Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Внедрение риск-ориентированной модели в систему профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в Российской Федерации (обзор литературы)

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-612-617

EDN: gckzdj

Аннотация

Объектом исследования является существующая система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации как неотъемлемый компонент гигиенического обучения и воспитания граждан.

Цель исследования — обоснование риск-ориентированного подхода при осуществлении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также обоснование возможности внедрения данной модели в структуру профилактических мероприятий.

В настоящей работе авторы анализировали нормативно-правовые документы, документацию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», а также литературные источники по тематике исследования в информационных ресурсах Scopus, Web of Science, CyberLeninka, РИНЦ, eLIBRARY.RU преимущественно за последние 5 лет (90% от общего числа цитируемых источников).

В результате удалось изучить опыт применения риск-ориентированного подхода в различных направлениях деятельности, в том числе органов Роспотребнадзора и подведомственных организаций (на примере ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области»), а также разработать и апробировать риск-ориентированную модель при осуществлении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации сотрудников эпидемиологически значимых объектов. Модель предусматривает ранжирование должностей персонала эпидемиологически значимых объектов на основании их отношения к трудовому процессу по трём группам, для которых определены различные частота, объём и форма проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. В рамках модели предложено внедрение законодательно закреплённых компонентов системы гигиенического обучения в структуру профилактических мероприятий органов Роспотребнадзора для исключения формализации и осуществления постоянного контроля уровня санитарно-эпидемиологических знаний сотрудников эпидемиологически значимых объектов.

Интеграция риск-ориентированной модели в систему гигиенического обучения позволит в перспективе предотвратить снижение качества знаний в области гигиены и эпидемиологии у сотрудников эпидемиологически значимых объектов и положительно повлияет на санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране.

Участие авторов:
Стёпкин Ю.И. — концепция и дизайн исследования, редактирование, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи;
Мызникова И.А. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста, утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 08.02.2023 / Принята к печати: 07.06.2023 / Опубликована: 30.07.2023

Об авторах

Ирина Александровна Мызникова
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области»; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Врач по общей гигиене отделения по обеспечению надзора по гигиене питания отдела гигиены и экспертиз ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, Воронеж; ассистент каф. гигиенических дисциплин ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» МЗ РФ, 394036, Воронеж.

e-mail: yakimova.irene@yandex.ru



Юрий И. Стёпкин
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области»; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Кирьянов Д.А., Камалтдинов М.Р., Цинкер М.Ю., Чигвинцев В.М., Бабина С.В. Алгоритмы формирования ежегодных планов проведения проверок территориальными органами и организациями Роспотребнадзора в рамках риск-ориентированной модели. Анализ риска здоровью. 2022; (2): 17–27. https://doi.org/10.21668/health.risk/2022.2.02 https://elibrary.ru/ekyhoe

2. Simankina T., Romanovich M., Sharmanov V., Mamaev A., Blagodatskaya A. Risk-based construction safety index as an integral indicator in the agricultural sector. In: E3S WEB OF CONFERENCES: 13th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness. INTERAGROMASH – 2020. Rostov-na-Donu; 2020. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017512001 https://elibrary.ru/onxrnm

3. Prata E.R.B.d.A., Chaves J.B.P., Gomes S.G.S., Passos F.J.V. Statistical quality control in the food industry: a risk-based approach. International Journal of Quality & Reliability Management. 2021; 38(2): 437–52. https://doi.org/10.1108/IJQRM-08-2019-0272

4. Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. В кн.: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь; 2018.

5. Степкин Ю.И., Мамчик Н.П., Каменева О.В., Якимова И.А. Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. В кн.: Окружающая среда и здоровье. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию медико-профилактического факультета Иркутского государственного медицинского университета. Иркутск: ИРКУТ; 2020: 148–53.

6. Степкин Ю.И., Мамчик Н.П., Клепиков О.В., Улина Н.В., Каменева О.В. Организация профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2007; (5): 10–1. https://elibrary.ru/muuwnr

7. Мызникова И.А., Стёпкин Ю.И., Каменева О.В., Клепиков О.В., Ненахов И.Г. Система профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в Российской Федерации: становление и пути развития. Санитарный врач. 2022; (10): 786–94. https://doi.org/10.33920/med-08-2210-08 https://elibrary.ru/rgxubx

8. Иванов Ю.А., Щербо А.П., Мишкич И.А. Гигиеническое образование и воспитание населения, должностных лиц и работников (правовые, теоретические и методические основы). Руководство по медицинской профилактической работе. СПб.: Эдиция; 2010.

