Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Динамика функционального состояния обучающихся профессии «секретарь-референт» при прохождении производственной практики

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-3-265-27

Полный текст:

Аннотация

Введение. При прохождении производственной практики обучающиеся профессии «секретарь-референт» подвергаются воздействию комплекса производственных факторов, которые вызывают функциональные изменения в организме.

Материалы и методы. Проведено сплошное исследование генеральной совокупности обучающихся по специальности «секретарь-референт»: девушки в возрасте 18–19 лет (n = 39). Исследование выполнено в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России на базе учреждения среднего профессионального образования КТТУ № 1 в начале (сентябрь 2021 г.) и в конце (декабрь 2021 г.) производственной практики. Обучающиеся были разделены на группы согласно психологическим типам личности (по Айзенку и теории Стреляу): менее адаптированные и более адаптированные. Оценивали вариабельность ритма сердца, умственную и физическую работоспособность, лабильность зрительного анализатора, психоэмоциональное состояние.

Результаты. Динамика вариабельности ритма сердца в группе менее и более адаптированных отличалась: общая мощность спектра ТР (мс2) уменьшилась у более адаптированных на 50,4%, у менее адаптированных — на 54,48%. Индекс напряжения составил 126,9 и 131,9% соответственно. По окончании практики эффективность работы снижалась на 31,3%, степень врабатываемости увеличивалась на 25,0%, психическая устойчивость снижалась на 16,9%. По шкале САН самочувствие секретарей-референтов ухудшалось на 24,5% (p < 0,001), активность уменьшалась на 21,6% (p < 0,001), настроение ухудшалось на 7,4% (p > 0,05). До производственной практики КЧССМ составляла 43,4 ± 0,3 Гц, а после неё — 39,6 ± 0,4 Гц (p < 0,001).

Ограничения исследования. Исследование ограничено выборкой обучающихся (профессия «секретарь-референт», возраст, пол), а также продолжительностью производственной практики.

Заключение. Показатели вариабельности сердечного ритма отражают напряжение регуляторных систем в процессе обучения практическим навыкам, вызванное воздействием факторов в условиях производственной практики, что указывает на необходимость совершенствования методических подходов к её организации, целенаправленного развития ключевых профессионально значимых функций с первых дней обучения, выбора физических упражнений на уроках физкультуры с учётом специфики будущей профессии. Более выраженная степень напряжения процессов регуляции в группе менее адаптированных учащихся, а также психоэмоциональное состояние секретарей-референтов требуют персонализированного подхода при организации производственной практики.

Соблюдение этических стандартов. Протокол исследования согласован с независимым Этическим комитетом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ул. им. Митрофана Седина, д. 4, Краснодар, Россия), протокол № 73 от 25.01.2019 г.

Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».

Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Киёк О.В. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста, редактирование;
Покровский В.М. — концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 07.11.2022 / Принята к печати: 08.12.2022 / Опубликована: 20.04.2023

Об авторах

Владислав Р. Кучма
ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человек
Россия


Ольга Васильевна Киёк
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Канд. мед. наук, доцент, зав. каф. профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 350063, Краснодар.

e-mail: olga.kiek@mail.ru



Владимир М. Покровский
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Зиновьева А.Ю., Наумова К.А., Шестаков В.В., Шефер Е.А. Формирование готовности будущих секретарей-референтов к профессиональной коммуникации на иностранном языке. Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2019; 11(1): 98–106. https://doi.org/10.14529/ped190110

2. Кузнецов В.В., Кручинина О.В. Учебная и производственная практики как средство формирования конкурентоспособности будущих секретарей-референтов. Вестник Оренбургского государственного университета. 2016; (8): 22–6.

3. Цыценко В.О., Романченко А.О., Мироненко О.В., Магомедов Х.К. Гигиеническая оценка условий работы сотрудников офиса. В кн.: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактическая медицина – 2018». СПб., 2018: 151–4.

4. Зуев А.В., Некрасова М.М., Васильева Т.Н. Пилотное исследование информационной умственной нагрузки офисных работников. Медицина труда и промышленная экология. 2019; 59(10): 866–70. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-10-866-870

5. Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И., Раппопорт И.К., Ибрагимова Е.М. Профилактика негативных последствий ранней трудовой занятости. Вопросы школьной и университетской медицины здоровья. 2017; (3): 52–63.

6. Валова Ю.В. Методика ранжирования современных факторов профессионального риска при системных нарушениях здоровья по типу «офисного синдрома» у менеджеров мелких и крупных коммерческих структур. Вестник новых медицинских технологий. 2017; (3): 196–202.

