Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Научное обоснование прогностической модели отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-1-67-75

EDN: luuwnm

Аннотация

Введение. Академическая успеваемость и результаты вступительных испытаний являются ключевыми критериями конкурсного отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей, при этом психофизиологические способности детей и подростков, определяющие возможность обучения в условиях высоких учебных нагрузок, как правило, не учитываются.

Цель исследования — научно обосновать прогностическую модель отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей.

Материалы и методы. Учащиеся лицея для одарённых детей с высоким умственным развитием (группа 1) и ученики общеобразовательного учреждения, имевшие средний уровень умственного развития (группа 2), обследованы для оценки факторов риска организации и напряжённости учебного труда, режима дня. Функциональное состояние изучали по интегральным показателям — индексу напряжения регуляторных систем с определением биологической адаптации, умственной работоспособности, а также по развитию когнитивных и некогнитивных функций. Исследование проводили с помощью современных аппаратно-программных комплексов.

Результаты. У учащихся лицея для одарённых детей в условиях высокой напряжённости учебного труда (класс 3.1) в сравнении с данными учащихся общеобразовательного учреждения с оптимальной напряжённостью учебного процесса (класс 1) выявлено более высокое развитие когнитивных функций, о чём свидетельствовало увеличение уровня умственной работоспособности в 1,3 раза, её продуктивности и скорости — в 1,2 раза, мышления — в 1,6–2,6 раза, а также снижение относительно показателей учащихся группы 2 тревожности на 17,2%, стресса — на 24,5%, увеличение стрессоустойчивости — на 25% и познавательной активности — на 22,2%. При этом формирование когнитивных и некогнитивных функций у учащихся группы 1 обеспечивалось за счёт снижения уровня биологической адаптации, что подтверждалось срывом биологической адаптации у каждого четвёртого учащегося группы 1 (26,4%) (учащиеся группы 2 — 33,9%). Доказана зависимость интегральных показателей функционального состояния учащихся от факторов организации учебного процесса и режима дня. Установлены корреляционные зависимости когнитивных и некогнитивных функций от уровня умственной работоспособности и напряжения регуляторных систем учащихся. Это позволило на основании логистического регрессионного анализа разработать прогностическую математическую модель отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей, которая основана на определении умственной работоспособности, индекса напряжения регуляторных систем, уровня умственного развития, тревожности, познавательной активности, стрессоустойчивости и стресса.

Ограничения исследования. Исследование ограничено выборкой, сформированной в пределах одного образовательного учреждения для одарённых детей.

Заключение. Использование при отборе учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей прогностической модели позволит не только выявить учащихся с высоким уровнем умственного развития, но и оценить их психофизиологические способности, прогнозировать возможные трудности в обучении, выявить сильные и слабые черты личности, ассоциированные с академической успеваемостью.

Соблюдение этических стандартов. Все учащиеся и их родители дали письменное информированное согласие на участие в обследовании. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ (протокол № 258 от 09.10.2020 г.).

Участие авторов:
Сетко А.Г. — концепция и дизайн исследования, написание текста;
Жданова О.М. — сбор и обработка материала, статистическая обработка, написание текста;
Сетко Н.П. — концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 08.11.2023 / Принята к печати: 28.12.2023 / Опубликована: 31.01.2024

Об авторах

Андрей Геннадьевич Сетко
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. отд. гигиены питания ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия

e-mail: a_isetko@mail.ru



Олеся Михайловна Жданова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Ассистент каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия

e-mail: Robokors@yandex.ru



Нина Павловна Сетко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия

e-mail: K_epidem.fpdo@orgma.ru



Список литературы

1. Кузьмин Я.И., Фрумин И.Д., ред. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. М.: ВШЭ; 2019.