9. Мызникова И.А. Возможность оптимизации гигиенического обучения сотрудников эпидемиологически значимых объектов с применением электронно-дистанционных технологий. Санитарный врач. 2022; (12): 918–26. https://doi.org/10.33920/med-08-2212-06 https://elibrary.ru/rzokjb

10. Трофимова М.В., Балабанова Л.А., Абдуллазянова Э.Р. Профилактические визиты как инструмент снижения рисков причинения вреда здоровью населения. В кн.: Актуальные вопросы профилактической медицины и санитарно-эпидемиологического благополучия населения: факторы, технологии, управление и оценка рисков: Сборник научных трудов. Специальный выпуск: по материалам межрегиональной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Медиаль; 2022: 144–6. https://elibrary.ru/ofkuqe

11. Максудова С.С. Профилактический визит как новый вид мероприятия в контрольно-надзорной деятельности. В кн.: Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве: Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. Симферополь: Ариал; 2022: 500–4. https://elibrary.ru/dsskqc

12. Симкалова Л.М., Иванов Г.Е., Шестопалова Т.Н., Гришина Т.А. Роль государственной санитарно-эпидемиологической службы России в повышении уровня санитарной грамотности населения: история и современность. В кн.: Развивая вековые традиции, обеспечивая «Санитарный щит» страны: Материалы XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей с международным участием, посвященного 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Мытищи; 2022: 271–5.

13. Кутумова О.Ю., Бабенко А.И., Пухова Э.П., Бабенко Е.А. Оценка медико-санитарной грамотности населения Красноярского края. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021; (2): 441–52.

14. Фатеева Н.Ю., Звягин А.А., Медведева А.В. Место здорового образа жизни в современной жизни. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; (7–3): 56–8. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10811 https://elibrary.ru/rqwpyj

15. Количество (доля) граждан, ведущих здоровый образ жизни (Р4); 2023. Доступно: https://www.fedstat.ru/indicator/59457

16. Михайлова Е.Н. Обучение основам здорового образа жизни и гигиенического воспитания как способ реализации программы здоровьесбережения населения. В кн.: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник статей двадцать пятой международной научно-практической конференции. Белгород: ГиК; 2019: 101–3. https://elibrary.ru/shjlqh

17. Трудовые ресурсы, занятость и безработица; 2023. Доступно: https://rosstat.gov.ru/labour_force

18. Покрамович Л.Е. Риск-ориентированный подход к организации государственного контроля (надзора). Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2019; 10(1): 124–6. https://elibrary.ru/zokscw

19. Ezrahovich A.Y., Vladimirtsev A.V., Livshitz I.I., Lontsikh P.A., Karaseva V.A. Risk-based thinking of ISO 9001:2015 – the new methods, approaches and tools of risk management. In: Proceedings of the 2017 International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies». St. Petersburg; 2017: 506–11. https://doi.org/10.1109/ITMQIS.2017.8085872 https://elibrary.ru/xxtyjn

20. Зайцева Н.В., Онищенко Г.Г., Май И.В., Шур П.З. Развитие методологии анализа риска здоровью в задачах государственного управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения. Анализ риска здоровью. 2022; (3): 4–20. https://doi.org/10.21668/health.risk/2022.3.01 https://elibrary.ru/imrune

21. Попова А.Ю., Онищенко Г.Г., Ракитский В.Н., Кузьмин С.В., Кучма В.Р. Гигиена в обеспечении научно-технологического развития страны и санитарно-эпидемиологического благополучия населения (к 130-летию федерального научного центра гигиены имени ф.ф. Эрисмана). Гигиена и санитария. 2021; 100(9): 882–9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-882-889 https://elibrary.ru/oxjkgh

22. Царева Г.Р., Игнатьева Т.В., Шпак Н.А. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) на примере Роспотребнадзора Республики Марий Эл. Век качества. 2019; (2): 19–31. https://elibrary.ru/kfrojm

23. Алмазовна Д., Ильгизовна Г., Кудинова А.И., Мамедрагимова М.Д.К., Салимов И.Р., Толстова А.В. и др. Обучающая программа по повышению гигиенической грамотности населения «школа здоровья». Авиценна. 2018; (18): 48–50. https://elibrary.ru/uqxsnd

24. Попова А.Ю., Кузьмин С.В., Зайцева Н.В., Май И.В. Приоритеты научной поддержки деятельности санитарно-эпидемиологической службы в области гигиены: поиск ответов на известные угрозы и новые вызовы. Анализ риска здоровью. 2021; (1): 4–14. https://doi.org/10.21668/health.risk/2021.1.01 https://elibrary.ru/envzjr


Рецензия

Для цитирования:


Мызникова И.А., Стёпкин Ю.И. Внедрение риск-ориентированной модели в систему профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в Российской Федерации (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2023;102(6):612-617. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-612-617. EDN: gckzdj

For citation:


Myznikova I.A., Stepkin Yu.I. Implementation of the risk-oriented model in the system of the professional hygienic training and certification in the Russian Federation (literature review). Hygiene and Sanitation. 2023;102(6):612-617. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-612-617. EDN: gckzdj

Просмотров: 257


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)