Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Характеристика физического развития, биологического созревания и физической подготовленности старших дошкольников Санкт-Петербурга

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-2-227-233

EDN: jntnlx

Аннотация

Введение. Интенсификация образовательного процесса предъявляет повышенные требования к здоровью и физической подготовке учащихся. В условиях мегаполиса многие факторы окружающей среды могут оказывать негативное влияние на рост и развитие детей.

Цель исследования – определить вариативность физического развития, биологического созревания и физической подготовки воспитанников детских образовательных организаций в мегаполисе.

Материалы и методы. В условиях детских образовательных организаций обследовали 3027 детей (1498 девочек и 1529 мальчиков) в возрасте от шести до семи лет. Родители (законные представители) подписали добровольное информированное согласие на участие детей в исследовании. Были проведены соматометрия (измерение роста и массы тела), оценка уровня и гармоничности физического развития; определение соответствия биологического созревания паспортному возрасту ребёнка. Всем детям были предложены для выполнения тестовые задания I ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Результаты. Выявлена высокая частота дисгармоничных вариантов физического развития, особенно ожирения (11,5% девочек и 14,4% мальчиков; р = 0,02). У 15,2% детей отмечалось отставание, а у 13% – опережение биологического возраста. Суммарно группа относительного риска по неблагоприятному течению школьной адаптации больше среди девочек, чем среди мальчиков (31,7 и 28,2% соответственно; р = 0,0000). Из компонентов физической подготовленности у дошкольников лучше всего развиты скоростные качества (бег на дистанцию 30 м), хорошо – скоростно-силовые (прыжок в длину с места); недостаточно – координационные тесты (челночный бег, бросание мячика в цель). Мальчики чаще девочек не укладывались в нормативы при выполнении всех заданий (р = 0,0017 ÷ р = 0,0000).

Ограничения исследования связаны со значительной продолжительностью обследования детей в детских образовательных организациях, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга.

Заключение. При оценке «школьной зрелости» детей необходимо учитывать не только индивидуальные особенности роста, развития, состояния здоровья, но и уровень физической подготовленности.

Соблюдение этических стандартов. Законные представители дошкольников дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.

Участие авторов:
Макоева Ф.К. – сбор, обработка и анализ материала, ответственность за целостность всех частей статьи;
Грицинская В.Л. – концепция и дизайн исследования, редактирование текста, утверждение окончательного варианта статьи;
Туаева И.Ш. – организация исследований, участие в интерпретации результатов, подготовка текста;
Козырева Ф.У. – сбор данных литературы, участие в статистической обработке материала.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 07.05.2024 / Поступила после доработки: 17.07.2024 / Принята к печати: 03.12.2024 / Опубликована: 07.03.2025

Об авторах

Фатима Константиновна Макоева
ФГБУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта»
Россия

Канд. мед. наук, доцент, доцент каф. профилактической медицины и основ здоровья ФГБУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», 190121, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: fatima1510@yandex.ru



Вера Людвиговна Грицинская
ФГБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. медико-социальных проблем в педиатрии, научно-исследовательский центр; профессор каф. общей медицинской практики ФГБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», 194100, Санкт-Петербург, Россия



Инга Шамильевна Туаева
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Канд. мед. наук, доцент, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», 362019, Владикавказ, Россия



Фатима Увжикоевна Козырева
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, доцент, профессор каф. гигиены, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова», 117997, Москва, Россия



Список литературы

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018; 99(4): 698–705. https://doi.org/10.17816/KMJ2018-698 https://elibrary.ru/xughox

2. Котышева Е.Н., Котляр Н.Н., Козлов Р.А., Коробейников Е.В., Алонцев В.В. Физическая подготовленность детей 5–7 лет в городе с высокой степенью загрязнения атмосферного воздуха. Профилактическая медицина. 2018; 21(6): 50–3. https://doi.org/10.17116/profmed20182106150 https://elibrary.ru/sqnaob

3. Березина Н.О., Гончарова Г.А., Звездина И.В., Квасов Г.И., Кузенкова Л.М., Кучма В.Р. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование). Воронеж: Научная книга; 2021. https://elibrary.ru/lwxwfi

4. Грицинская В.Л., Савченко А.А. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению. Красноярск; 2006. https://elibrary.ru/mykwuy

5. Сазонова О.В., Хамцова Р.В., Гаврюшин М.Ю., Абдалова С.Р. Роль физического развития в оценке школьной зрелости. Научное обозрение. Медицинские науки. 2022; (6): 76–81. https://doi.org/10.17513/srms.1307 https://elibrary.ru/dbhlem

6. Савельева Н.В., Бурлуцкая А.В. Физическое развитие и группы здоровья детей дошкольного возраста в г. Краснодар. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2019; 64(4): 199–200. https://elibrary.ru/xngqtx

7. Вершубская Г.Г., Козлов А.И. Физическое развитие детей дошкольного возраста Ханты-Мансийского АО по антропометрическим показателям. Новые исследования. 2019; (2): 37–45. https://elibrary.ru/vpyqtu

8. Козловский А.А., Кравченко А.Д., Власюк А.О. Физическое развитие детей-первоклассников. Российский педиатрический журнал. 2022; 3(1): 155. https://elibrary.ru/jpootu

9. Перевощикова Н.К., Селиверстов И.А., Дракина С.А., Черных Н.С. Физическое развитие детей подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений г. Кемерово. Мать и дитя в Кузбассе. 2020; (3): 41–50. https://elibrary.ru/pxonkz

