Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия современных городских общеобразовательных организаций

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-10-1096-110

EDN: hzcpgp

Аннотация

Введение. Реструктуризация общего образования привела к переуплотнённости школ, которая стала причиной формирования многих гигиенических проблем, в связи с чем в общем образовании актуально обеспечение безопасных условий образовательного процесса с учётом улучшения материально-технического оснащения городских школ.

Материалы и методы. Проведена оценка санитарно-эпидемиологического благополучия 10 городских общеобразовательных организаций по методике ФР РОШУМЗ-34-2016 «Алгоритм определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации». Интенсификация учебного процесса оценена согласно ФР РОШУМЗ-16-2015 «Гигиеническая оценка напряжённости учебной деятельности обучающихся».

Результаты. Ведущими факторами, ухудшающими санитарно-эпидемиологическое состояние городских образовательных организаций, были несоответствие гигиеническим требованиям площади территории школы и её помещений, материально-технического оснащения, микроклимата, освещения и режима организации обучения. Продолжительность внеурочных занятий превышала нормативы в 1,8 раза. В городских школах напряжённость учебного процесса (класс 3.1) формировалась за счёт интеллектуальных, сенсорных нагрузок, монотонности и режима учебной работы (класс 3.1). Необходимо регламентировать объём учебной нагрузки и внедрять методики, позволяющие количественно оценить интенсификацию учебного процесса с помощью анализа напряжённости учебного труда.

Ограничения исследования. Исследование по оценке санитарно-эпидемиологического благополучия городских образовательных организаций было ограничено выборкой (10 школ), что не позволяет экстраполировать их на всех городских учащихся. Включённые в исследование школы нового типа с проектной мощностью 1300 человек могли улучшить показатели санитарно-эпидемиологической безопасности, так как новые современные школы имели лучшее по сравнению с городскими школами старого типа оснащение и условия обучения.

Заключение. Полученные данные подтверждают необходимость непрерывного мониторинга условий обучения и организации учебного процесса с учётом современных рисков, способствующих снижению санитарно-эпидемиологического благополучия городских школ.

Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции (WMA Declaration of Helsinki — Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects). Перед проведением исследования у законных представителей учащихся получено добровольное информированное согласие. Исследование одобрено локальным этическим комитетом при ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (протокол № 217 от 17 января 2019 г.).

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 01.06.2023 / Принята к печати: 26.09.2023 / Опубликована: 20.11.2023

Об авторе

Екатерина Владимировна Булычева
ФГБОУ «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доцент, кандидат медицинских наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6

e-mail: e-sosnina@mail.ru



Список литературы

1. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Девришов Р.Д., Кудряшева И.А., Хорошева И.В. Риск от влияния факторов внутришкольной среды и внешкольных факторов на здоровье школьников. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023; (1): 46–62. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2023-1-46-62 https://elibrary.ru/wakyvp

2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий. Гигиена и санитария. 2021; 100(9): 998–1003. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-998-1003 https://elibrary.ru/qtnemz

3. Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П. Влияние образовательного процесса на физическое развитие школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2015; (11): 17–9. https://elibrary.ru/vaeqpn

4. Макарова В.В., Зорина И.Г. Особенности психологического состояния учащихся в условиях неблагоприятного влияния внутришкольных факторов. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019; (11): 12–7. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-12-17 https://elibrary.ru/vxmyhg

5. Кучма В.Р. Российская модель охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 4–10. https://elibrary.ru/xbsmcv

6. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Денисов А.В., Мыльникова И.В. Методические аспекты оценки потенциального ущерба здоровью школьников. Гигиена и санитария. 2019; 98(10): 1124–8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-10-1124-1128 https://elibrary.ru/yqxnbl

7. Рапопорт И.К., Сергеева А.А., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья учащихся младших классов сельских школ. Гигиена и санитария. 2012; 91(1): 53–7. https://elibrary.ru/pfqxmn

8. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году». М.; 2022.

