Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Школьная медицина: актуальность, проблемы и перспективы развития (обзор литературы)

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481

EDN: vyryfz

Аннотация

В статье раскрываются основные тенденции снижения здоровья современных детей и подростков — учащихся общеобразовательных организаций, описываются признаки нарушений темпов и качества роста и развития детей, усиление хронических патологий в динамике школьного обучения. Приведены литературные данные о роли факторов современной школы в снижении здоровья — негативных факторах образовательной среды, умственных и эмоциональных перегрузках, гиподинамии, низкой мотивации к здоровому образу жизни. Авторами раскрывается психофизиологическая концепция здоровья как обобщённого свойства человека адекватно адаптироваться к широкому диапазону факторов различной природы.

Цель исследования состояла в анализе актуальных проблем и перспектив обеспечения здоровья детей в условиях общеобразовательных организаций. Особое внимание уделяется школе как комплексному фактору, определяющему напряжение систем регуляции ребёнка, значительно изменяющему весь образ его жизни, предъявляющему особые требования к школьно-значимым свойствам. Весьма распространёнными являются случаи школьной дезадаптации, определяющие существенное снижение параметров здоровья по типу стрессогенных нарушений. Наблюдается непрерывный рост интенсивности обучения, расширение объёма необходимых знаний и компетенций, формируемых и реализуемых в постоянно усложняющемся социуме, в том числе в условиях глобальной компьютеризации и информатизации. В динамике школьного обучения ребёнок испытывает возрастающие социально-психологические нагрузки. Важнейшим участником образовательной среды является учитель, который может как усиливать воздействие негативных факторов, так и создавать более комфортные условия обучения, решать задачи обучения и воспитания детей адекватными и эффективными средствами.

Участие авторов:
Онищенко Г.Г. — научное редактирование, написание заключения;
Войнов В.Б. — концепция статьи, сбор и анализ материала, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 01.05.2023 / Принята к печати: 31.05.2023 / Опубликована: 20.06.2023

Об авторах

Геннадий Г. Онищенко
ФГБУ «Российская академия образования»
Россия


Виктор Борисович Войнов
ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»
Россия

Доктор биол. наук, гл. науч. сотр. ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», 119121, Москва.

e-mail: voinov05@mail.ru



Список литературы

1. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем. Гигиена и санитария. 2007; 86(4): 53–61. https://elibrary.ru/iasvox

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99(4): 698–705. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698 https://elibrary.ru/xughox

3. Иванова И.Е., Родионов В.А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях. Практическая медицина. 2019; 17(5): 107–9. https://elibrary.ru/fkkglv

4. Безруких М.М., Сонькина В.Д., ред. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.; 2004

5. Хамаганова Т.Г., Кантонистова И.О., Пальчиков С.Б. Современные проблемы психической дезадаптации детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 1998; 1(3): 27–30.

6. Орел В.И., Ким А.В., Меньшакова И.В., Шарафутдинова Л.Л. Актуальные проблемы школьной медицины. Медицина и организация здравоохранения. 2022; 7(1): 15–27.

7. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения. Сибирский педагогический журнал. 2012; (9): 11–6. https://elibrary.ru/ponyun

8. Шульдайс В.А., Сагитова Г.Р., Торопыгина Е.А., Столыпина М.В., Клюева Н.В., Шафоростова Е.М. и др. Многоликость проблем школьной медицины: состояние здоровья и организация питания школьников. Медицинский совет. 2022; 16(19): 167–73.

9. Войнов В.Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе: Автореф. дисс. … д-ра биол. наук. Ростов-на-Дону; 2011.

10. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2003; (3): 104–7.

11. Губарева Л.И., Прасолова О.В. Функциональное состояние системы кровообращения учащихся инновационных школ. Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2004; 90(8): 259. https://elibrary.ru/otnhgq

12. Ковтун О.П., Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В., Малямова Л.Н. Школьная медицина: анализ достигнутых результатов и поиск новых решений. Общественное здоровье и организация здравоохранения. 2018; 15(1): 136–45. https://doi.org/10.22138/2500-0918-2018-15-1-136-145 https://elibrary.ru/ywmlpi

13. Жданова Л.А. Динамика состояния здоровья школьников и особенности их социальной адаптации. В кн.: Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. М.; 1990: 73–8.