10. Сонькин В.Д., Васильева Р.М., Орлова Н.И., Пронина Т.С. Результаты популяционного мониторинга физического состояния детей 6–7 лет в регионах Российской Федерации. Сообщение 2. Моторное развитие. Новые исследования. 2020; (1): 46–56. https://elibrary.ru/evmocx

11. Березина Н.О., Степанова М.И. Физическое развитие современных дошкольников: результаты динамических наблюдений. Педиатрия. 2019; 98(5): 208–12. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2019-98-5-208-212 https://elibrary.ru/lgbrln

12. Имамов А.А., Филиппова С.Ю. Физическое развитие детей дошкольного возраста Республики Татарстан. Children’s Medicine of the North-West. 2021; 9(1): 165–6. https://elibrary.ru/rlefzy

13. Петрук Е.Н. Доступность тестов и соразмерность нормативов I ступени комплекса ГТО уровню физической подготовленности детей 6–8 лет. Вестник спортивной науки. 2022; (2): 43–9. https://elibrary.ru/emtnec

14. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф., Завьялова Я.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. М.: КноРус; 2023. https://elibrary.ru/xgyell

15. Шестакова Г.В., Черкасов В.В. Оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста на основе выполнения норм комплекса ГТО. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; (6): 373–7. https://elibrary.ru/sbrtnj

16. Синявский Н.И., Фурсов А.В. Физическая подготовленность детей дошкольного возраста по результатам выполнения нормативов первой ступени комплекса ГТО. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018; (4): 66–70. https://elibrary.ru/zavred

17. Карпов В.Ю., Козьяков Р.В., Сибгатулина Ф.Р., Алиходжин Р.Р., Федорова Т.Ю. Оценка готовности детей 6–7 лет к освоению нормативных требований ГТО в условиях детского дошкольного учреждения. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; (2): 192–6. https://elibrary.ru/yznqlj

18. Козлова С.Ю. Комплексный подход к процессу по физическому воспитанию и подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО обучающихся дошкольного и начального общего образования. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; (6): 151–6. https://elibrary.ru/ycjswc

19. Черкасов В.В., Черкасова И.И., Савиных Е.А. Комплексное развитие двигательных навыков и физических способностей у детей 6–7 лет в условиях дошкольной образовательной организации. Вестник Томского государственного университета. 2023; (488): 71–81. https://elibrary.ru/gepxlt

20. de Onis M., Onyango A.W., Borghi E., Siyam A., Nishida C., Siekmann J. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bull. World Health Organ. 2007; 85(9): 660–7. https://doi.org/10.2471/blt.07.043497

21. WHO. Training Course on Child Growth Assessment; 2008. Available at: https://who.int/publications/i/item/9789241595070

22. WHO AnthroPlus software. Available at: https://who.int/growthref/tools/en/

23. Гладкая В.С., Грицинская В.Л., Галактионова М.Ю., Килина О.Ю. Методы и методика оценки роста и развития детей. Абакан; 2017. https://elibrary.ru/skttgh

24. WHO Global Nutrition Monitoring Framework: operational guidance for tracking progress in meeting targets for 2025; 2017. Available at: https://who.int/publications/i/item/9789241513609

25. Мартинчик А.Н., Лайкам К.Э., Козырева Н.А., Михайлов Н.А., Кешабянц Э.Э., Батурин А.К. и др. Распространённость избыточной массы тела и ожирения у детей. Вопросы питания. 2022; 91(3): 64–72. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91-3-64-72 https://elibrary.ru/vaqojc

26. Грицинская В.Л., Макоева Ф.К., Козырева Ф.У., Туаева И.Ш. Анализ нутритивного статуса дошкольников Санкт-Петербурга. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2023; (94): 54–7. https://elibrary.ru/nhiznp

27. Gritsinskaya V.L., Novikova V.P., Gurova M.M. Prevalence of obesity among schoolchildren in St. Petersburg. Archives of Disease in Childhood. 2019; 104(S3): A366. https://doi.org/10.1136/archdischild-2019-epa.866 https://elibrary.ru/mpyeko

28. Чернобровкина М.А., Сенькевич О.А. Особенности физического и нервно-психического развития детей 7–8 лет, проживающих в центральной и северной частях Хабаровского края. Вопросы практической педиатрии. 2022; 17(1): 62–70. https://doi.org/10.20953/1817-7646-2022-1-62-70 https://elibrary.ru/abtspu

29. Храмцов П.И., Моргачёв О.В. Гигиеническое обоснование дифференцированного по полу подхода к организации физического воспитания младших школьников. Гигиена и санитария. 2023; 102(1): 63–9. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-1-63-69 https://elibrary.ru/kzoyym


Рецензия

Для цитирования:


Макоева Ф.К., Грицинская В.Л., Туаева И.Ш., Козырева Ф.У. Характеристика физического развития, биологического созревания и физической подготовленности старших дошкольников Санкт-Петербурга. Гигиена и санитария. 2025;104(2):227-233. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-2-227-233. EDN: jntnlx

For citation:


Makoeva F.K., Gritsinskaya V.L., Tuaeva I.Sh., Kozyreva F.U. Characteristics of physical development, biological maturation, and physical fitness of senior preschool children in St. Petersburg. Hygiene and Sanitation. 2025;104(2):227-233. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-2-227-233. EDN: jntnlx

Просмотров: 106


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)