7. Литвин И.Б., Зумбулидзе Н.Г., Парфенова М.А. Синдром «сухого глаза»: «расплата» за прогресс. Врач. 2022; (7): 77–81. https://doi.org/10.29296/25877305-2022-07-16

8. Mikhalyuk E.L., Didenko M.V., Malakhova S.M. Features of vegetative regulation of heart rhythm, central hemodynamics and physical performance in short-distance runners. Zaporizhia Medical Journal. 2014; (2): 64–8. https://doi.org/10.14739/2310-1210.2014.2.25430 (in Ukrainian)

9. Говорухина А.А., Слюсарь Е.Н. Особенности вегетативной регуляции сердца по данным вариабельности сердечного ритма у работников нефтегазовой промышленности в условиях Севера. Экология человека. 2020; (1): 32–41. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-1-32-41

10. Зарченко П.Ю., Варич Л.А., Казин Э.М. Влияние индивидуального вегетативного статуса на адаптацию студентов к учебному процессу и результативность дас-бос-тренинга. Science for education today. 2021; 11(5): 107–27.

11. Прохоров П.Ю., Путилин Л.В. Вариабельность сердечного ритма у студентов с разным уровнем психологического дискомфорта осенью 2021 года. Российский кардиологический журнал. 2022; (S6): 14–5.

12. Айзенк Г.Ю., Вильсон Г. Как измерить личность. Пер. с англ. М.: Когито-центр; 2000.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс; 1982.

14. Михайлов В.М. Вариабельность сердечного ритма. Иваново: Нейрософт; 2017.

15. Ахмадеев Р.Р., Тимербулатов И.Ф., Кошелев Д.И., Евтушенко Е.М., Тимербулатова М.Ф. Критическая частота слияния мельканий и зрительные вызванные потенциалы при компьютерной нагрузке. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2019; (2): 178–86. https://doi.org/10.22363/2313-0245-2019-23-2-178-186

16. Luczak A., Sobolewski A. Results of long-term maintenance of the threshold of critical sensitivity-light flicker (CFF). Ergonomia. 1995; 18(2): 179–87. (in Polish)

17. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.

18. Римская С.А., Римский Р.Р. Альманах психологических тестов. М.: КСП; 1995.

19. Домахина К.В., Черепанов К.Ю., Терешкин А.Ф. Оценка умственной работоспособности у студентов на теоретических и практических занятиях. В кн.: Валеологические проблемы формирования здоровья подростков, молодежи, населения. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2016: 113–4.

20. Зверева М.В., Матвеев Ю.А., Искакова Ж.Т. Особенности вариабельности сердечного ритма обучающихся в процессе их адаптации к новым условиям учебной деятельности. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. 2020; (3): 8–17. https://doi.org/10.25688/2076-9091.2020.39.3.1

21. Киёк О.В., Покровский В.М. Функциональное состояние учащихся по профессии токарь при прохождении производственной практики. Экология человека. 2020; (8): 33–9. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-8-33-39

22. Mc. Craty R. Heart rate variability. New perspectives on physiological mechanisms, assessment of self-regulatory capacity, and health risk. Glob. Adv. Health Med. 2015; 4(1): 46–61. https://doi.org/10.7453/gahmj.2014.073

23. Hammoud S., Karam R., Mourad R., Saad I., Kurdi M. Stress and heart rate variability during university final examination among lebanese students. Behav. Sci. 2019; 9(1): 3. https://doi.org/10.3390/bs9010003

24. Shearer A., Hunt M., Chowdhury M., Nicol L. Effects of a brief mindfulness meditation intervention on student stress and heart rate variability. Int. J. Stress Manag. 2015; 23(2). https://doi.org/10.1037/a0039814

25. Панков Д.А., Черногоров Д.Н., Дубиков Н.В., Капралова П.Л. Оперативный контроль функционального состояния высококвалифицированных пловцов на основе анализа показателей вариабельности сердечного ритма. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; (12): 272–7. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p272-278

26. Shokr S. Effect of exam stress on heart rate variability parameters in healthy students. Egypt. Acad. J. Biol. Sci. C Physiol. Mol. Biol. 2015; 7(1): 75–81. https://doi.org/10.21608/eajbsc.2015.13704

27. Кононец И.Е., Калыкеева А.А. Вариабельность ритма сердца и вегетативная регуляция у учащихся колледжа различных специализаций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018; (12–1): 42–6.

28. Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р., Рогозин О.Н., Радыш И.В., Тихонова Е.В., Гудков А.Б. Факторный анализ параметров суточной гемодинамики у студентов Северного медицинского вуза. Экология человека. 2018; (3): 39–44. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-3-39-44

29. Носов А.Е., Зайцева Н.В., Костарев В.Г., Ивашова Ю.А., Савинков М.А., Устинова О.Ю. Особенности стажевой динамики вариабельности ритма сердца у работников предприятия по переработке калийной руды. Медицина труда и промышленная экология. 2021; 61(7): 442–50. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-7-442-450


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Киёк О.В., Покровский В.М. Динамика функционального состояния обучающихся профессии «секретарь-референт» при прохождении производственной практики. Гигиена и санитария. 2023;102(3):265-271. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-3-265-27

For citation:


Kuchma V.R., Kiyok O.V., Pokrovskiy V.M. Dynamics of the functional state of students of the profession “secretary-referent” during the internship. Hygiene and Sanitation. 2023;102(3):265-271. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-3-265-27

Просмотров: 91


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)