Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Оценка связи тревожности и заболеваемости у учащихся среднего и старшего возраста

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-829-833

Полный текст:

Аннотация

Введение. Международные исследования демонстрируют один из самых высоких уровней школьной тревожности в мире среди российских детей и подростков. Школьная тревожность может выступать фактором риска ряда заболеваний.

Цель. Оценить связь школьной тревожности и заболеваемости среди мальчиков, обучающихся в 5-11-х классах общеобразовательных школ Пермского края.

Материал и методы. Весной 2019 г. проведено исследование в двух общеобразовательных школах Пермского края (г. Пермь и г. Кунгур). Уровень школьной тревожности оценивали с помощью модификации опросника Ф. Тейлор, предложенной Н.М. Пейсаховым (30 утверждений, характеризующих различные параметры школьной тревожности; самозаполнение). Заболеваемость оценивали на основе анализа медицинских карт ребенка для образовательных учреждений (форма 026/у-2000) и клинического обследования врачами-специалистами. Для установления связи между отдельными показателями школьной тревожности и заболеваемостью использовали непараметрический критерий корреляции Спирмена. Риск возникновения заболеваний в группах учащихся с различным уровнем выраженности компонентов тревожности оценивали на основе показателя отношения шансов (OR).

Результаты. Наибольшее количество связей выявлено между показателями тревожности и болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ. У школьников, испытывающих тревожность в ситуации контроля знаний, нервозность, напряжённость, неуверенность в себе, достоверно чаще диагностирован избыток массы тела, ожирение, а также белково-энергетическая недостаточность. Данная связь может опосредоваться эмоциогенным пищевым поведением, особенно характерным для подростков. Школьники, испытывающие тревожность в ситуации контроля знаний и неуверенные в себе (оценка по трём параметрам), имели более высокие риски развития функциональной диспепсии, чем не тревожные учащиеся. Аналогичные связи обнаружены в отношении нарушений, вовлекающих иммунный механизм, и заболеваний нервной системы. Объяснение природы данной связи может лежать в области психосоматических механизмов развития заболеваний. Обнаруженные связи тревожности и заболеваемости болезнями глаза, органов дыхания и костно-мышечной системы скорее свидетельствуют о повышенных рисках развития школьной тревожности в группах детей и подростков с соматической патологией.

Заключение. Требуются комплексные действия по профилактике школьной тревожности среди учащихся общеобразовательных школ, вовлекающие специалистов различного профиля, а также родителей учеников.

Об авторах

А. О. Барг
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия


О. А. Кобякова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Наталья Александровна Лебедева-Несевря
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Доктор соц. наук, зав. лаб. методов анализа социальных рисков ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 614045, Пермь.

e-mail: natnes@fcrisk.ru



Список литературы

1. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер; 2007.

2. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде. Современные проблемы науки и образования. 2014; (5): 627.

3. Кисова В.В., Катушенко О.А. Особенности проявления школьной тревожности у первоклассников с нормальным и задержанным темпом развития. Проблемы современного педагогического образования. 2017; (57-4): 297-303.

4. Werner-Seidler A., Perry Y., Calear A.L., Newby J.M., Christensen H. School-based depression and anxiety prevention programs for young people: A systematic review and meta-analysis. Clin. Psychol. Rev. 2017; 51: 30-47. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.10.005

5. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников. Психологический журнал. 2009; 30(3): 39-51.

6. Jastrowski Mano K.E. School anxiety in children and adolescents with chronic pain. Pain Res. Manag. 2017; 2017: 8328174. https://doi.org/10.1155/2017/8328174

7. Зазнобова Т.В., Дудкина М.В., Ремезова Т.В. Показатели школьной тревожности у подростков, обучающихся в школах разного типа. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010; (4): 29-31.

8. Confidence in Learning Poll. Executive Summary. 2019. Available at: https://theharrispoll.com/wp-content/uploads/2019/04/WE-Lego-Exec-Summary-4.1.19-1.pdf

9. Литвиненко Н.В., Чернова Н.Н. Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. Успехи современной науки и образования. 2017; 1(1): 179-81.

10. Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2018; (61-4).

11. Елисеева Ю.В. Медико-социальные аспекты сохранения здоровья подростков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019; 27(2): 113-7. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-2-113-117

12. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Когнитивно-поведенческие паттерны отношения родителей к ребёнку как фактор социальной тревожности и выученной беспомощности в младшем школьном возрасте. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011; (3): 282-5.

13. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования. Психологические исследования. 2008; (2): 1.

14. Прихожан А.М. Изучение тревожности как переживания в контексте культурно-исторической концепции. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2006; (1): 99-115.

15. Bakhla A.K., Sinha P., Sharan R., Binay Y., Verma V., Chaudhury S. Anxiety in school students: Role of parenting and gender. Ind. Psychiatry J. 2013; 22(2): 131-7. https://doi.org/10.4103/0972-6748.132927

16. Werner-Seidler A., Perry Y., Calear A., Newby J., Christensen H. School-based depression and anxiety prevention programs for young people: A systematic review and meta-analysis. Clin. Psychol. Rev. 2016; 51: 30-47. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2016.10.005

17. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов. Балтийский гуманитарный журнал. 2016; 5(3): 86-9.

18. Тарасова С.Ю. Социальные факторы психофизиологической дезадаптации младшего школьника. Российский психологический журнал. 2011; 8(1): 36-47.

19. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников. Психологический журнал. 2009; 30(3): 39-51.

20. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; (4): 56-60.

21. Носенко Н.П., Матвеева И.С. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; (12): 407-14.

22. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье у учащихся поколения Z. Анализ риска здоровью. 2019; (4): 158-64. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.17

23. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(10): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

24. Пейсахов Н.М. Прикладная психология в высшей школе. Казань; 1979.

25. Богомолова Е.С., Олюшина Е.А., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Ковальчук С.Н., Писарева А.Н. и соавт. Распространённость нарушений пищевого статуса детей и подростков в современных условиях и определяющие их факторы (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (3): 10-7.

26. Ануфриева Е.В., Набойченко Е.С., Устинова Н.А. Психологические факторы, влияющие на формирование избыточной массы тела у подростков. Детская и подростковая реабилитация. 2019; (3): 38-44.

27. Васильев Д.В., Чернобай И.О., Антонова Д.К., Можаров Н.С. Зависимость эмоциогенного пищевого поведения от уровня тревожности у подростков в возрасте 14–15 лет. Устойчивое развитие науки и образования. 2017; (11): 248-57.

28. Листопадова Е.В., Яйленко А.А. Функциональная диспепсия и хронический гастрит у детей: факторы риска, алгоритм диагностики. Вопросы детской диетологии. 2008; 6(5): 15-8.

29. Норкин И.А., Шемятенков В.Н., Зарецков В.В., Зуева Д.П., Зарецков А.В., Рубашкин С.А. Особенности психофизиологического статуса детей и подростков со сколиозом на разных этапах лечения. Хирургия позвоночника. 2006; (4): 8-12.

30. Кузнецова Н.Н., Мжельская Н.В. Проявление тревожности у подростков с нарушением зрения. Научное отражение. 2016; (3-4): 28-30.


Для цитирования:


Барг А.О., Кобякова О.А., Лебедева-Несевря Н.А. Оценка связи тревожности и заболеваемости у учащихся среднего и старшего возраста. Гигиена и санитария. 2020;99(8):829-833. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-829-833

For citation:


Barg A.O., Kobjakova O.A., Lebedeva-Nesevrja N.A. Assessing a relation between anxiety at school and morbidity among middle and high school children. Hygiene and Sanitation. 2020;99(8):829-833. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-829-833

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)