Особенности развития аллергического ринита у школьников в условиях сочетанного воздействия факторов риска
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-10-1087-1095
EDN: hfvbno
Аннотация
Введение. Рост распространённости аллергического ринита (АР) и значимость социально-экономических потерь, связанных с реализацией лечебно-профилактических мероприятий, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения роли экзогенных факторов в его формировании.
Цель исследования — установление патогенетических особенностей формирования АР у школьников в условиях сочетанного воздействия факторов риска среды обитания.
Материалы и методы. Проанализированы данные клинико-лабораторных исследований состояния здоровья, анкет и дневников питания 439 школьников с аллергопатологией, обучающихся в типовых школах и школах с углублённым изучением предметов (УИП). Оценка влияния факторов риска на клинико-лабораторные параметры выполнялась методом однофакторного логистического регрессионного моделирования зависимостей «негативное воздействие – вероятность ответа (эффект)». Идентификация ведущих факторов риска и патогенетических особенностей формирования АР осуществлялась на основании анализа доказанных причинно-следственных связей «фактор риска – лабораторный показатель – вероятность диагноза АР».
Результаты. В школах с УИП выявлены более значимые нарушения гигиенических требований при организации образовательной деятельности, нерациональная структура питания, напряжённый режим использования электронных устройств. В условиях сочетанного воздействия факторов образовательного процесса, питания, окружающей среды (контаминации крови никелем, хромом, марганцем, цинком, бензолом, толуолом) и низкой физической активности вероятность развития АР в 4,2 раза выше, чем у учащихся типовых школ (OR = 4,24). Установлена причинно-следственная связь развития патологии с изучаемыми факторами и их вклад в вероятность развития риск-ассоциированного АР (12–60%). Идентифицирован перечень негативных лабораторных эффектов у учащихся с АР школ с УИП, установлена связь с действующими факторами среды обитания. На основании моделирования связи лабораторных показателей нарушения гомеостаза с развитием АР установлены патогенетические особенности формирования болезни.
Ограничения исследования. Исследование выполнено с участием 439 школьников без разделения группы по полу при описании особенностей развития аллергического ринита.
Заключение. Установленные ключевые патогенетические звенья развития риск-ассоциированного АР являются целевыми для гигиенических мероприятий в отношении воспитательно-образовательного процесса и качества среды обитания.
Соблюдение этических стандартов. Исследования проводились при наличии письменного добровольного информированного согласия законных представителей детей, в соответствии с этическими принципами медико-биологических исследований, изложенными в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (с дополнениями 2008 г.), национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52379–2005 «Надлежащая клиническая практика» (ICH E6 GCP). Исследования одобрены локальным этическим комитетом ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (протокол № 3 от 01.03.2019 г.).
Участие авторов:
Зайцева Н.В. — концепция и дизайн исследования;
Валина С.Л. — проведение клинико-лабораторных исследований, статистическая обработка, написание текста;
Устинова О.Ю. — написание текста, редактирование;
Штина И.Е. — сбор материала и статистическая обработка данных;
Маклакова О.А. — обработка данных, написание текста;
Ошева Л.В. — обработка данных, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 06.09.2023 / Принята к печати: 26.09.2023 / Опубликована: 20.11.2023
Об авторах
Светлана Леонидовна ВалинаРоссия
Кандидат медицинских наук, заведующий отделом гигиены детей и подростков ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь, Россия
e-mail: valina@fcrisk.ru
Ольга Юрьевна Устинова
Россия
Доктор медицинских наук, заместитель директора по клинической работе ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь, Россия
e-mail: ustinova@fcrisk.ru
Ирина Евгеньевна Штина
Россия
Кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией комплексных проблем здоровья детей с клинической группой ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь, Россия
e-mail: shtina_irina@fcrisk.ru
Ольга Анатольевна Маклакова
Россия
Доктор медицинских наук, заведующий консультативно-поликлиническим отделением ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь, Россия
e-mail: olga_mcl@fcrisk.ru
Лариса Викторовна Ошева
Россия
Кандидат медицинских наук, врач-педиатр клинической группы медико-профилактических технологий управления рисками ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь, Россия
e-mail: pediatria.fbun@yandex.ru
Список литературы
1. Шиленкова В.В., Лопатин А.С. Аллергический ринит и качество жизни. Российская ринология. 2019; 27(4): 215–23. https://doi.org/10.17116/rosrino201927041215 https://elibrary.ru/oeknma
2. Яцына И.В., Крючкова Е.Н., Жадан И.Ю. Влияние факторов окружающей среды промышленного города на формирование дерматологической заболеваемости детей. Гигиена и санитария. 2018; 97(10): 967–1. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-10-967-971 https://elibrary.ru/skozrz
3. Schneider L., Hanifin J., Boguniewicz M., Eichenfield L.F., Spergel J.M., Dakovic R., et al. Study of the atopic march: development of atopic comorbidities. Pediatr. Dermatol. 2016; 33(4): 388–98. https://doi.org/10.1111/pde.12867
4. Aw M., Penn J., Gauvreau G.M., Lima H., Sehmi R. Atopic march: collegium internationale allergologicum update 2020. Int. Arch. Allergy Immunol. 2020; 181(1): 1–10. https://doi.org/10.1159/000502958
5. Лопатин А.С., Шиленкова В.В., ред. Аллергический ринит: клинические рекомендации. М.: Профмедпресс; 2022.
