Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Гигиеническая оценка влияния факторов образовательного процесса и образа жизни на состояние здоровья учащихся профильных школ в условиях промышленного мегаполиса

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-822-828

Полный текст:

Аннотация

Введение. Негативные тенденции в состоянии здоровья современных школьников обусловлены комплексным влиянием факторов среды обитания.

Материал и методы. Обследованы 178 учащихся начальной, основной школы и старших классов «Средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов», расположенной на территории с присутствием в атмосферном воздухе фенола на уровне до 1,7 ПДКс.с., и учащихся «Средней общеобразовательной школы», размещённой на территории относительного санитарно-гигиенического благополучия.

Результаты. При сравнительной оценке режима образовательного процесса установлена более напряжённая образовательная деятельность в школе с профильным обучением. У экспонированных детей среднее содержание фенола в крови превышало в 2 раза фоновый уровень и в 1,4 раза показатель в группе сравнения. Среднегрупповая концентрация кортизола в группе наблюдения в 1,2 раза выше аналогичного показателя детей группы сравнения. Выявлена достоверная связь вероятности повышения уровня кортизола в крови у детей группы наблюдения с присутствием фенола в крови в концентрациях, превышающих гигиенический норматив (R2 = 0,39; F = 22,9; p = 0,036). В ходе обследования установлено, что хроническое воздействие химического фактора и напряжённая учебная деятельность в школе с профильным обучением повышают в 2-9 раз риск развития патологии нервной системы, нарушений росто-весовых показателей и гармоничности физического развития, ритма сердечной деятельности, антителообразования к тканям щитовидной железы, нарастания в 1,2-4,5 раза процессов свободно-радикального окисления, интоксикации, негативных изменений временных интервалов базовых психических функций, объёмных параметров щитовидной железы.

Заключение. Наибольший риск нарушений физического развития и формирования патологии нервной системы школьников в результате комплексного влияния факторов среды обитания установлен в сенситивный пубертатный период (OR = 2,1-7,32; ДИ = 1,4-33,4; р = 0,007-0,05).

Об авторах

Светлана Леонидовна Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Кандидат мед. наук, зав. отделом гигиены детей и подростков ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь.

e-mail: valina@fcrisk.ru



Н. В. Зайцева
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера»
Россия


И. Е. Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


О. Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Безруких М.М., Ефимова С.П., Хромова С.К. Особенности развития познавательных функций у учащихся 9–10 лет, имеющих трудности письма. В кн.: Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Материалы всероссийской конференции. М.; 2002: 55-6.

2. Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения детей. Здоровье населения и среда обитания. 2013; (1): 17-8.

3. Каменкова Н.Г., Афонова М.Н., Сироткина Ю.Ю. Анализ возможных подходов к сбережению здоровья младших школьников в процессе обучения в рамках здоровьесберегающей деятельности. Герценовские чтения. Начальное образование. 2011; 2(2): 181-7.

4. Колотова М.В. Рыжов А.Я., Степанова М.С. К вопросу об интегративной оценке напряжённости труда учащихся средней общеобразовательной школы. Вестник ТвГу. Серия «Биология и экология». 2014; (2): 7-15.

5. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4-11.

6. Макунина О.А., Якубовская И.А. Структура и динамика состояния здоровья школьников 7–17 лет. Электронный научно-образовательный вестник: здоровье и образование в XXI веке. 2015; 17(2): 29-31.

7. Аршинская Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014; (5): 58-63.

8. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 32-7.

9. Рукавкова Е.М. Гигиенические особенности организации учебного процесса в классах с углублённым изучением ряда предметов. Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2014; 1(7): 169-70.

10. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения. Российский педиатрический журнал. 1998; (1): 5-8.

11. Шарапов А.А. Мониторинг средовых факторов образовательного пространства как условие сохранения здоровья школьников. Молодой учёный. 2014; (5-1): 85-7.

12. Ганькин А.Н., Гриценко Т.Д., Соколов С.М., Пронина Т.М. Риск здоровью учащихся, формируемый загрязнением воздушной среды учебных помещений. Анализ риска здоровью. 2014; (1): 40-8.

13. Ладнова Г.Г., Ефимцева М.В. (Дугина М.В.), Гладских М.Н., Тишакова И.Г. Эколого-гигиеническое направление в изучении причин формирования здоровья школьников. Адаптация учащейся молодёжи в условиях современного развития общества: Материалы Международной научно-практической конференции. Орёл; 2007; 105-6.

14. Зибарев П.В., Зубкова Т.П. Экологическая безопасность полимерных строительных материалов. Анализ газовыделений. Экология промышленного производства. 2007; (2): 27-33.

15. Байравов Н.А., Жиляков Е.В. Антропогенная нагрузка как фактор, усугубляющий развитие и течение основных заболеваний беременных женщин и детей. Фундаментальные исследования. 2014; (4-3): 624-8.

