Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Обоснование региональных нормативов функционального состояния центральной нервной системы детей и подростков

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-2-212-219

EDN: gbceqr

Аннотация

Введение. Исследование направлено на разработку и научное обоснование региональных нормативов функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) у детей и подростков 7–17 лет для оценки здоровья и разработки профилактических мероприятий.

Цель исследования – научно обосновать региональные нормативы функционального состояния центральной нервной системы детей и подростков 7–17 лет с использованием метода вариационной хронорефлексометрии.

Материалы и методы. В период 2018–2024 гг. на базе общеобразовательных организаций Оренбурга (лицеи, гимназии, средние школы) проведена оценка функционального состояния центральной нервной системы у 2410 учащихся 1–11-х классов методом вариационной хронорефлексометрии М.П. Мороз (2003).

Результаты. Установлено достоверное увеличение функционального уровня нервной системы у учащихся от 7 к 17 годам с 1,8 ± 0,01 до 2,4 ± 0,02 ед. (р < 0,001), устойчивости нервной реакции с 0,6 ± 0,04 до 1,3 ± 0,06 ед. (р < 0,001), уровня функциональных возможностей нервной системы с 1,5 ± 0,04 до 2,5 ± 0,07 ед. (р < 0,001). Выявлено статистически значимое увеличение показателей между возрастными группами 9–10, 12–13 и 15–16 лет с последующей стабилизацией в периоды 10–12, 13–15 и 16–17 лет, что определило целесообразность возрастной дифференциации нормативов функционального состояния ЦНС для учащихся 7–9, 10–12, 13–15 и 16–17 лет на основе вычисления 25–75-го процентилей, значения которых считали статистической нормой. Полученные данные позволили разработать индекс умственной работоспособности, рассчитанный как сумма стандартизированных значений функциональных показателей ЦНС с учётом их коэффициентов значимости, полученных через анализ главных компонент.

Ограничения исследования. Использование для оценки функционального состояния ЦНС простой зрительно-моторной реакции может ограничивать возможность экстраполяции полученных данных на другие исследования, где использовались аудиальные, тактильные стимулы или их комбинации.

Заключение. Научно обоснованы региональные нормативы функционального состояния центральной нервной системы детей и подростков 7–17 лет. Результаты могут быть использованы при проведении профилактических медицинских осмотров, в скрининговых исследованиях, научно-исследовательской деятельности и стать эффективным инструментом для оценки и мониторинга функционального состояния ЦНС у детей и подростков, а также разработки профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья подрастающего поколения.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ (протокол № 258 от 09.10.2020 г.). Все участники и их законные представители дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.

Участие авторов:
Сетко Н.П. – концепция и дизайн исследования, редактирование;
Жданова О.М. – концепция и дизайн исследования, написание текста, сбор и обработка материала, статистическая обработка;
Сетко А.Г. – концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 03.06.2024 / Принята к печати: 02.10.2024 / Опубликована: 07.03.2025

Об авторах

Нина Павловна Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия

e-mail: K_epidem.fpdo@orgma.ru



Олеся Михайловна Жданова
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Ассистент каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия

e-mail: Robokors@yandex.ru



Андрей Геннадьевич Сетко
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. отд. гигиены питания ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия

e-mail: a_isetko@mail.ru



Список литературы

1. Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы. Ульяновский медико-биологический журнал. 2019; (3): 38–51. https://doi.org/10.34014/2227-1848-2019-3-38-51 https://elibrary.ru/yhtgfu

2. Банникова Л.П. Умственная работоспособность и адаптационные реакции организма школьников, обучающихся по электронным учебникам. Оренбургский медицинский вестник. 2023; 11(4): 52–7. https://elibrary.ru/akigxv

3. Данова А.В., Поленова М.А. Динамика показателей функционального состояния организма младших школьников при разной организации учебного года и продолжительности каникул. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2016; (8): 36–8. https://elibrary.ru/wiqvod

4. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников. Гигиена и санитария. 2014; 93(3): 64–7. https://elibrary.ru/sjsxsx

5. Александрова И.Э. О взаимосвязи показателей утомляемости учащихся с факторами урока и школьного расписания. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2017; (8): 24–6. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2017-293-8-24-26 https://elibrary.ru/zevtqt

6. Калишев М.Г., Рогова С.И., Жакетаева Н.Т., Приз В.Н., Талиева Г.Н., Елеусинова Г.М. Динамика функционального состояния школьников в процессе учебной деятельности. Медицина и экология. 2019; (4): 24–9. https://elibrary.ru/buvxih

7. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; (1): 66–83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08 https://elibrary.ru/yhphkl

8. Грачева А.А., Томилов В.О., Колесников И.А., Бочарин И.В. Оценка функционального состояния центральной нервной системы на основе скорости сенсомоторных реакций у студентов медицинского университета. Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2023; (13): 203–5. https://elibrary.ru/tyruis

