Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Аддиктивное поведение современных подростков: факторы риска и защиты, профилактика

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-4-442-450

EDN: embqxw

Аннотация

Введение. Исследование аддиктивного поведения подростков и формирующих его факторов рассматривается как ключевой элемент стратегии общественного здравоохранения, направленной на снижение распространения различных зависимостей среди молодёжи.

Цель исследования – установить факторы риска и защиты от формирования у современных подростков аддиктивного поведения, разработать профилактические мероприятия по снижению его распространённости в молодёжной среде.

Материалы и методы. Исследованы образовательные, социально-гигиенические, психоэмоциональные факторы риска и защиты, формы аддиктивного поведения у 298 подростков 11–15 лет с использованием стандартизированных опросников и методик.

Результаты. Показано, что ведущими факторами риска формирования аддиктивного поведения у современных подростков становятся высокая напряжённость учебного труда по показателям интеллектуальных и эмоциональных нагрузок; проживание в неполных семьях (44% подростков); низкий материальный достаток семей (48,6%); развитие враждебности (20% девочек и 31,7% мальчиков), агрессивности (25% девочек), клинической тревоги (14,1% девочек и 12,5% мальчиков), субклинической депрессии (15,8% девочек и 12% мальчиков), стресса (14,9% девочек); использование неадаптивных копинг-стратегий в виде повышения самооценки (39,3% девочек) и поиска виновных (27,3% мальчиков). Установлено, что 12,9% девочек и 14,7% мальчиков употребляли алкоголь с частотой до одного раза в месяц; 8,6% девочек и 10% мальчиков пробовали электронные сигареты; 2,3% мальчиков регулярно курили традиционные сигареты; у 23,1% девочек и 13,9% мальчиков регистрировалась склонность к развитию интернет-зависимости, у 1,3% мальчиков сформированная интернет-зависимость.

Ограничения исследования. Выборка подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях Оренбурга, ограничивает возможность генерализации результатов на другие регионы и типы образовательных организаций.

Заключение. На основании выявленных факторов защиты, среди которых приоритетными были социально-бытовое окружение (72,9%), семья (69%), личные качества (60,9%) и образовательная среда (45,8%), разработаны профилактические мероприятия. Их внедрение в образовательных организациях позволит обеспечить благоприятные условия для гармоничного развития подростков и формирования у них здоровых и адаптивных моделей поведения, будет способствовать снижению распространённости аддиктивного поведения в молодёжной среде.

Соблюдение этических стандартов. Настоящее исследование одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ (протокол № 322 от 06.09.2023 г.), проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации. Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.

Участие авторов:
Сетко Н.П. – концепция и дизайн исследования, редактирование;
Жданова О.М. – концепция и дизайн исследования, написание текста, сбор и обработка материала, статистическая обработка;
Сетко А.Г. – концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 27.09.2024 / Поступила после доработки: 10.12.2024 / Принята к печати: 26.03.2025 / Опубликована: 30.04.2025

Об авторах

Нина Павловна Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия

e-mail: K_epidem.fpdo@orgma.ru



Олеся Михайловна Жданова
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Ассистент каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия

e-mail: Robokors@yandex.ru



Андрей Геннадьевич Сетко
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. отд. гигиены питания ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия

e-mail: a_isetko@mail.ru



Список литературы

1. Hossain S., Chowdhury P.B., Mohsin M., Biswas R.K. Addictive behavior and mental health of adolescents aged 11–17 years in Bangladesh in 2014: A cross‐sectional study. Health Sci. Rep. 2024; 7(7): e2231. https://doi.org/10.1002/hsr2.2231

2. Kempf C., Llorca P.M., Pizon F., Brousse G., Flaudias V. What’s new in addiction prevention in young people: a literature review of the last years of research. Front. Psychol. 2017; 8: 1131. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01131

3. Peterson S.J., Smith G.T. Association between elementary school personality and high school smoking and drinking. Addiction. 2017; 112(11): 2043–52. https://doi.org/10.1111/add.13905

