Особенности эмоционального выгорания сотрудников дошкольных образовательных организаций
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579
EDN: ohsuzh
Аннотация
Введение. С применением количественных и качественных методов исследований изучено эмоциональное выгорание воспитателей и учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных организаций (ДОО). В последние годы наблюдается увеличение значимости психоэмоциональной составляющей профессионального портрета сотрудников дошкольных образовательных организаций. Содержание педагогической профессиональной деятельности включает в себя множество факторов, провоцирующих возникновение профессиональной деформации специалиста.
Материалы и методы. В рамках поперечного исследования у воспитателей и учителей-логопедов, работающих в ДОО, изучены эмоциональное выгорание (по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой) и индекс трудоспособности (WAI), проведено глубинное интервьюирование. Для статистического анализа применяли пакет программ SPSS 23.
Результаты. Воспитатели и учителя-логопеды ДОО, имеющие большой трудовой стаж, вполне реализовались и адаптировались в своей профессии и эмоционально-психологических перегрузок не отмечали. Результаты качественного исследования свидетельствуют о доминировании субъект-объектных (воспитатель – ребёнок) отношений в рамках ДОО, наличии сложного психологического пространства (ДОО посещают дети, имеющие различные психофизиологические, эмоциональные, поведенческие особенности), оседании негативных эмоций внутри личностного пространства воспитателя и учителя-логопеда и, как следствие, об отсутствии возможности их утилизации (личная психотерапия, супервизия, профессиональная интервизия) без негативных последствий.
Ограничения исследования. Исследование имеет профессиональные (воспитатели и учителя-логопеды) ограничения.
Заключение. Проблема эмоционального выгорания достаточно глубока и не осознаётся педагогами и воспитателями. Показано, что ресурсы количественных методов при обследовании воспитателей и учителей-логопедов дошкольного образования для выявления профессионального выгорания и деформации существенно ограниченны и не позволяют достичь объективных результатов, что требует разработки новых подходов к оценке эмоционального выгорания педагогов.
Соблюдение этических стандартов. Исследования проведены с соблюдением требований конфиденциальности персональных данных, этических норм и принципов проведения медицинских исследований с участием человека, изложенных в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ред. 2013 г.). На участие в проведении исследования было получено письменное согласие респондентов. Исследование выполнено с разрешения локального этического комитета Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (протокол № 9 от 14.06.2022 г.).
Участие авторов:
Темаев Т.В. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, написание текста;
Темаева И.В. — сбор материала и обработка данных, статистическая обработка;
Трубецков А.Д. — написание текста;
Комлева Н.Е. — редактирование;
Чусляева Д.А. — сбор материала и обработка данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Поступила: 09.03.2023 / Принята к печати: 31.05.2023 / Опубликована: 30.07.2023
Об авторах
Тимур Вадудович ТемаевРоссия
Доктор социол. наук, профессор каф. социологии социальной работы ФГБОУ ВО «СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского», 410012, Саратов; старший науч. сотр. Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 410022, Саратов.
e-mail: timur_temaev@mail.ru
Ирина В. Темаева
Россия
Алексей Д. Трубецковд.
Россия
Наталья Е. Комлева
Россия
Дарья А. Чусляева
Россия
Список литературы
1. Петрова С.С. Синдром профессионального выгорания будущих педагогов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015; (43): 61–9. https://elibrary.ru/tpqinx
2. Freudenberger H.J. Staff burn-out. J. Soc. Issues. 1974; 30(1): 159–66. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
3. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. М.: Прометей; 2008. https://www.elibrary.ru/tldtsj
4. Понамарева О.П. Научное обоснование системы профилактики профессионального выгорания у работников образовательных организаций: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Ростов-на-Дону; 2019: 75–81.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001; 22(1): 90–101.
6. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П. Основные предикторы профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2019: 59(9): 605–6. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-605-606 https://elibrary.ru/ubmmkc
7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КД Университет; 2006. https://elibrary.ru/qobaif
8. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс; 1995. https://www.elibrary.ru/ynbotr
9. Каменева А.Д., Трубецков А.Д. Клинико-социальные перспективы трудовой деятельности в старших возрастных группах преподавателей школ и воспитателей детских садов. В кн.: Современные проблемы эпидемиологии, микробиологии и гигиены: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Саратов; 2021: 141–2. https://elibrary.ru/khehob
10. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014; 21(1): 93–102. https://elibrary.ru/tuijmv
11. Цветков А.В. Нейропедагогика предметно-развивающей среды. М.: Издание книг ком; 2020.
Рецензия
Для цитирования:
Темаев Т.В., Темаева И.В., Трубецковд. А.Д., Комлева Н.Е., Чусляева Д.А. Особенности эмоционального выгорания сотрудников дошкольных образовательных организаций. Гигиена и санитария. 2023;102(6):573-579. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579. EDN: ohsuzh
For citation:
Temaev T.V., Temaeva I.V., Trubetskov A.D., Komleva N.E., Chuslyaeva D.A. Features of emotional burnout of employees of preschool educational institutions. Hygiene and Sanitation. 2023;102(6):573-579. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579. EDN: ohsuzh