14. Кучма В.Р. Научные основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (3): 19–29. https://elibrary.ru/ztcbnj

15. Жданова Л.А., Шишова А.В., Бобошко И.Е. Школьная медицина: возможности реализации первичной профилактики. Вестник Ивановской медицинской академии. 2021; 26(3): 5–10.

16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Педагогика; 1983.

17. Громбах С.М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся. М.: Медицина; 1988: 9–32.

18. Антропова М.В. Становление и развитие гигиенических исследований Института возрастной физиологии в системе АПН РСФСР, АПН СССР, РАО 1944–2000 гг. В кн.: Физиология развития человека. Материалы международной конференции посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО. М.: Образование от А до Я; 2000: 3–29.

19. Шаханова А.В., Чермит К.Д., Хасанова Н.Н., Псеунок А.А., Куашева Д.А., Калашникова О.К. Физиолого-гигиеническая характеристика морфофункционального развития и физической подготовленности школьников, обучающихся по системе Л.В. Занкова при разных формах организации двигательной деятельности. Валеология. 2001; (2): 46–55.

20. Войнов В.Б. Место ребенка в концепциях доказательной педагогики. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022; (3): 65–81.

21. Жданова Л.А., Русова Т.В., Горбунова Е.А. Психологические детерминанты состояния здоровья и социальной адаптации детей. В кн.: Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Иваново; 2001: 279–82.

22. Каган В.Е., Каган И.А. Детская психология. Педагогическое общение и школьная дезадаптация. Психологическая газета. 1997; (10): 2–3.

23. Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону; 2005.

24. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретическая модель и практическая реализация). М.: Новая школа; 1996.

25. Глушкова Е.К., Попова Н.М. Гигиена занятий в школе. Руководство для врачей школ. М.: Медицина; 1983: 114–53.

26. Абросимова Л.И. Гигиенические основы физического воспитания школьников. Руководство для врачей школ. М.: Медицина; 1983: 154–67.

27. Айзман Р.И., ред. Школьная медицина. М.: КНОРУС; 2023.

28. Кучма В.Р. Российская модель охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 4–10. https://elibrary.ru/xbsmcv

29. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы достижения ожидаемых результатов мероприятий десятилетия детства на период до 2027 года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; (1): 11–23.

30. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.

31. Айдаркин Е.К., Войнов В.Б., Кульба С.Н., Пожарская Е.Н., Чаусова Л.К. Теоретические основы и практические шаги по обеспечению здоровья детей в школьных образовательных учреждениях ростовской области. Валеология. 2013; (2): 67–76. https://elibrary.ru/rtcjrp

32. Безруких М.М., Войнов В.Б., Криволапчук И.А., Макарова Л.В., Макеева А.Г., Орлов К.В. и др. Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций Российской Федерации. Результаты анкетирования образовательных организаций (июнь 2021 года). В кн.: Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения. Всероссийская научно-практическая конференция. М.; 2021: 16–45.

33. Войнов В.Б., Кульба С.Н., Пожарская Е.Н., Чаусова Л.К. Пилотный проект единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования Ростовской области. Здоровьесберегающее образование. 2013; (5): 68–77. https://elibrary.ru/thbctl

34. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. М.: Триада-фарм; 2002: 52–65.

35. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., ред. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: теория и практика. М.: Омега-Л; 2014. https://elibrary.ru/uunsgr

36. Казин Э.М. Адаптация и здоровье. Кемерово; 2003. https://elibrary.ru/qleeyf

37. Айзман Р.И., Новикова И.И., Пушкарева Е.А. Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации школьной медицины. Science for Education Today. 2020; 10(5): 141–59. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.08 https://elibrary.ru/qkxkle

38. Безруких М.М., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Педагогическая физиология. М.: Форум; 2013.


Рецензия

Для цитирования:


Онищенко Г.Г., Войнов В.Б. Школьная медицина: актуальность, проблемы и перспективы развития (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2023;102(5):474-481. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481. EDN: vyryfz

For citation:


Onishchenko G.G., Voynov V.B. School medicine: relevance, problems, and development prospects (literature review). Hygiene and Sanitation. 2023;102(5):474-481. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481. EDN: vyryfz

Просмотров: 849


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)