Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Гигиенические проблемы использования современных информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения в цифровой образовательной среде

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-4-349-357

EDN: wvazlg

Аннотация

Введение. Активное использование современных цифровых технологий и средств их обеспечения в учебном процессе в российских школах при отсутствии эффективного медико-профилактического сопровождения преобразований в системе общего образования в условиях его цифровой трансформации способствует формированию рисков для здоровья обучающихся.

Цель исследования — гигиеническая оценка цифровой образовательной среды российских школ в условиях использования современных цифровых технологий и средств их обеспечения.

Материалы и методы. Объект исследования — формы федерального статистического наблюдения Министерства просвещения Российской Федерации № ОО-1 и № ОО-2 за 2022/2023 учебный год1. Проведена гигиеническая оценка показателей, характеризующих развитие цифровой образовательной среды (ЦОС) в российских школах, для выявления основных факторов риска для здоровья обучающихся в условиях цифровизации школьной среды.

Результаты. Цифровая среда российских школ характеризуется обеспеченностью персональными компьютерами (ПК), при этом доля стационарных ПК составляет 31,9%, ноутбуков и планшетов — 68,1%. К проводному Интернету подключены 94,8% школ, к беспроводному и мобильному — 48,4 и 29,9% соответственно. Количество кабинетов информатики в среднем составляет 0,9 на одну школу. В образовательных организациях 61,5% кабинетов оснащено мультимедийными проекторами, 35,8% — интерактивными досками и панелями. Отмечается увеличение оснащённости информационным оборудованием всего пространства школ (рекреации, библиотека и др.). Активно развиваются новые цифровые площадки («IT-куб», детские технопарки «Кванториум» и центры «Точка роста»), которые в количественном выражении сопоставимы с числом образовательных организаций и находятся вне зоны медико-профилактического обеспечения.

Ограничения исследования. Исследование ограничено выборкой показателей, характеризующих состояние ЦОС на этапе общего образования, что не позволяет экстраполировать полученные данные на среднее профессиональное и высшее образование.

Заключение. Полученные данные актуализируют необходимость модернизации архитектурно-планировочных решений школьных зданий и совершенствования научно обоснованного медико-профилактического сопровождения цифровой трансформации образования.

Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.

Участие авторов: Кучма В.Р. концепция и дизайн исследования, редактирование; Седова А.С. концепция и дизайн исследования, анализ данных исследования, написание текста, редактирование; Поленова М.А. концепция и дизайн исследования, анализ данных исследования, написание текста, редактирование; Степанова М.И. концепция и дизайн исследования, редактирование; Болдырева М.Г. сбор материала и обработка данных. Все соавторы утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 15.02.2024 / Принята к печати: 09.04.2024 / Опубликована: 08.05.2024


1 https://edu.gov.ru/activity/statistics

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова министерства здравоохранения российской федерации (Сеченовский Университет)
Россия

Доктор мед. наук, профессор, чл.-корр. РАН, зав. кафедрой гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Первый МГМУ 
им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 119048, Москва, Россия, науч. руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Московская область, Мытищи, Россия



Анна Сергеевна Седова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Канд. мед. наук, зав. отделом гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Московская область, Мытищи, Россия



Марина Альбертовна Поленова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Московская область, Мытищи, Россия



Марина Исааковна Степанова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, проф., гл. науч. сотр. отдела гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи

e-mail: mi_stepanova@mail.ru



Мария Георгиевна Болдырева
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Мл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ 
им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Московская область, Мытищи, Россия



Список литературы

1. Кучма В.Р. Риск здоровью обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 11–9. https://elibrary.ru/wlsmlt

2. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021; 100(9): 903–9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909 https://elibrary.ru/qjbmcc

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (3): 22–7. https://elibrary.ru/xgsgoh

4. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19–27. https://elibrary.ru/omyknf

5. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2014; 22(3): 28–30. https://elibrary.ru/skhpkj

6. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2015; 23(10): 20–3. https://elibrary.ru/slmzce

7. Проскурина О.В., Маркова Е.Ю., Бржеский В.В., Ефимова Е.Л., Ефимова М.Н., Хватова Н.В. и др. Распространенность миопии у школьников некоторых регионов России. Офтальмология. 2018; 15(3): 348–53. https://doi.org/10.18008/1816-5095-2018-3-348-353 https://elibrary.ru/vaehpf

8. Тарутта Е.П., Проскурина О.В., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А. Анализ факторов риска развития близорукости в дошкольном и раннем школьном возрасте. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 26–31. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.03 https://elibrary.ru/xzmfzq

9. Полянская Ю.Н., Карпович Н.В., Грекова Н.А. Об оценке риска использования современных технических средств информатизации детьми и подростками. Здоровье и окружающая среда. 2019; (29): 47–51. https://elibrary.ru/ocpagc

10. Богомолова Е.С., Лангуев К.А., Котова Н.В. Некоторые аспекты состояния здоровья учащихся в связи с применением дистанционных образовательных технологий. Гигиена и санитария. 2022; 101(3): 317–22. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-3-317-322 https://elibrary.ru/zxyfre

11. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование). М.: Научная книга; 2021. https://elibrary.ru/lwxwfi

12. Александрова Г.А., Ахметзянова Р.Р., Голубев Н.А., Кириллова Г.Н., Огрызко Е.В., Оськов Ю.И. и др. Здравоохранение в России. М.; 2023.

13. Кучма В.Р., Поленова М.А., Чуйко Е.В. Цифровая среда современной школы: состояние, тренды развития, проблемы и риски здоровью обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022; (4): 5–20. https://elibrary.ru/dfnqqg

14. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Озерова О.К., Портнягина О.Н., Шкалева Е.В., Шугаль Н.Б. Образование в цифрах – 2023. М.; 2023.

15. Кучма В.Р., Саньков С.В., Курганский А.М. Гигиеническая оценка уровней электромагнитного поля электронной информационно-образовательной среды школ образования. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019; 27(11): 4–8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-4-8 https://elibrary.ru/jrfdht

16. Григорьев О.А., Зубарев Ю.Б. Влияние ЭМП мобильных телефонов на здоровье: прогнозы и данные медицинской статистики. Электросвязь. 2021; (11): 32–7. https://doi.org/10.34832/ELSV.2021.24.11.003 https://elibrary.ru/wvrent

17. Хорсева Н.И., Григорьев П.Е. Электромагнитные поля сотовой связи как фактор риска для здоровья детей и подростков (обзор). Анализ риска здоровью. 2023; (2): 186–93. https://doi.org/10.21668/health.risk/2023.2.18 https://elibrary.ru/cledie

18. Булычева Е.В., Антохин Е.Ю. Гигиеническая и психологическая оценка напряжённости дистанционного учебного процесса у учащихся начальных классов. Гигиена и санитария. 2023; 102(4): 375–81. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-375-381 https://elibrary.ru/wcbpme

19. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий. Гигиена и санитария. 2021; 100(9): 998–1003. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-998-1003 https://elibrary.ru/qtnemz


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Седова А.С., Поленова М.А., Степанова М.И., Болдырева М.Г. Гигиенические проблемы использования современных информационно-коммуникационных технологий и средств их обеспечения в цифровой образовательной среде. Гигиена и санитария. 2024;103(4):349-357. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-4-349-357. EDN: wvazlg

For citation:


Kuchma V.R., Sedova A.S., Polenova M.A., Stepanova M.I., Boldyreva M.G. Hygienic problems of using modern information and communication technologies and means of providing them in the digital educational environment. Hygiene and Sanitation. 2024;103(4):349-357. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-4-349-357. EDN: wvazlg

Просмотров: 350


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)