4. United Nations Office on Drugs and Crime. World Drug Report – 2015. Herndon, VA: United Nations Publications; 2015.

5. World Health Organization. WHO Report on the Global Tobacco Epidemic, 2015: Raising Taxes on Tobacco. Geneva; 2015.

6. World Health Organization. Substance Abuse. Geneva; 2015.

7. World Health Organization. Substance Use. Geneva; 2016.

8. García-García E., Martínez-Gimeno M.L., Benítez-Andrades J.A., Miranda-Gómez J., de Dios Zapata-Cornejo E., Escobar-Aguilar G. Substance use and addictive behavior in Spanish adolescents in secondary school. Healthcare (Basel). 2021; 9(2): 186. https://doi.org/10.3390/healthcare9020186

9. Andrie E.K., Tzavara C.K., Tzavela E., Richardson C., Greydanus D., Tsolia M., et al. Gambling involvement and problem gambling correlates among European adolescents: Results from the European Network for Addictive Behavior study. Soc. Psychiatry Psychiatr. Epidemiol. 2019; 54(11): 1429–41. https://doi.org/10.1007/s00127-019-01706-w

10. Peltzer K., Pengpid S. Early substance use initiation and suicide ideation and attempts among school-aged adolescents in four Pacific Island countries in Oceania. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2015; 12(10): 12291–303. https://doi.org/10.3390/ijerph121012291

11. Brailovskaia J., Margraf J. Addictive social media use during COVID-19 outbreak: Validation of the Bergen Social Media Addiction Scale (BSMAS) and investigation of protective factors in nine countries. Curr. Psychol. 2022; 1–19. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03182-z

12. Burleigh T.L., Griffiths M.D., Sumich A., Wang G.Y., Stavropoulos V., Kannis-Dymand L., et al. Co-occurrence of gaming disorder and other potentially addictive behaviours between Australia, New Zealand, and the United Kingdom. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(23): 16078. https://doi.org/10.3390/ijerph192316078

13. Kotyuk E., Magi A., Eisinger A., Király O., Vereczkei A., Barta C., et al. Co-occurrences of substance use and other potentially addictive behaviors: Epidemiological results from the Psychological and Genetic Factors of the Addictive Behaviors (PGA) Study. J. Behav. Addict. 2020; 9(2): 272–88. https://doi.org/10.1556/2006.2020.00033

14. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся. Методические указания. Иркутск; 2014. https://elibrary.ru/ovpkld

15. Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS (d) в диагностике депрессий в общемедицинской практике. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003; 103(5): 11.

16. Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» – метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте. Журнал практического психолога. 2006; (6): 132–47. https://elibrary.ru/msvzyl

17. ВОЗ. Краткое профилактическое консультирование в отношении употребления алкоголя: учебное пособие ВОЗ для первичного звена медико-санитарной помощи; 2017. Доступно: https://iris.who.int/handle/10665/346079

18. Минюрова С.А., Кружкова О.В., Воробьева И.В., Матвеева А.И. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований. Образование и наука. 2022; 24(6): 84–121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-84-121 https://elibrary.ru/xbfddc

19. Копытов А.В., Волох Е.В., Павлов К.И., Гиндюк А.В. Девиантные формы поведения детей и подростков с учетом особенностей их воспитания. Психическое здоровье. 2022; 17(5): 23–8. https://elibrary.ru/qcuzpk

20. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Калашникова Е.А., Коломиец Ю.О., Лыкова Т.А., Федотова А.В. Методические рекомендации по профилактике аддиктивного поведения (табакокурение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ) среди обучающихся основной и старшей школы. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022; 22(1): 95–104. https://elibrary.ru/thtpbk

21. Матросова Т.В., Эверт Л.С. Уровень тревожно-депрессивных состояний и личностные особенности подростков с различной компьютерной занятостью. Modern Science. 2020; (4–3): 325–30. https://elibrary.ru/mkwyze

22. Смирнов А.В., Максимова Л.А., Симонова И.А. Аддиктивное поведение обучающихся: опыт раннего выявления и социально-психологические характеристики. Образование и наука. 2022; 24(9): 174–211. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-174-211 https://elibrary.ru/eznddw


Рецензия

Для цитирования:


Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Аддиктивное поведение современных подростков: факторы риска и защиты, профилактика. Гигиена и санитария. 2025;104(4):442-450. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-4-442-450. EDN: embqxw

For citation:


Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Addictive behaviour in modern teenagers: risk and protective factors, prevention. Hygiene and Sanitation. 2025;104(4):442-450. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-4-442-450. EDN: embqxw

Просмотров: 134


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)