Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Физиолого-гигиеническое обоснование трудности профильных гигиенических дисциплин в программе обучения студентов медико-профилактического факультета

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-577-583

EDN: rltjka

Аннотация

Введение. Здоровье студентов-медиков – необходимое условие формирования компетентных профессионалов в сфере профилактики. Одним из факторов, обеспечивающих сохранение здоровья студентов, является физиологически обоснованная организация учебного процесса в вузе, для чего необходима оценка трудности дисциплин учебного плана. Отсутствие такой оценки приводит к ошибкам в планировании учебной нагрузки, умственному и эмоциональному перенапряжению студентов и становится фактором риска для их здоровья.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе медико-профилактического факультета Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова с участием 57 студентов 5-го курса. По результатам социологического исследования изучена трудность для освоения коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростов и длительность внеаудиторной самоподготовки. Работоспособность студентов изучена методом корректурных исследований с использованием таблиц Анфимова ежедневно в динамике учебной недели (с понедельника по пятницу) в начале и конце практического занятия.

Результаты. Исследование показало существенно меньшую трудность для изучения студентами гигиены детей и подростков (4 балла) по сравнению с гигиеной питания, гигиеной труда и коммунальной гигиеной, трудность которых имела близкие значения (6,3–6,5 балла). Выявленные различия в трудности по результатам самооценки хорошо соотносились с длительностью внеаудиторной самоподготовки и подтверждались достоверными прямыми корреляционными связями. Отмечалось повышение среднего коэффициента работоспособности у студентов в динамике учебной недели на занятиях по гигиене детей и подростков, а также существенное увеличение доли обучающихся со снижением работоспособности на занятиях по гигиене питания и коммунальной гигиене в пятницу по сравнению с понедельником.

Ограничения исследования. В задачи исследования не входило изучение факторов, влияющих на субъективную оценку обучающимися трудности изучаемых дисциплин.

Заключение. Результаты самооценки трудности изучаемых дисциплин, дополненные данными хронометража внеаудиторной самоподготовки, могут быть использованы для построения шкал трудности профильных учебных дисциплин на медико-профилактическом факультете медицинского университета.

Соблюдение этических стандартов. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.

Участие авторов:
Дементьев А.А. – концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистический анализ, написание текста;
Кирюшин В.А. – редактирование;
Цурган А.М. – сбор материала и обработка данных, статистический анализ;
Моталова Т.В., Соловьев Д.А., Коршунова Е.П. – сбор материала и обработка данных.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 13.03.2024 / Поступила после доработки: 07.12.2024 / Принята к печати: 26.03.2025 / Опубликована: 27.06.2025

Об авторах

Алексей Александрович Дементьев
ФГБОУ ВО «рязанский государственный медицинский университет имени академика и.п. павлова» министерства здравоохранения российской федерации
Россия

Доктор мед. наук, доцент, зав. каф. общей гигиены, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390005, Рязань, Россия

e-mail: dementied_a@mail.ru



Валерий Анатольевич Кирюшин
ФГБОУ ВО «рязанский государственный медицинский университет имени академика и.п. павлова» министерства здравоохранения российской федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. профильных гигиенических дисциплин, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390005, Рязань, Россия

e-mail: v.kirushin@rzgmu.ru



Александр Михайлович Цурган
ФГБОУ ВО «рязанский государственный медицинский университет имени академика и.п. павлова» министерства здравоохранения российской федерации
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. общей гигиены, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390005, Рязань, Россия

e-mail: dementied_a@mail.ru



Татьяна Викторовна Моталова
ФГБОУ ВО «рязанский государственный медицинский университет имени академика и.п. павлова» министерства здравоохранения российской федерации
Россия

Канд. мед. наук, доцент, доцент каф. профильных гигиенических дисциплин, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390005, Рязань, Россия

e-mail: t.motalova@rzgmu.ru



Давид Андреевич Соловьев
ФГБОУ ВО «рязанский государственный медицинский университет имени академика и.п. павлова» министерства здравоохранения российской федерации
Россия