2. Деманова С.В., Деманова Д.Е. Конституционно-правовое регулирование получения образования одарёнными детьми в Российской Федерации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020; 20(1): 81–8. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-81-88 https://elibrary.ru/tsdebz

3. Богоявленская Д.Б., ред. Рабочая концепция одарённости. М.: МАГИСТР; 2003. https://elibrary.ru/rgehzf

4. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности. Новые исследования. 2016; (4): 71–84. https://elibrary.ru/ympnbf

5. Сетко А.Г., Жданова О.М., Лукьянов П.В. Особенности физиологических реакций на учебную нагрузку организма учеников с различными умственными способностями. Гигиена и санитария. 2022; 101(2): 211–7. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-2-211-217 https://elibrary.ru/ulwuhb

6. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н., Макарова С.Г., Маслова О.И. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста. Педиатрическая фармакология. 2017; 14(1): 7–23. https://doi.org/10.15690/pf.v14i1.1697 https://elibrary.ru/ylosdj

7. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Донозологическая оценка здоровья одарённых подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (11): 41–8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48 https://elibrary.ru/fkiogk

8. Валина С.Л., Штина И.Е., Ошева Л.В., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами. Гигиена и санитария. 2019; 98(2): 166–70. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-166-170 https://elibrary.ru/ppykff

9. Ткачук Е.А., Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов. Гигиена и санитария. 2019; 98(10): 1129–34. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-10-1129-1134 https://elibrary.ru/hljysp

10. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183–8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188 https://elibrary.ru/xqrzsz

11. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряжённости учебно-воспитательного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; (1): 66–83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08 https://elibrary.ru/yhphkl

12. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. СПб.: ИМАТОН; 2003.

13. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Кемерово; 2003.

14. Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб.; 2000.

15. Гуревич К.М., Аким М.К., Борисова Е.М., Логинова Г.П., Раевский А.М., Ференс Н.А. Тест АСТУР. Психологическая наука и образование. 1996;1(1):105–6.

16. Княгинина Н.В., Янбарисова Д.М. Поддержка талантливой молодёжи: опыт России и зарубежных государств. Образовательная политика. 2016; (4): 108–21. https://elibrary.ru/jfiwbj

17. Разварина И.Н., Груздева М.А. Проблемы выявления одарённых детей в России. Социальное пространство. 2017; (5): 2. https://elibrary.ru/zxlhdp

18. Мельникова Ю.А., Бокова О.А. Сопровождение развития и обучения одарённых детей в зарубежных образовательных системах. Мир науки, культуры, образования. 2021; (3): 202–4. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-202-204 https://elibrary.ru/punkow

19. Потанина А.В., Сафонова Н.М., Синичкина А.А. Сопровождение одарённых детей и оценка системы поддержки одарённости в разных странах мира. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018; 9(2): 184–94. https://elibrary.ru/lbupbb

20. Оз Й. Система выявления и разработки индивидуальных траекторий обучения одарённых детей в Турции. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; (4): 59–63. https://elibrary.ru/wgeswh

21. Маликова И.Н., Христофорова Е.Д. Зарубежный опыт выявления и дальнейшего сопровождения одарённых детей и молодёжи. Научно-исследовательские публикации. 2017; (2): 96–104. https://elibrary.ru/yuaxqv

22. Renzulli J.S., Gaesser A.H. A multi criteria system for the identification of high achieving and creative/productive giftedness. Rev. Educ. 2015; (368): 93–131. https://doi.org/10.4438/1988-592X-RE-2015-368-290

23. Fernández E., García T., Arias-Gundín O., Vázquez A., Rodríguez C. Identifying gifted children: congruence among different IQ measures. Front. Psychol. 2017; 8: 1239. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01239

24. Aubry A., Bourdin B. Short forms of Wechsler scales assessing the intellectually gifted children using simulation data. Front. Psychol. 2018; 9: 830. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00830

25. Al-Hroub A. Utility of psychometric and dynamic assessments for identifying cognitive characteristics of twice-exceptional students. Front. Psychol. 2021; 12: 747872. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.747872


Рецензия

Для цитирования:


Сетко А.Г., Жданова О.М., Сетко Н.П. Научное обоснование прогностической модели отбора учащихся в образовательные учреждения для одарённых детей. Гигиена и санитария. 2024;103(1):67-75. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-1-67-75. EDN: luuwnm

For citation:


Setko A.G., Zhdanova O.M., Setko N.P. Scientific justification of the predictive model of selection of schoolchildren in educational institutions for gifted children. Hygiene and Sanitation. 2024;103(1):67-75. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-1-67-75. EDN: luuwnm

Просмотров: 293


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)