМЗ-1-2014 «Скрининг-обследование обучающихся в образовательных организациях» (версия 1.0, утв. Профильной комиссией Минздрава России по гигиене детей и подростков 15.02.2014 протокол № 2). В кн.: Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.; 2016: 31-76.
30. Храмцов П.И. Физиолого-гигиенические предпосылки повышения здоровьеформирующей эффективности физического воспитания детей в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (4): 15-20.
31. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: Аркти; 2005.
32. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика; 1988.
Рецензия
Для цитирования:
Храмцов П.И., Моргачёв О.В. Гигиеническое обоснование дифференцированного по полу подхода к организации физического воспитания младших школьников. Гигиена и санитария. 2023;102(1):63-69. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-1-63-69
For citation:
Khramtsov P.I., Morgachev O.V. Hygienic foundation for a gender-differentiated management of physical education of primary schoolchildren. Hygiene and Sanitation. 2023;102(1):63-69. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-1-63-69