

Аддиктивное поведение современных подростков: факторы риска и защиты, профилактика
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-4-442-450
EDN: embqxw
Аннотация
Введение. Исследование аддиктивного поведения подростков и формирующих его факторов рассматривается как ключевой элемент стратегии общественного здравоохранения, направленной на снижение распространения различных зависимостей среди молодёжи.
Цель исследования – установить факторы риска и защиты от формирования у современных подростков аддиктивного поведения, разработать профилактические мероприятия по снижению его распространённости в молодёжной среде.
Материалы и методы. Исследованы образовательные, социально-гигиенические, психоэмоциональные факторы риска и защиты, формы аддиктивного поведения у 298 подростков 11–15 лет с использованием стандартизированных опросников и методик.
Результаты. Показано, что ведущими факторами риска формирования аддиктивного поведения у современных подростков становятся высокая напряжённость учебного труда по показателям интеллектуальных и эмоциональных нагрузок; проживание в неполных семьях (44% подростков); низкий материальный достаток семей (48,6%); развитие враждебности (20% девочек и 31,7% мальчиков), агрессивности (25% девочек), клинической тревоги (14,1% девочек и 12,5% мальчиков), субклинической депрессии (15,8% девочек и 12% мальчиков), стресса (14,9% девочек); использование неадаптивных копинг-стратегий в виде повышения самооценки (39,3% девочек) и поиска виновных (27,3% мальчиков). Установлено, что 12,9% девочек и 14,7% мальчиков употребляли алкоголь с частотой до одного раза в месяц; 8,6% девочек и 10% мальчиков пробовали электронные сигареты; 2,3% мальчиков регулярно курили традиционные сигареты; у 23,1% девочек и 13,9% мальчиков регистрировалась склонность к развитию интернет-зависимости, у 1,3% мальчиков сформированная интернет-зависимость.
Ограничения исследования. Выборка подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях Оренбурга, ограничивает возможность генерализации результатов на другие регионы и типы образовательных организаций.
Заключение. На основании выявленных факторов защиты, среди которых приоритетными были социально-бытовое окружение (72,9%), семья (69%), личные качества (60,9%) и образовательная среда (45,8%), разработаны профилактические мероприятия. Их внедрение в образовательных организациях позволит обеспечить благоприятные условия для гармоничного развития подростков и формирования у них здоровых и адаптивных моделей поведения, будет способствовать снижению распространённости аддиктивного поведения в молодёжной среде.
Соблюдение этических стандартов. Настоящее исследование одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО ОрГМУ МЗ РФ (протокол № 322 от 06.09.2023 г.), проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации. Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.
Участие авторов:
Сетко Н.П. – концепция и дизайн исследования, редактирование;
Жданова О.М. – концепция и дизайн исследования, написание текста, сбор и обработка материала, статистическая обработка;
Сетко А.Г. – концепция и дизайн исследования, редактирование.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 27.09.2024 / Поступила после доработки: 10.12.2024 / Принята к печати: 26.03.2025 / Опубликована: 30.04.2025
Об авторах
Нина Павловна СеткоРоссия
Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия
e-mail: K_epidem.fpdo@orgma.ru
Олеся Михайловна Жданова
Россия
Ассистент каф. профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия
e-mail: Robokors@yandex.ru
Андрей Геннадьевич Сетко
Россия
Доктор мед. наук, профессор, зав. отд. гигиены питания ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия
e-mail: a_isetko@mail.ru
Список литературы
1. Hossain S., Chowdhury P.B., Mohsin M., Biswas R.K. Addictive behavior and mental health of adolescents aged 11–17 years in Bangladesh in 2014: A cross‐sectional study. Health Sci. Rep. 2024; 7(7): e2231. https://doi.org/10.1002/hsr2.2231
2. Kempf C., Llorca P.M., Pizon F., Brousse G., Flaudias V. What’s new in addiction prevention in young people: a literature review of the last years of research. Front. Psychol. 2017; 8: 1131. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01131
3. Peterson S.J., Smith G.T. Association between elementary school personality and high school smoking and drinking. Addiction. 2017; 112(11): 2043–52. https://doi.org/10.1111/add.13905
