Школьная медицина: актуальность, проблемы и перспективы развития (обзор литературы)
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481
EDN: vyryfz
Аннотация
В статье раскрываются основные тенденции снижения здоровья современных детей и подростков — учащихся общеобразовательных организаций, описываются признаки нарушений темпов и качества роста и развития детей, усиление хронических патологий в динамике школьного обучения. Приведены литературные данные о роли факторов современной школы в снижении здоровья — негативных факторах образовательной среды, умственных и эмоциональных перегрузках, гиподинамии, низкой мотивации к здоровому образу жизни. Авторами раскрывается психофизиологическая концепция здоровья как обобщённого свойства человека адекватно адаптироваться к широкому диапазону факторов различной природы.
Цель исследования состояла в анализе актуальных проблем и перспектив обеспечения здоровья детей в условиях общеобразовательных организаций. Особое внимание уделяется школе как комплексному фактору, определяющему напряжение систем регуляции ребёнка, значительно изменяющему весь образ его жизни, предъявляющему особые требования к школьно-значимым свойствам. Весьма распространёнными являются случаи школьной дезадаптации, определяющие существенное снижение параметров здоровья по типу стрессогенных нарушений. Наблюдается непрерывный рост интенсивности обучения, расширение объёма необходимых знаний и компетенций, формируемых и реализуемых в постоянно усложняющемся социуме, в том числе в условиях глобальной компьютеризации и информатизации. В динамике школьного обучения ребёнок испытывает возрастающие социально-психологические нагрузки. Важнейшим участником образовательной среды является учитель, который может как усиливать воздействие негативных факторов, так и создавать более комфортные условия обучения, решать задачи обучения и воспитания детей адекватными и эффективными средствами.
Участие авторов:
Онищенко Г.Г. — научное редактирование, написание заключения;
Войнов В.Б. — концепция статьи, сбор и анализ материала, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Поступила: 01.05.2023 / Принята к печати: 31.05.2023 / Опубликована: 20.06.2023
Ключевые слова
Об авторах
Геннадий Г. ОнищенкоРоссия
Виктор Борисович Войнов
Россия
Доктор биол. наук, гл. науч. сотр. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 119121, Москва.
e-mail: voinov05@mail.ru
Список литературы
1. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем. Гигиена и санитария. 2007; 86(4): 53–61. https://elibrary.ru/iasvox
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99(4): 698–705. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698 https://elibrary.ru/xughox
3. Иванова И.Е., Родионов В.А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях. Практическая медицина. 2019; 17(5): 107–9. https://elibrary.ru/fkkglv
4. Безруких М.М., Сонькина В.Д., ред. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.; 2004
5. Хамаганова Т.Г., Кантонистова И.О., Пальчиков С.Б. Современные проблемы психической дезадаптации детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 1998; 1(3): 27–30.
6. Орел В.И., Ким А.В., Меньшакова И.В., Шарафутдинова Л.Л. Актуальные проблемы школьной медицины. Медицина и организация здравоохранения. 2022; 7(1): 15–27.
7. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения. Сибирский педагогический журнал. 2012; (9): 11–6. https://elibrary.ru/ponyun
8. Шульдайс В.А., Сагитова Г.Р., Торопыгина Е.А., Столыпина М.В., Клюева Н.В., Шафоростова Е.М. и др. Многоликость проблем школьной медицины: состояние здоровья и организация питания школьников. Медицинский совет. 2022; 16(19): 167–73.
9. Войнов В.Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе: Автореф. дисс. … д-ра биол. наук. Ростов-на-Дону; 2011.
10. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2003; (3): 104–7.
11. Губарева Л.И., Прасолова О.В. Функциональное состояние системы кровообращения учащихся инновационных школ. Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2004; 90(8): 259. https://elibrary.ru/otnhgq
12. Ковтун О.П., Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В., Малямова Л.Н. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений. Общественное здоровье и организация здравоохранения. 2018; 15(1): 136–45. https://doi.org/10.22138/2500-0918-2018-15-1-136-145 https://elibrary.ru/ywmlpi
13. Жданова Л.А. Динамика состояния здоровья школьников и особенности их социальной адаптации. В кн.: Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. М.; 1990: 73–8.