Ассистент каф. общей гигиены, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390005, Рязань, Россия

e-mail: soldos1@yandex.ru



Елена Петровна Коршунова
ФГБОУ ВО «рязанский государственный медицинский университет имени академика и.п. павлова» министерства здравоохранения российской федерации
Россия

Канд. мед. наук, доцент каф. общей гигиены, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 390005, Рязань, Россия

e-mail: dementied_a@mail.ru



Список литературы

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: популяционное и персонализированное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в современных условиях. Гигиена и санитария. 2019; 98(1): 61–7. https://elibrary.ru/vtgtja

2. Кучма В.Р. Вклад гигиены в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России (к 180-летию со дня рождения Ф.Ф. Эрисмана и 130-летию Общества гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022; (2): 4–14. https://elibrary.ru/qrakrs

3. Кучма В.Р. Научные исследования по гигиене и охране здоровья детей, подростков и молодежи: основные достижения и перспективы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023; (1): 4–9. https://elibrary.ru/ljmymt

4. Кучма В.Р., Поленова М.А. Научные исследования по гигиене и охране здоровья детей, подростков и молодежи: основные достижения и перспективы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022; (1): 12–18. https://elibrary.ru/podahw

5. Куликова О.А. Санитарно-эпидемиологическое благополучие как базис социальной безопасности населения в мегаполисе: понятие и сущность. Russian Economic Bulletin. 2023; 6(5): 28–32. https://elibrary.ru/nxvjeq

6. Механтьев И.И., Степкин Ю.И., Ненахов И.Г. Дистанционная подготовка обучающихся старших курсов и оценка работодателями готовности выпускников медико-профилактического факультета к профессиональной профилактически ориентированной деятельности. В кн.: Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся. М.; 2020: 81–96. https://elibrary.ru/qbbign

7. Белых А.И., Потапова М.О., Куренкова Г.В. Медико-профилактический факультет: опыт, кадры, компетенции. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2019; (8): 50–3. https://elibrary.ru/xrppjk

8. Королева А.А., Янушанец О.И., Петрова Н.А., Беззубенкова Е.Ф. Влияние степени адаптированности и образа жизни на качество жизни студентов медицинского университета. Российский вестник гигиены. 2021; (2): 29–34. https://doi.org/10.24075/rbh.2021.011 https://elibrary.ru/tkmmlg

9. Насыбуллина Г.М., Попова О.С., Хачатурова Н.Л., Гончарова А.С., Бабикова А.С., Липанова Л.Л. и др. Об углубленной подготовке студентов медико-профилактического факультета по гигиене питания в рамках вариативной части образовательной программы. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021; 29(10): 74–83. https://elibrary.ru/kbogtl

10. Семенова В.Н., Никифорова Н.Г., Галузо Н.А., Степанова А.Э., Федянина Н.С., Федянин А.П. и др. Особенности и сложности преподавания профилактических дисциплин в высшей школе на современном этапе. В кн.: Анализ состояния, проблем и перспектив развития современного образования. Петрозаводск; 2021: 221–40. https://elibrary.ru/wwusqq

11. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация урока и расписания, или как обезопасить здоровье в цифровой образовательной среде? Народное образование. 2020; (1): 109–16. https://elibrary.ru/sedkaq

12. Александрова И.Э. Физиолого-гигиенические аспекты организации домашней учебной работы школьников (научный обзор). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022; 30(8): 17–24. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-17-24 https://elibrary.ru/mtfuxt

13. Бельских И.А., Белогурова А.И. Отдельные аспекты психомоторной активности при разных стилях познавательной деятельности индивидуальности. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2021; 29(1): 35–44. https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ202129135-44 https://elibrary.ru/nwvaqm

14. Ганузин В.М., Барабошин А.Т. Особенности социальной и вегетативной адаптации к условиям обучения в зависимости от возраста, пола и социально-педагогических условий обучения. Российский вестник гигиены. 2022; (3): 19–22. https://doi.org/10.24075/rbh.2022.051 https://elibrary.ru/uxmpgs

15. Плахтеева В.Н., Сергеева Ю.А., Вечкаева А.С., Платонова В.С. Влияние учебного процесса на состояние организма студента. Форум молодых ученых. 2022; 12(76): 221–5.