16. Müllerová D., Kopecký J. White adipose tissue: storage and effector site for environmental pollutants. Physiol. Res. 2007; 56(4): 375-81.

17. Онищенко Г.Г., ред. Гигиеническая индикация последствий для здоровья при внешнесредовой экспозиции химических факторов. Пермь: Книжный формат; 2011.

18. Андреева Е.Е., Онищенко Г.Г., Клейн С.В. Гигиеническая оценка приоритетных факторов риска среды обитания и состояния здоровья населения г. Москвы. Анализ риска здоровью. 2016; (3): 23-34. https://doi.org/10.21668/health.risk/2016.3.03

19. Аминова А.И., Землянова М.А., Возгомент О.В., Маклакова О.А., Ланин Д.В., Байдина А.С. и соавт. Особенности церебральной гемодинамики и нарушений когнитивных функций у детей дошкольного возраста с вегето-сосудистой дистонией, ассоциированной с воздействием одноатомных фенолов. Фундаментальные исследования. 2012; (12-1): 16-21.

20. Ракитский В.Н. Проблемы современной гигиены. Гигиена и санитария. 2015; 94(4): 4-7.

21. Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в социально-гигиенических исследованиях. Сб. трудов 2-го ММИ. 1980; 150 (6): 18–22

22. Седова А.А., Брюнеткин В.Ю., Апенченко Ю.С., Зиньковский К.А., Костюкова Т.Л., Николаева Т.О. Специфика соматического и психического здоровья воспитанников социального приюта. Современные проблемы науки и образования. 2017; (5): 59.

23. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Гигиенические проблемы организации обучения в профильных классах колледжей. Гигиена и санитария. 2015; 94(4): 8-10.

24. Зорина И.Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2013; (1): 17-8.

25. Белоусова Н.А., Шибков А.А., Байгужин П.А. Анализ состояния здоровья детей и подростков, проживающих в условиях промышленного мегаполиса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013; (2): 38-43.

26. Степанова М.И., Седова А.С. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе. Гигиена и санитария. 2007; 86(4): 59-62.

27. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Ханхареев С.С., Богданова О.Г. Оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015; (5): 105-8.

28. Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018; 6(2): 4-13.

29. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников (аналитический обзор). Гигиена и санитария. 2013; 92(3): 60-6.

30. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и соавт. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряжённости учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; (1): 66-83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08

31. Gerber M., Endes K., Herrmann C., Colledge F., Brand S., Donath L. et al. Fitness, stress, and body composition in primary schoolchildren. Med. Sci. Sports Exerc. 2017; 49(3): 581-7. https://doi.org/10.1249/MSS.0000000000001123

32. Gary E. Hatch pollution and oxidative stress in schoolchildren. Indian Pediatr. 2010; 47(3): 229-30. https://doi.org/10.1007/s13312-010-0040-3

33. Черненков Ю.В., Сердюков А.Ю. Мониторинг состояния здоровья школьников, обучающихся в профильных классах. Саратовский научно-медицинский журнал. 2010; 6(1): 130-3.

34. Сетко А.Г., Тришина С.П., Терехова Е.А., Мокеева М.М. Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (6): 26-9.

35. Васильев В.В., Корочкина Ю.В. Вклад факторов окружающей среды в формирование здоровья детского населения. Медицина труда и экология человека. 2015; (3): 64-7.

36. Зайцева Н.В., Землянова М.А., Кольдибекова Ю.В., Жданова-Заплесвичко И.Г., Пережогин А.Н., Клейн С.В. Оценка аэрогенного воздействия приоритетных химических факторов на здоровье детского населения в зоне влияния предприятий по производству алюминия. Гигиена и санитария. 2019; 98(1): 68-75. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-68-75

37. Семенкова Т.Н., Касаткина Н.Э., Казин Э.М. Факторы «Риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011; (2): 98-106.

38. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Методический подход к гигиенической оценке школьной образовательной среды. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (2): 4-10.

39. Sukharev A.G., Ignatova L.F., Stan V.V. Methodological approach to hygienic assessment of the school environment. Voprosy shkol’noy i universitetskoy meditsiny i zdorov’ya. 2015; (2): 4-10. (in Russian)

40. Morgan I.G., Rose K.A. Myopia and international educational performance. Ophthalmic. Physiol. Opt. 2013; 33(3): 329-38. https://doi.org/10.1111/opo.12040


Для цитирования:


Валина С.Л., Зайцева Н.В., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Гигиеническая оценка влияния факторов образовательного процесса и образа жизни на состояние здоровья учащихся профильных школ в условиях промышленного мегаполиса. Гигиена и санитария. 2020;99(8):822-828. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-822-828

For citation:


Valina S.L., Zaitseva N.V., Shtina I.E., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A. Hygienic assessment of impacts exerted by factors related to educational process and lifestyle on health of schoolchildren attending secondary schools in industrial megacity. Hygiene and Sanitation. 2020;99(8):822-828. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-822-828

Просмотров: 120


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)