Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-4-411-417
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Представлены результаты исследования выраженности и структуры синдрома эмоционального выгорания у педагогов, проживающих в условиях Севера России, в разные периоды учебного года. В IV четверти учебного года было обследовано 29 педагогов и 43 педагога в I четверти, после летних каникул. Средний возраст педагогов составил 44 ± 1,8 лет (от 23 до 65 лет), педагогический стаж – 20 ± 1,8 года (от 1 года до 45 лет). Исследование показателей синдрома «эмоционального выгорания» проводилось опросником «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Определяли уровень нервно-психической адаптации шкалой И.Н. Гурвича и ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру – Ханину. Установлено, что в структуре синдрома эмоционального выгорания у педагогов на Севере характерно преобладание стадии «Резистенция» в начале и в конце учебного года. Стадии «Напряжение» и «Истощение» преимущественно являются несформированными либо находятся в стадии формирования. В исследуемых периодах учебного года в стадии «Напряжение» у педагогов наблюдается сложившийся и доминирующий симптом переживания психотравмирующих обстоятельств. В стадии «Резистенция» выраженными и доминирующими являются симптом неадекватного эмоционального реагирования и симптом редукции профессиональных обязанностей. Доминирующим симптомом в стадии «Истощение» в конце учебного года чаще наблюдался симптом личностной отстранённости, а в начале учебного года – симптом психосоматических и психовегетативных нарушений». Выраженность симптомов в структуре выгорания после школьных каникул снижается незначительно, кроме симптома стадии «Истощения» личностная отстранённость (деперсонализация) (p < 0,01). Формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов происходит на фоне развития тревожности и нарушения психической адаптации. Выявлены положительные корреляционные связи показателей нервно-психической адаптации и личностной тревожности практически со всеми симптомами синдрома (r = 0,53-0,65; p < 0,01). Педагоги во время учебной деятельности находятся в состоянии хронического стресса, что на фоне длительного воздействия экстремальных условий Северо-Востока может привести к развитию психической дезадаптации, профессиональной деформации личности и обострению хронических заболеваний.
Информация о статье:
Депонировано (дата): 14.10.2020
Об авторах
Татьяна Петровна БартошРоссия
Кандидат биол. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН «НИЦ «Арктика» ДВО РАН, 685000, Магадан.
e-mail: tabart@rambler.ru
О. П. Бартош
Россия
Список литературы
1. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2014 (4): 33-43.
2. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2005.
3. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. Вопросы психологии. 2005 (2): 96-104.
4. Сорокина Л.В., Попова О.А. Психологическое здоровье педагогов, факторы его определяющие. Вестник ТГУ. 2012; 17 (2): 797-801.
5. Малярчук Н.Н. Роль педагога в воспитании культуры здоровья обучающихся в условиях современной социокультурной образовательной среды. Сибирский педагогический журнал. 2012 (9): 44-51.
6. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Медицинские новости. 2002 (7): 3-9.
7. Классификация психических и поведенческих расстройств. Международная классификация болезней 10-й редакции (МКБ-10). Аvailable at: http://psychiatr.ru/download/1310 04.10.2017.
8. Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives. Applied and Preventive Psychology. 1998 (7): 63-74
9. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер, 2004.
10. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков.: Гуманитарный центр, 2014.
11. Бартош Т.П., Бартош О.П. Психофизиологическое состояние и свойства личности учителей Магаданской области. Гигиена и санитария. 2010 (3): 42-6.
12. Burke R.J., Greengalass E. A longitudinal study of psychological burnout in teachers. Human Relations. 1995; 48 (2): 187-202.
13. Poulin J., Walter С. Social worker burnout: A longitudinal study. Social Work Research and Abstracts. 1993; 29 (4): 5-11.
14. Райгородский Д.Я., ред. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара.: БАХРАХ-М; 2011.
15. Демьянчук Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры. Клиническая и специальная психология. 2015; 4 (4): 12-28.
16. Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., Elizur A. Personality characteristcs and proneness to burnout: A study among physchiatrists. Stress Medicine. 1991; 1.7 (4): 201-5
Рецензия
Для цитирования:
Бартош Т.П., Бартош О.П. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов в разные периоды учебного года. Гигиена и санитария. 2019;98(4):411-417. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-4-411-417
For citation:
Bartosh T.P., Bartosh O.P. Manifestation of the syndrome of emotional burnout at teachers in different periods of the educational year. Hygiene and Sanitation. 2019;98(4):411-417. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-4-411-417
ISSN 2412-0650 (Online)