9. Гаврюшин М.Ю., Фролова О.В., Минько О.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных организаций. Медицина труда и промышленная экология. 2019; (9): 593–4. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-593-594 https://elibrary.ru/zjvzer

10. Кучма В.Р., Степанова М.И., Шумкова Т.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Молдованов В.В. и др. К вопросу о гигиенической оценке уровня СЭБ: апробация нового гигиенического подхода. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2016; (5): 30–2. https://elibrary.ru/vxldyr

11. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Вопросы образования. 2016; (1): 205–24. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-205-224

12. Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Саньков С.В. Комплексный подход к гигиеническому нормированию использования детьми электронных средств обучения. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(3): 139–49. https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-3-139-149 https://elibrary.ru/wpvxyb

13. Храмцов П.И., Молдованов В.В., Сотникова Е.Н. Школьная мебель и вариативные подходы к ее использованию. В кн.: Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы Международного конгресса. М.; 2004: 281–2.

14. Milanese S., Grimmer K. School furniture and the user population: an anthropometric perspective. Ergonomics. 2004; 47(4): 416–26. https://doi.org/10.1080/0014013032000157841

15. Panagiotopoulou G., Christoulas K., Papanckolaou A., Mandroukas K. Classroom furniture dimensions and anthropometric measures in primary school. Appl. Ergon. 2004; 35(2): 121–8. https://doi.org/10.1016/j.apergo.2003.11.002

16. Россия в цифрах – 2020: Краткий статистический сборник. M.; 2020.

17. Булычева Е.В. Гигиеническая оценка учебных нагрузок у современных учащихся. Российский вестник гигиены. 2021; (4): 12–20. https://doi.org/10.24075/rbh.2021.025 https://elibrary.ru/dcjnbs

18. Грицина О.П., Транковская Л.В., Семанив Е.В., Лисецкая Е.А. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020; (3): 19–24. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-3-19-24 https://elibrary.ru/xhsvov

19. Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Бадеева Т.В., Ашина М.В., Котова Н.В., Ковальчук С.Н. Оценка санитарно-гигиенического благополучия и здоровья учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса. Медицинский альманах. 2014; (4): 90–2. https://elibrary.ru/sxvuxj

20. Амгалан Г., Погорелова И.Г. Школьная среда и факторы риска, влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся [обзорная статья]. Международный научно-исследовательский журнал. 2015; (1–4): 8–12. https://elibrary.ru/tiljmz

21. Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю., Овчинникова З.А., Пивоваров Ю.П., Шеина Н.И. Гигиеническая оценка влияния организации образовательного процесса на физическое развитие школьников г. Москвы. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2016; (3): 63–9. https://elibrary.ru/wfqbqj

22. Гаврюшин М.Ю., Фролова О.В. Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников. Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(7): 76–80. https://elibrary.ru/xxydgf

23. Zhang Y., Ji Y. Clustering of risk behaviors and their social determinants among primary school learners in Beijing, China: A cross-sectional study. Chin. Med. J. (Engl.). 2015; 128(12): 1567–73. https://doi.org/10.4103/0366-6999.158289

24. Sundaravadhanan G., Selvarajan H.G., McPherson B. Classroom listening conditions in Indian primary schools: a survey of four schools. Noise Health. 2017; 19(86): 31–40. https://doi.org/10.4103/1463-1741.199240

25. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М., Ножкина Н.В., Ануфриева Е.В., Татарева С.В., Малямова Л.Н. Роль общеобразовательных учреждений в формировании здоровья и здорового образа жизни школьников Свердловской области. Уральский медицинский журнал. 2012; (10): 81–4. https://elibrary.ru/pfhosz

26. Полякова М.В., Смогунов В.Г. Состояние здоровья детей организованных коллективов Владивостока. Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014; (4): 100–2. https://elibrary.ru/skskyt


Рецензия

Для цитирования:


Булычева Е.В. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия современных городских общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2023;102(10):1096-1103. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-10-1096-110. EDN: hzcpgp

For citation:


Bulycheva E.V. Hygienic assessment of sanitary and epidemiological well-being in modern urban educational institutions. Hygiene and Sanitation. 2023;102(10):1096-1103. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-10-1096-110. EDN: hzcpgp

Просмотров: 400


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)