6. Кирьянов Д.А., Цинкер М.Ю., Хисматуллин Д.Р. К расчету количества случаев заболеваний населения, ассоциированных с острым кратковременным воздействием вредных химических веществ в атмосферном воздухе. Анализ риска здоровью. 2023; (2): 69–79. https://doi.org/10.21668/health.risk/2023.2.06 https://elibrary.ru/wdtnqm
7. Старкова К.Г., Долгих О.В., Легостаева Т.А., Ухабов В.М. Риск формирования аллергии и ее иммунные фенотипы у детей с полиморфизмом гена MMP9 Q279R. Анализ риска здоровью. 2022; (4): 168–76. https://doi.org/10.21668/health.risk/2022.4.16 https://elibrary.ru/lhospn
8. Dziarzhynskaya N., Hindziuk A., Hindziuk L., Sysoeva I., Krupskaya D., Urban U., et al. Airborne chemical pollution and children’s asthma incidence rate in Minsk. J. Prev. Med. Hyg. 2022; 62(4): E871–8. https://doi.org/10.15167/2421-4248/jpmh2021.62.4.1568
9. Маклакова О.А., Вандышева А.Ю., Устинова О.Ю., Толмачева О.Г. Особенности физического развития у детей с аллергическими заболеваниями в условиях аэрогенного воздействия химическими веществами техногенного происхождения. Профилактическая и клиническая медицина. 2019; (2): 4–8. https://elibrary.ru/pdqwkv
10. Старкова К.Г., Долгих О.В., Эйсфельд Д.А., Аликина И.Н., Никоношина Н.А., Челакова Ю.А. Индикаторные показатели особенностей иммунной регуляции у детей в условиях загрязнения среды обитания металлами. Гигиена и санитария. 2019; 98(2): 178–82. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-178-182 https://elibrary.ru/oqlbvc
11. Губернский Ю.Д., Федосеева В.Н., Маковецкая А.К., Калинина Н.В., Федоскова Т.Г. Эколого-гигиенические аспекты сенсибилизированности населения в жилой среде. Гигиена и санитария. 2017; 96(5): 414–7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-5-414-417 https://elibrary.ru/ysqdcl
12. Lu K.D., Forno E. Exercise and lifestyle changes in pediatric asthma. Curr. Opin. Pulm. Med. 2020; 26(1): 103–11. https://doi.org/10.1097/MCP.0000000000000636
13. Garcia-Larsen V., Del Giacco S.R., Moreira A., Bonini M., Charles D., Reeves T., et al. Asthma and dietary intake: an overview of systematic reviews. Allergy. 2016; 71(4): 433–42. https://doi.org/10.1111/all.12800
14. Тимофеева А.М. Особенности образа жизни и психологического состояния младших школьников с бронхиальной астмой. Педиатрическая фармакология. 2017; 14(2): 109–14. https://doi.org/10.15690/pf.v14i2.1725
15. Устинова О.Ю., Зайцева Н.В., Эйсфельд Д.А. К задаче обоснования оптимальных параметров факторов риска образовательной среды детей школьного возраста по критериям антропометрических, психологических характеристик и соматического здоровья. Анализ риска здоровью. 2022; (2): 48–63. https://doi.org/10.21668/health.risk/2022.2.05 https://elibrary.ru/yazila
16. Клейн С.В., Эйсфельд Д.А., Никифорова Н.В. Типологизация российских регионов по комплексу факторов среды обитания, учебно-воспитательного процесса и здоровья школьников. Анализ риска здоровью. 2021; (4): 82–91. https://doi.org/10.21668/health.risk/2021.4.09 https://elibrary.ru/rpkpvs
17. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10. https://doi.org/ 10.21045/2071-5021-2019-65-6-10 https://elibrary.ru/mrapst
18. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э. Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий. М.; 2016.
19. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990–5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995 https://elibrary.ru/zwsrur
20. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения. Анализ риска здоровью. 2020; (2): 47–54. https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.2.05 https://elibrary.ru/pplcbu
21. Перекусихин М.В., Васильев В.В., Рябинина Т.В., Васильев Е.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье обучающихся образовательных организаций в современных условиях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (8): 31–7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37 https://elibrary.ru/upsvep
Рецензия
Для цитирования:
Валина С.Л., Устинова О.Ю., Штина И.Е., Маклакова О.А., Ошева Л.В. Особенности развития аллергического ринита у школьников в условиях сочетанного воздействия факторов риска. Гигиена и санитария. 2023;102(10):1087-1095. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-10-1087-1095. EDN: hfvbno
For citation:
Valina S.L., Ustinova O.Yu., Shtina I.E., Maklakova O.A., Osheva L.V. Allergic rhinitis in schoolchildren under combined exposure to various environmental risk factors. Hygiene and Sanitation. 2023;102(10):1087-1095. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-10-1087-1095. EDN: hfvbno