Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Влияние самоизоляции при COVID-19 на функциональное состояние и работоспособность преподавателей и студентов вуза

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-3-335-339

EDN: kbqufv

Аннотация

Введение. Окончание 2019 г. ознаменовалось распространением по всему миру новой потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой коронавирусом, ‒ SARS-CoV-2 (2019-nCoV). Ввиду её агрессивного распространения Всемирная организация здравоохранения объявила о наличии пандемии, вследствие чего люди были вынуждены экстренно изменить привычный образ жизни.

Целью настоящей работы было исследование влияния двухмесячного режима вынужденной самоизоляции на функциональное состояние и умственную работоспособность студентов и преподавателей гуманитарного вуза.

Материалы и методы. Исследование выполнено на базе педагогического вуза с участием пожилых преподавателей и студентов второго курса бакалавриата. На первом этапе исследования были сформированы три группы испытуемых: группа 1 ‒ преподаватели (возраст 55‒70 лет), группа 2 ‒ студенты второго курса бакалавриата (19‒20 лет), группа 3 ‒ сотрудники администрации вуза (20‒25 лет). Все испытуемые прошли первоначальное обследование с использованием методик САН, Спилбергера ‒ Ханина, «чёрно-красная таблица», «кольца Ландольта», «компасы», «проба Штанге», «треморометрия», «индекс Старра». На втором этапе испытуемые групп 1 и 2 выполняли функциональные обязанности, находясь в режиме вынужденной самоизоляции. Лица группы 3 продолжали работать в привычном для них режиме. На заключительном этапе эксперимента все испытуемые прошли повторное обследование в первоначальном объёме, после чего обследование повторили через один, два и три месяца. Полученные данные были обработаны в соответствии с ГОСТ Р 8.736‒2011. Для каждой выборки показателей рассчитывались числовые характеристики распределения. Оценку значимости различий между сравниваемыми выборками осуществляли с использованием параметрического t-критерия Стьюдента.

Результаты. Установлено, что двухмесячный режим вынужденной самоизоляции ухудшает показатели функционального состояния и работоспособности всех участников образовательного процесса, при этом более выраженные изменения отмечаются у лиц пожилого возраста. После отмены режима вынужденной самоизоляции психофизиологические показатели испытуемых возвращаются к исходным значениям, при этом восстановление показателей происходит быстрее у испытуемых группы 2 (студенты).

Ограничения исследования. Были обследованы 36 человек из числа преподавателей, студентов и административных работников педагогического вуза. Деятельность и обследование испытуемых экспериментальных групп проходили дистанционно в домашних условиях. Возрастные ограничения группы студентов (19‒20 лет, второй курс) продиктованы тем, что второкурсники адаптированы к новым условиям деятельности в вузе и не тратили на это свои психофизиологические резервы. Возрастные ограничения группы преподавателей (55‒70 лет) продиктованы тем, что именно эта возрастная категория сегодня наиболее широко представлена в гуманитарных вузах страны. Выбор методик был обусловлен широкой практикой их применения и подробным описанием в соответствующих руководствах, отсутствием какого-либо негативного воздействия на испытуемых.

Заключение. Двухмесячный режим вынужденной самоизоляции негативно влияет на показатели функционального состояния и умственной работоспособности как студентов второго курса бакалавриата, так и пожилых преподавателей гуманитарного вуза. Более выраженное ухудшение психофизиологических показателей отмечено у пожилых преподавателей. После отмены режима вынужденной самоизоляции показатели функционального состояния и работоспособности постепенно возвращались к исходным значениям, при этом более быстрая и выраженная динамика наблюдалась студентов второго курса бакалавриата.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» (протокол № 7 от 2000 г.), проведено согласно общепринятым научным принципам Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации.

Участие авторов:
Буйнов Л.Г. – концепция и дизайн исследования, написание статьи, редактирование;
Сорокина Л.А. – сбор материала и обработка данных, написание статьи, редактирование;
Прошин С.Н. – статистическая обработка данных, техническое редактирование статьи;
Швецов К.А. – статистическая обработка данных, техническое редактирование статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 13.06.2024 / Поступила после доработки: 25.07.2024 / Принята к печати: 03.12.2024 / Опубликована: 31.03.2025

Об авторах

Леонид Геннадьевич Буйнов
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: buynoff@yandex.ru



Людмила Александровна Сорокина
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия

Канд. пед. наук, доцент, доцент каф. медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: buynoff@yandex.ru



Сергей Николаевич Прошин
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Россия

Доктор мед. наук, профессор каф. медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Россия



Кирилл Александрович Швецов
ФГБОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
Россия

Врач-эпидемиолог, преподаватель центра тактической медицины ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова», 194044, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: kirillshed.spb@gmail.com



Список литературы

1. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Арлашева Л.В., Максимова Н.В., Кириченко В.В., Четверик О.Н. и др. Совершенствование личностного потенциала обучающихся подростков на основе здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023; (1): 56–75. https://elibrary.ru/azmxmp