9. Хренкова В.В., Абакумова Л.В., Гафиятуллина Г.Ш. Применение метода вариационной хронорефлексометрии для оценки функционального состояния ЦНС иностранных обучающихся подготовительного факультета. Современные проблемы науки и образования. 2017; (6): 251. https://elibrary.ru/ynxzdu

10. Ломоносова П.А. Исследование влияния спелеотерапии на работоспособность студентов с помощью вариационной хронорефлексометрии. Молодежный инновационный вестник. 2023; 12(S2): 375–7. https://elibrary.ru/qsvzem

11. Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р., Рагозин О.Н., Тимшина М.А. Взаимосвязи функционального состояния ЦНС и работоспособности с показателями сердечно-сосудистой системы у студентов северного медицинского вуза. Ульяновский медико-биологический журнал. 2017; (3): 149–58. https://doi.org/10.23648/UMBJ.2017.27.7086 https://elibrary.ru/zgzrhj

12. Барсегян С.Т. Вариационная хронорефлексометрическая характеристика работоспособности студентов северного вуза. Научный медицинский вестник Югры. 2022; 32(2): 134–6. https://elibrary.ru/kouzjq

13. Сафонова В.Р., Шаламова Е.Ю. Функциональное состояние ЦНС и работоспособность высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта. Научный медицинский вестник Югры. 2012; (1–2): 240–4. https://elibrary.ru/tnchsf

14. Ахмедова О.О., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности. Физиология человека. 2011; 37(5): 84–90. https://elibrary.ru/ofrlvb

15. Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р., Рагозин О.Н., Радыш И.В., Бочкарёв М.В. Межсистемные взаимосвязи функциональных параметров и психосоциальных характеристик у студентов медицинского вуза на севере. Экология человека. 2018; (7): 29–35. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-7-29-35 https://elibrary.ru/xsqtfr

16. Мороз М.П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. Методическое руководство. М.; 2003.

17. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Психофизиологическая характеристика особенностей становления когнитивных функций у учащихся старших классов. Гигиена и санитария. 2021; 100(4): 358–64. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-358-364 https://elibrary.ru/sexixn

18. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Жданова О.М. Особенности функционирования центральной нервной и дыхательной систем старшеклассников, обучающихся в условиях высокой напряженности учебного труда. Наука и инновации в медицине. 2021; 6(2): 37–42. https://doi.org/10.35693/2500-1388-2021-6-2-37-42 https://elibrary.ru/llmcjs

19. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жданова О.М. Особенности становления функционального состояния центральной нервной системы и когнитивных способностей у детей и подростков школьного возраста. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020; (1): 76–9. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-1-76-79 https://elibrary.ru/irpeif

20. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Жданова О.М. Функциональное состояние основных систем организма учащихся, задействованных в учебном процессе, в условиях современного медицинского обеспечения. Гигиена и санитария. 2020; 99(7): 738–44. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-7-738-744 https://elibrary.ru/uiembk

21. Theofilou G., Ladakis I., Mavroidi C., Kilintzis V., Mirachtsis T., Chouvarda I., et al. The effects of a visual stimuli training program on reaction time, cognitive function, and fitness in young soccer players. Sensors (Basel). 2022; 22(17): 6680. https://doi.org/10.3390/s22176680

22. Reigal R.E., Barrero S., Martín I., Morales-Sánchez V., Juárez-Ruiz de Mier R., Hernández-Mendo A. Relationships between reaction time, selective attention, physical activity, and physical fitness in children. Front. Psychol. 2019; 10: 2278. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02278

23. Appelbaum L.G., Erickson G. Sports vision training: a review of the state-of-the-art in digital training techniques. Int. Rev. Sport Exerc. Psychol. 2018; (11): 160–89. https://doi.org/10.1080/1750984X.2016.1266376

24. Fischer M.V., Stone J., Hawkes T.D., Eveland E., Strang A.J. Integrative physical and cognitive training development to better meet airmen mission requirements. Procedia Manuf. 2015; (3): 1580–6. https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.445

25. Zurek M., Cosmi S., Cicchela A., Roi G.S. Simple and complex reaction time at visual stimulation, before and after a rehabilitation after knee surgery in football players. In: Poster Presented in XXIV International Conference on Sports Rehabilitation and Traumatology. London; 2015.

26. Jain A., Bansal R., Kumar A., Singh K.D. A comparative study of visual and auditory reaction times on the basis of gender and physical activity levels of medical first year students. Int. J. Appl. Basic Med. Res. 2015; 5(2): 124–7. https://doi.org/10.4103/2229-516x.157168


Рецензия

Для цитирования:


Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Обоснование региональных нормативов функционального состояния центральной нервной системы детей и подростков. Гигиена и санитария. 2025;104(2):212-219. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-2-212-219. EDN: gbceqr

For citation:


Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Justification of regional standards for the functional state of the central nervous system in children and adolescents. Hygiene and Sanitation. 2025;104(2):212-219. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-2-212-219. EDN: gbceqr

Просмотров: 106


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)