4. United Nations Office on Drugs and Crime. World Drug Report – 2015. Herndon, VA: United Nations Publications; 2015.
5. World Health Organization. WHO Report on the Global Tobacco Epidemic, 2015: Raising Taxes on Tobacco. Geneva; 2015.
6. World Health Organization. Substance Abuse. Geneva; 2015.
7. World Health Organization. Substance Use. Geneva; 2016.
8. García-García E., Martínez-Gimeno M.L., Benítez-Andrades J.A., Miranda-Gómez J., de Dios Zapata-Cornejo E., Escobar-Aguilar G. Substance use and addictive behavior in Spanish adolescents in secondary school. Healthcare (Basel). 2021; 9(2): 186. https://doi.org/10.3390/healthcare9020186
9. Andrie E.K., Tzavara C.K., Tzavela E., Richardson C., Greydanus D., Tsolia M., et al. Gambling involvement and problem gambling correlates among European adolescents: Results from the European Network for Addictive Behavior study. Soc. Psychiatry Psychiatr. Epidemiol. 2019; 54(11): 1429–41. https://doi.org/10.1007/s00127-019-01706-w
10. Peltzer K., Pengpid S. Early substance use initiation and suicide ideation and attempts among school-aged adolescents in four Pacific Island countries in Oceania. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2015; 12(10): 12291–303. https://doi.org/10.3390/ijerph121012291
11. Brailovskaia J., Margraf J. Addictive social media use during COVID-19 outbreak: Validation of the Bergen Social Media Addiction Scale (BSMAS) and investigation of protective factors in nine countries. Curr. Psychol. 2022; 1–19. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03182-z
12. Burleigh T.L., Griffiths M.D., Sumich A., Wang G.Y., Stavropoulos V., Kannis-Dymand L., et al. Co-occurrence of gaming disorder and other potentially addictive behaviours between Australia, New Zealand, and the United Kingdom. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022; 19(23): 16078. https://doi.org/10.3390/ijerph192316078
13. Kotyuk E., Magi A., Eisinger A., Király O., Vereczkei A., Barta C., et al. Co-occurrences of substance use and other potentially addictive behaviors: Epidemiological results from the Psychological and Genetic Factors of the Addictive Behaviors (PGA) Study. J. Behav. Addict. 2020; 9(2): 272–88. https://doi.org/10.1556/2006.2020.00033
14. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся. Методические указания. Иркутск; 2014. https://elibrary.ru/ovpkld
15. Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS (d) в диагностике депрессий в общемедицинской практике. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003; 103(5): 11.
16. Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» – метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте. Журнал практического психолога. 2006; (6): 132–47. https://elibrary.ru/msvzyl
17. ВОЗ. Краткое профилактическое консультирование в отношении употребления алкоголя: учебное пособие ВОЗ для первичного звена медико-санитарной помощи; 2017. Доступно: https://iris.who.int/handle/10665/346079
18. Минюрова С.А., Кружкова О.В., Воробьева И.В., Матвеева А.И. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований. Образование и наука. 2022; 24(6): 84–121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-84-121 https://elibrary.ru/xbfddc
19. Копытов А.В., Волох Е.В., Павлов К.И., Гиндюк А.В. Девиантные формы поведения детей и подростков с учетом особенностей их воспитания. Психическое здоровье. 2022; 17(5): 23–8. https://elibrary.ru/qcuzpk
20. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Калашникова Е.А., Коломиец Ю.О., Лыкова Т.А., Федотова А.В. Методические рекомендации по профилактике аддиктивного поведения (табакокурение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ) среди обучающихся основной и старшей школы. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022; 22(1): 95–104. https://elibrary.ru/thtpbk
21. Матросова Т.В., Эверт Л.С. Уровень тревожно-депрессивных состояний и личностные особенности подростков с различной компьютерной занятостью. Modern Science. 2020; (4–3): 325–30. https://elibrary.ru/mkwyze
22. Смирнов А.В., Максимова Л.А., Симонова И.А. Аддиктивное поведение обучающихся: опыт раннего выявления и социально-психологические характеристики. Образование и наука. 2022; 24(9): 174–211. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-174-211 https://elibrary.ru/eznddw
Рецензия
Для цитирования:
Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Аддиктивное поведение современных подростков: факторы риска и защиты, профилактика. Гигиена и санитария. 2025;104(4):442-450. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-4-442-450. EDN: embqxw
For citation:
Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Addictive behaviour in modern teenagers: risk and protective factors, prevention. Hygiene and Sanitation. 2025;104(4):442-450. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-4-442-450. EDN: embqxw