2. Кольдибекова Ю.В., Землянова М.А., Зайцева Н.В., Цинкер М.Ю., Ухабов В.М. Обоснование профиля биомаркеров негативных эффектов у детей в условиях сочетанного воздействия факторов внешней и образовательной сред. Гигиена и санитария. 2020; 99(11): 1236–45. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1236-1245 https://elibrary.ru/nkhtii

3. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи. Журнал научных статей Здоровье и образование в ХХI веке. 2017; 19(5): 73–8. https://elibrary.ru/xuvkrx

4. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды. Science for Education Today. 2019; 9(5): 48–70. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1905.04 https://elibrary.ru/voojcl

5. Зайцева Н.В. Клейн С.В., Глухих М.В. Пространственно-динамическая неопределенность течения эпидемического процесса COVID-19 в субъектах Российской Федерации (2020–2023 гг.). Анализ риска здоровью. 2023; (2): 4–16. https://doi.org/10.21668/health.risk/2023.2.01 https://elibrary.ru/vxwsku

6. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф., Суботялов М.А. Значение курса «школьная медицина» в подготовке будущих педагогов. Сибирский педагогический журнал. 2021; (4): 68–77. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2104.07 https://elibrary.ru/xnfmiw

7. Зайцева Н.В., Землянова М.А., Кольдибекова Ю.В. Потенциал повышения надёжности гигиенических оценок на основе сопоставительного анализа риска и вреда для здоровья в условиях воздействия факторов среды обитания. Гигиена и санитария. 2024; 103(5): 396–406. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-5-396-406 https://elibrary.ru/bwjtha

8. Айзман Р.И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020; (5): 72–7. https://elibrary.ru/umtysl

9. Галай И.А., Лебедев А.В., Айзман Р.И. Психофизиологические особенности студенток педагогического вуза, проживающих в мегаполисе и районном центре. Приложение международного журнала «Вестник психофизиологии». 2018; (1): 64–7. https://elibrary.ru/uqxfeq

10. Климов В.М., Айзман Р.И. Уровень физической подготовленности студентов первых – четвертых курсов, занимающихся в группах разной физкультурно-спортивной направленности. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; (5): 157–68. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1605.11 https://elibrary.ru/wztijb

11. Арлашева Л.В., Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Губанова М.И. Педагогическая модель совершенствования здоровьесберегающей компетентности педагога основного общего образования. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024; 8(1): 57–68. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2024-8-1-57-68 https://elibrary.ru/hqhlsx

12. Буйнов Л.Г., Алексеев С.В., Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения людей старших возрастных групп. Успехи геронтологии. 2002; 35(1): 155–63. https://elibrary.ru/eocdil

13. Александров Ю.И., ред. Психофизиология: Учебник для вузов. СПб.: Питер; 2014.

14. Плахов Н.Н., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П. Функциональное состояние организма моряков-операторов в плавании. Гигиена и санитария. 2017; 96(3): 261–4. https://elibrary.ru/yhswot

15. Рукавишников И.В., Амирова Л.Е., Кукоба Т.Б., Томиловская Е.С., Козловская И.Б. Влияние гравитационной разгрузки на тонус мышц спины. Физиология человека. 2017; 43(3): 64–73. https://doi.org/10.7868/S0131164617030171 https://elibrary.ru/ytmifb

16. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018; 97(9): 869–72. https://elibrary.ru/vkvuji

17. Буйнов Л.Г., Николаева Е.И., Финагентов А.В., Лысенко А.В., Сорокина Л.А., Щербина Н.Н. и др. Сочетанное применение пептидных биорегуляторов и самомассажа для улучшения психофизиологического состояния и повышения профессиональной работоспособности людей пожилого возраста. Успехи геронтологии. 2022; 35(3): 394–8. https://doi.org/10.34922/AE.2022.35.3.010 https://elibrary.ru/glrzux

18. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г., Гун Г.Е., Кузнецов М.С. Исследование влияния физиолого-гигиенических элементов здорового образа жизни на функциональное состояние и работоспособность студентов педагогического вуза. Гигиена и санитария. 2021; 100(2): 142–6. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146 https://elibrary.ru/uqwwjy

19. Чокотов Е.Н., Григорчак Ю.В., Никулина О.С., Быструшкин С.К., Айзман Р.И. Морфофункциональные и психологические резервы курсантов военного училища в начальный период обучения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015; (3): 102–11. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1503.10 https://elibrary.ru/tvrwov

20. Ямпольская Ю.А. Грацилизация телосложения и типы конституции: популяционная и внутригрупповая изменчивость (вторая половина ХХ века, Москва). Вестник антропологии. 2016; (2): 117–26. https://elibrary.ru/ymvoan


Рецензия

Для цитирования:


Буйнов Л.Г., Сорокина Л.А., Прошин С.Н., Швецов К.А. Влияние самоизоляции при COVID-19 на функциональное состояние и работоспособность преподавателей и студентов вуза. Гигиена и санитария. 2025;104(3):335-339. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-3-335-339. EDN: kbqufv

For citation:


Buynov L.G., Sorokina L.A., Proshin S.N., Shvetsov K.A. The impact of self-isolation during COVID-19 on the functional state and performance of university teachers and students. Hygiene and Sanitation. 2025;104(3):335-339. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-3-335-339. EDN: kbqufv

Просмотров: 94


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)