16. Артеменков А.А. Работоспособность и утомление у лиц умственного труда: понятие о зонах активности человека. Медицина труда и экология человека. 2020; (1): 20–35. https://elibrary.ru/wxvrjx

17. Толмачев Д.А., Мухаметзянов Р.Р., Минниярова А.И. Влияние учебного процесса на состояние здоровья студентов IV–VI курсов медицинского ВУЗа. Modern Science. 2019; (11-4): 180–3. https://elibrary.ru/ixcoak

18. Стунеева Г.И., Казаева О.В. Оценка состояния здоровья школьников по данным анкетирования. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019; 7(4): 583–9. https://doi.org/10.23888/HMJ201974583-588 https://elibrary.ru/zuucjd

19. Грибкова Е.В. Сетевой электронный курс как средство поддержки внеаудиторной работы студентов в вузе. Евразийское Научное Объединение. 2015; 2(7): 126–8. https://elibrary.ru/ubogpd

20. Макарова О. Внеаудиторная работа студентов в системе специального образования. Высшее образование в России. 2006; (10): 163–5. https://elibrary.ru/ijuyxp

21. Попович А.Э. Роль информационно-аналитической компетентности в повышении качества самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Среднее профессиональное образование. 2018; (11): 45–9. https://elibrary.ru/ytqoot

22. Цурган А.М., Дементьев А.А., Моталова Т.В., Коршунова Е.П., Соловьёв Д.А. Влияние трудности изучаемых дисциплин на длительность самоподготовки и эмоциональное состояние студентов медико-профилактического факультета в период сессии. Вестник новых медицинских технологий. 2023; 30(4): 56–60. https://doi.org/10.24412/1609-2163-2023-4-56-60 https://elibrary.ru/whrpki

23. Ноговицына А.А., Ощепкова Т.В., Сунхалырова С.К., Данилова М.В., Саввина Н.В. Выявление утомляемости у обучающихся старших классов разного профиля в условиях Общеобразовательной организации г. Якутска. Medicus. 2017; (2): 24–6. https://elibrary.ru/ygionj

24. Калишев М.Г., Рогова С.И., Жакетаева Н.Т., Приз В.Н., Талиева Г.Н., Елеусинова Г.М. Динамика функционального состояния школьников в процессе учебной деятельности. Медицина и экология. 2019; (4): 24–9. https://elibrary.ru/buvxih

25. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Александрова И.Э., Березина Н.О. и др. Гигиеническая оценка влияния учебных занятий с использованием электронных планшетов на функциональное состояние учащихся. Сеченовский вестник. 2015; (3): 35–42. https://elibrary.ru/zcjgkl

26. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Сравнительная оценка умственной работоспособности у детей 9–11 лет – уроженцев Среднего Приобья. Новые исследования. 2016; (4): 62–70. https://elibrary.ru/ympnaw

27. Тимошенко К.Т. Особенности динамики и восстановления работоспособности у старшеклассников при мотивированной интенсификации обучения. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; (6-2): 247–51. https://elibrary.ru/ttzwdv

28. Красникова И.В., Муравьева В.А. Влияние учебной нагрузки на функциональное состояние школьников и студентов. Известия Тульского государственного университета. Естественные науки. 2021; (4): 65–77. https://doi.org/10.24412/2071-6176-2021-4-65-77 https://elibrary.ru/zxldwr


Рецензия

Для цитирования:


Дементьев А.А., Кирюшин В.А., Цурган А.М., Моталова Т.В., Соловьев Д.А., Коршунова Е.П. Физиолого-гигиеническое обоснование трудности профильных гигиенических дисциплин в программе обучения студентов медико-профилактического факультета. Гигиена и санитария. 2025;104(5):577-583. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-577-583. EDN: rltjka

For citation:


Dementiev A.A., Kiryushin V.A., Tsurgan A.M., Motalova T.V., Solovyov D.A., Korshunova E.P. Physiological and hygienic substantiation of the difficulty of specialized hygienic disciplines in the training program for students of the medical and preventive faculty. Hygiene and Sanitation. 2025;104(5):577-583. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-577-583. EDN: rltjka

Просмотров: 10


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)