Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-318-327

EDN: yruqkx

Аннотация

Введение. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ находится в прямой зависимости от состояния здоровья и психоэмоционального самочувствия учителей.

Цель исследования — обосновать алгоритм оценки обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций на основании анализа образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия учителей.

Материалы и методы. Объекты исследования: педагоги, инструменты оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Проведены медицинские осмотры, анкетирование для получения информации о психологическом статусе, образе жизни и организации труда педагогов, выполнен анализ инструментов оценки здоровьесберегающей деятельности школ.

Результаты. Педагогический состав представлен преимущественно женщинами в возрасте от 30 до 59 лет со стажем преподавательской деятельности в среднем 23 года, обследованные имеют благоприятные семейные и жилищные условия. Оптимальная напряжённость деятельности выявлена у 3,3% педагогов, допустимая — у 76,7%, напряжённая 1-й степени (вредная) — у 20,0%. Высокий уровень профессионального стресса имели 74,1% педагогов. Большинство педагогов недостаточно внимания уделяют своему здоровью. Ведущие поведенческие факторы риска: несбалансированное питание, нерациональная организация труда и отдыха, низкая физическая активность.

Ограничения исследования. Использование комплекса методов было одной из сильных сторон исследования, что позволило выявить потенциальные факторы, влияющие на здоровье учителей, и разработать алгоритм оценки обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций. В программу углублённого обследования с определением состояния здоровья и психологического статуса вошли только учителя начальных классов школ Москвы, поэтому результаты исследования могут варьироваться в зависимости от места проживания (региона) и личных характеристик, но могут быть обобщены применительно к лицам, имеющим аналогичные фоновые характеристики и условия.

Заключение. Определены современные профессиональные факторы риска для здоровья педагогов. Предложены показатели и алгоритм оценки обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций.

Соблюдение этических стандартов. От всех участников исследования получено информированное добровольное письменное согласие и разрешение на публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».

Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Соколова С.Б. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста;
Рапопорт И.К. — сбор материала и обработка данных, редактирование;
Чубаровский В.В. — сбор материала и обработка данных, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 24.01.2023 / Принята к печати: 24.03.2023 / Опубликована: 29.05.2023

Об авторах

Владислав Р. Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия


Светлана Борисовна Соколова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, вед. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.

e-mail: sokolovasb@fferisman.ru



Ирина К. Рапопорт
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Владимир В. Чубаровский
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Ганузин В.М. Буллинг, дидактогения и синдром педагогического насилия в отечественных и зарубежных исследованиях. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020; 20(4): 106–14. https://elibrary.ru/ylmvwa

2. Roslyne W.H., Jones B.A. Antisocial behaviour and teacher-student relationship quality: The role of emotion-related abilities and callous-unemotional traits. Br. J. Educ. Psychol. 2021; 91(1): 482–99. https://doi.org/10.1111/bjep.12376

3. Вирабова А.Р., Шклярова О.А., Поддуба С.Г. Профессионально-личностное здоровье педагогических работников как фактор успешности образовательной организации. Педагогическое образование и наука. 2020; (1): 23–8. https://elibrary.ru/rpdlcu

4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История; 2018.

5. Brütting J., Druschke D., Spitzer S., Seibt R. Health status of long-term sick leave and working female teachers in Germany: A cross-sectional study. Int. J. Occup. Med. Environ. Health. 2018; 31(2): 227–42. https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01115

6. Boström M., Björklund C., Bergström G., Nybergh L., Schäfer Elinder L., Stigmar K., et al. Health and work environment among female and male Swedish elementary school teachers-a cross-sectional study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 17(1): 227. https://doi.org/10.3390/ijerph17010227

7. Woynarowska-Sołdan M. Implementation trial of school staff health promotion: Polish experiences. Health Promot. Int. 2019; 34(5): e47–58. https://doi.org/10.1093/heapro/day068

8. Stachteas P., Stachteas C. The psychological impact of the COVID-19 pandemic on secondary school teachers. Psychiatriki. 2020; 31(4): 293–301. https://doi.org/10.22365/jpsych.2020.314.293

9. Kim L.E., Oxley L., Asbury K. “My brain feels like a browser with 100 tabs open”: A longitudinal study of teachers’ mental health and well-being during the COVID-19 pandemic. Br. J. Educ. Psychol. 2022; 92(1): 299–318. https://doi.org/10.1111/bjep.12450

10. Dadaczynski K., Jensen B.B., Viig N.G., Sormunen M., Кучма В.Р., Vilaga M.T. Здоровье, благополучие и образование: создание устойчивого будущего. Московское заявление по школам, содействующим укреплению здоровья. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (1): 56–61. https://elibrary.ru/dupgnc

11. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П., Волынская Е.И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60(4): 244–9. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-4-244-249 https://elibrary.ru/lcmbju

12. Ainley J., Carstens R. Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2018 Conceptual Framework. Paris: OECD Publishing; 2018.

13. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-6-10 https://elibrary.ru/mrapst

14. Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021; 29(10): 12–21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21 https://www.elibrary.ru/qakndw

15. Welsh Network of Healthy School Schemes. Indicators for the Welsh Network of Healthy School Schemes National Quality Award; 2010. Available at: https://www.publichealthnetwork.cymru/en/social-determinants/education/welsh-network-of-healthy-school-schemes-wnhss/

16. Lee A., St Leger L.H., Ling K.W., Keung V.M., Lo A.S., Kwong A.C., et al. The Hong Kong Healthy Schools Award Scheme, school health and student health: An exploratory study. Health Educ. J. 2018; 77(8): 857–71. https://doi.org/10.1177/0017896918779622

17. SHE rapid assessment tool; 2013. Available at: https://www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/how-be-health-promoting-school/rapid-assessment-tool

18. FRESH consortium. Monitoring and Evaluation Guidance for School Health Programs Thematic Indicators Supporting FRESH (Focusing Resources on Effective School Health); 2014. Available at: https://healtheducationresources.unesco.org/library/documents/monitoring-and-evaluation-guidance-school-health-programs-eight-core-indicators

19. CDC American national Health Education Standards; 2018. Available at: https://www.cdc.gov/healthyschools/sher/standards/index.htm

20. Bada E., Darlington E., Masson J., Santos R.M. European Standards and Indicators for Health Promoting Schools (version 1.1); 2019. Available at: https://www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/teachers-resources

21. WHO, UNESCO. Making every school a health-promoting school: global standards and indicators for health-promoting schools and systems. Geneva; 2021. Available at: https://www.who.int/publications/i/item/9789240025059

22. Безруких М.М., Сонькина В.Д., ред. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. М.; 2004.

23. Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективности. М.: Просвещение; 2010.

24. Назарова О.М., Петелина В.А. Требования, предъявляемые к кабинету психологической разгрузки, и его роль в психологической реабилитации личного состава МЧС России. Молодой ученый. 2016; (27): 794–6. https://www.elibrary.ru/xeogph

25. Печеркина А.А., Синякова М.Г., Чуракова Н.И. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие. М.: Юрайт; 2018.

26. Жеглова А.В., Лапко И.В., Богатырёва И.А. Комплексная оценка факторов риска профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ. В кн.: Анализ риска здоровью – 2021. Внешнесредовые, социальные, медицинские и поведенческие аспекты. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь; 2021: 142–8. https://www.elibrary.ru/whzubo

27. Araújo T.M., Pinho P.S., Masson M.L.V. Teachers’ work and health in Brazil: thoughts on the history of research, strides, and challenges. Cad. Saude Publica. 2019; 35(Suppl. 1): e00087318. https://doi.org/10.1590/0102-311x00087318

28. Милушкина О.Ю., Еремин А.Л., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. и др. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60(7): 424–34. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434 https://www.elibrary.ru/zjtakx

29. Багнетова Е.А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога. М.: ИНФРА-М; 2019.

30. Watanabe K., Tabuchi T., Kawakami N. Improvement of the work environment and work-related stress: a cross-sectional multilevel study of a nationally representative sample of Japanese workers. J. Occup. Environ. Med. 2017; 59(3): 295–303. https://doi.org/10.1097/jom.0000000000000950

31. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М.: Юрайт; 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов. Гигиена и санитария. 2023;102(4):318-327. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-318-327. EDN: yruqkx

For citation:


Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Chubarovsky V.V. Hygienic assessment of lifestyle, work pressure and regime, health status and psychological well-being in teachers. Hygiene and Sanitation. 2023;102(4):318-327. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-318-327. EDN: yruqkx

Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)