14. Кучма В.Р. Научные основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (3): 19–29. https://elibrary.ru/ztcbnj
15. Жданова Л.А., Шишова А.В., Бобошко И.Е. Школьная медицина: возможности реализации первичной профилактики. Вестник Ивановской медицинской академии. 2021; 26(3): 5–10.
16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Педагогика; 1983.
17. Громбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. М.: Медицина; 1988: 9–32.
18. Антропова М.В. Становление и развитие гигиенических исследований Института возрастной физиологии в системе АПН РСФСР, АПН СССР, РАО 1944–2000 гг. В кн.: Физиология развития человека. Материалы международной конференции посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО. М.: Образование от А до Я; 2000: 3–29.
19. Шаханова А.В., Чермит К.Д., Хасанова Н.Н., Псеунок А.А., Куашева Д.А., Калашникова О.К. Физиолого-гигиеническая характеристика морфофункционального развития и физической подготовленности школьников, обучающихся по системе Л.В. Занкова при разных формах организации двигательной деятельности. Валеология. 2001; (2): 46–55.
20. Войнов В.Б. Место ребенка в концепциях доказательной педагогики. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022; (3): 65–81.
21. Жданова Л.А., Русова Т.В., Горбунова Е.А. Психологические детерминанты состояния здоровья и социальной адаптации детей. В кн.: Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново; 2001: 279–82.
22. Каган В.Е., Каган И.А. Детская психология. Педагогическое общение и школьная дезадаптация. Психологическая газета. 1997; (10): 2–3.
23. Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону; 2005.
24. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретическая модель и практическая реализация). М.: Новая школа; 1996.
25. Глушкова Е.К., Попова Н.М. Гигиена занятий в школе. Руководство для врачей школ. М.: Медицина; 1983: 114–53.
26. Абросимова Л.И. Гигиенические основы физического воспитания школьников. Руководство для врачей школ. М.: Медицина; 1983: 154–67.
27. Айзман Р.И., ред. Школьная медицина. М.: КНОРУС; 2023.
28. Кучма В.Р. Российская модель охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 4–10. https://elibrary.ru/xbsmcv
29. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы достижения ожидаемых результатов мероприятий десятилетия детства на период до 2027 года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; (1): 11–23.
30. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.
31. Айдаркин Е.К., Войнов В.Б., Кульба С.Н., Пожарская Е.Н., Чаусова Л.К. Теоретические основы и практические шаги по обеспечению здоровья детей в школьных образовательных учреждениях ростовской области. Валеология. 2013; (2): 67–76. https://elibrary.ru/rtcjrp
32. Безруких М.М., Войнов В.Б., Криволапчук И.А., Макарова Л.В., Макеева А.Г., Орлов К.В. и др. Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций Российской Федерации. Результаты анкетирования образовательных организаций (июнь 2021 года). В кн.: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. М.; 2021: 16–45.
33. Войнов В.Б., Кульба С.Н., Пожарская Е.Н., Чаусова Л.К. Пилотный проект единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области. Здоровьесберегающее образование. 2013; (5): 68–77. https://elibrary.ru/thbctl
34. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. М.: Триада-фарм; 2002: 52–65.
35. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., ред. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: теория и практика. М.: Омега-Л; 2014. https://elibrary.ru/uunsgr
36. Казин Э.М. Адаптация и здоровье. Кемерово; 2003. https://elibrary.ru/qleeyf
37. Айзман Р.И., Новикова И.И., Пушкарева Е.А. Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации школьной медицины. Science for Education Today. 2020; 10(5): 141–59. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.08 https://elibrary.ru/qkxkle
38. Безруких М.М., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Педагогическая физиология. М.: Форум; 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Онищенко Г.Г., Войнов В.Б. Школьная медицина: актуальность, проблемы и перспективы развития (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2023;102(5):474-481. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481. EDN: vyryfz
For citation:
Onishchenko G.G., Voynov V.B. School medicine: relevance, problems, and development prospects (literature review). Hygiene and Sanitation. 2023;102(5):474-481. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481. EDN: vyryfz