Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Особенности эмоционального выгорания сотрудников дошкольных образовательных организаций

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579

EDN: ohsuzh

Аннотация

Введение. С применением количественных и качественных методов исследований изучено эмоциональное выгорание воспитателей и учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных организаций (ДОО). В последние годы наблюдается увеличение значимости психоэмоциональной составляющей профессионального портрета сотрудников дошкольных образовательных организаций. Содержание педагогической профессиональной деятельности включает в себя множество факторов, провоцирующих возникновение профессиональной деформации специалиста.

Материалы и методы. В рамках поперечного исследования у воспитателей и учителей-логопедов, работающих в ДОО, изучены эмоциональное выгорание (по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой) и индекс трудоспособности (WAI), проведено глубинное интервьюирование. Для статистического анализа применяли пакет программ SPSS 23.

Результаты. Воспитатели и учителя-логопеды ДОО, имеющие большой трудовой стаж, вполне реализовались и адаптировались в своей профессии и эмоционально-психологических перегрузок не отмечали. Результаты качественного исследования свидетельствуют о доминировании субъект-объектных (воспитатель – ребёнок) отношений в рамках ДОО, наличии сложного психологического пространства (ДОО посещают дети, имеющие различные психофизиологические, эмоциональные, поведенческие особенности), оседании негативных эмоций внутри личностного пространства воспитателя и учителя-логопеда и, как следствие, об отсутствии возможности их утилизации (личная психотерапия, супервизия, профессиональная интервизия) без негативных последствий.

Ограничения исследования. Исследование имеет профессиональные (воспитатели и учителя-логопеды) ограничения.

Заключение. Проблема эмоционального выгорания достаточно глубока и не осознаётся педагогами и воспитателями. Показано, что ресурсы количественных методов при обследовании воспитателей и учителей-логопедов дошкольного образования для выявления профессионального выгорания и деформации существенно ограниченны и не позволяют достичь объективных результатов, что требует разработки новых подходов к оценке эмоционального выгорания педагогов.

Соблюдение этических стандартов. Исследования проведены с соблюдением требований конфиденциальности персональных данных, этических норм и принципов проведения медицинских исследований с участием человека, изложенных в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ред. 2013 г.). На участие в проведении исследования было получено письменное согласие респондентов. Исследование выполнено с разрешения локального этического комитета Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (протокол № 9 от 14.06.2022 г.).

Участие авторов:
Темаев Т.В. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, написание текста;
Темаева И.В. — сбор материала и обработка данных, статистическая обработка;
Трубецков А.Д. — написание текста;
Комлева Н.Е. — редактирование;
Чусляева Д.А. — сбор материала и обработка данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 09.03.2023 / Принята к печати: 31.05.2023 / Опубликована: 30.07.2023

Об авторах

Тимур Вадудович Темаев
Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Россия

Доктор социол. наук, профессор каф. социологии социальной работы ФГБОУ ВО «СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского», 410012, Саратов; старший науч. сотр. Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 410022, Саратов.

e-mail: timur_temaev@mail.ru



Ирина В. Темаева
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Россия


Алексей Д. Трубецковд.
Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Наталья Е. Комлева
Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Дарья А. Чусляева
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Петрова С.С. Синдром профессионального выгорания будущих педагогов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015; (43): 61–9. https://elibrary.ru/tpqinx

2. Freudenberger H.J. Staff burn-out. J. Soc. Issues. 1974; 30(1): 159–66. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x

3. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. М.: Прометей; 2008. https://www.elibrary.ru/tldtsj

4. Понамарева О.П. Научное обоснование системы профилактики профессионального выгорания у работников образовательных организаций: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Ростов-на-Дону; 2019: 75–81.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001; 22(1): 90–101.

6. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П. Основные предикторы профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2019: 59(9): 605–6. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-605-606 https://elibrary.ru/ubmmkc

7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КД Университет; 2006. https://elibrary.ru/qobaif

8. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс; 1995. https://www.elibrary.ru/ynbotr

9. Каменева А.Д., Трубецков А.Д. Клинико-социальные перспективы трудовой деятельности в старших возрастных группах преподавателей школ и воспитателей детских садов. В кн.: Современные проблемы эпидемиологии, микробиологии и гигиены: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Саратов; 2021: 141–2. https://elibrary.ru/khehob

10. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014; 21(1): 93–102. https://elibrary.ru/tuijmv

11. Цветков А.В. Нейропедагогика предметно-развивающей среды. М.: Издание книг ком; 2020.


Рецензия

Для цитирования:


Темаев Т.В., Темаева И.В., Трубецковд. А.Д., Комлева Н.Е., Чусляева Д.А. Особенности эмоционального выгорания сотрудников дошкольных образовательных организаций. Гигиена и санитария. 2023;102(6):573-579. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579. EDN: ohsuzh

For citation:


Temaev T.V., Temaeva I.V., Trubetskov A.D., Komleva N.E., Chuslyaeva D.A. Features of emotional burnout of employees of preschool educational institutions. Hygiene and Sanitation. 2023;102(6):573-579. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579. EDN: ohsuzh

Просмотров: 303


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)