Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Оценка удовлетворённости населения российских мегаполисов качеством и безопасностью пищевой продукции

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-607-614

EDN: wuvhai

Аннотация

Введение. Удовлетворённость населения качеством и безопасностью пищевой продукции – один из компонентов положительной оценки санитарно-эпидемиологической ситуации на территории – базируется на потребительских критериях качества и безопасности, имеющих неодинаковую значимость. Воспринимаемые качество и безопасность пищевой продукции выступают основой потребительского выбора и могут корректироваться посредством эффективной коммуникации.

Цель. Оценка удовлетворённости населения российских мегаполисов качеством и безопасностью пищевой продукции, определяемыми на основе потребительских критериев.

Материалы и методы. Формализованный онлайн-опрос населения Новосибирска и Перми (возраст 18 лет и старше, потоковая выборка, квотирование по параметрам пола, возраста и территории проживания). Период сбора данных: с 6 октября по 6 ноября 2024 г. Использовался специально разработанный инструментарий исследования, позволяющий рассчитать интегральный индекс удовлетворённости для каждого участника опроса.

Результаты. Ключевые потребительские критерии качества по всем группам продуктов: «свежесть товара, не истекший срок годности» (критерий вошёл в первую пятёрку рангов во всех предложенных для оценки группах продуктов), «приятный вкус», «соответствие ГОСТ, стандартам качества»; критерии безопасности – «хранение в правильных условиях», «отсутствие постороннего привкуса», «не истекший срок годности». Значимость критериев варьируется в зависимости от пола, возраста, семейного и материального статуса потребителя. Наименьший уровень удовлетворённости качеством пищевой продукции, согласно интегральному индексу, обнаружен при оценке безалкогольных напитков (21,4% не удовлетворённых качеством, значение индекса ≤ 0,4) и овощей (19,7%); безопасностью пищевой продукции – при оценке яиц (27,9%, значение индекса ≤ 0,4), хлебобулочных изделий (26,6%), птицы (23,9%), мяса и мясных изделий (23,8%), молока и молочных продуктов (22,6%). Удовлетворённость безопасностью пищевой продукции: а) ниже, чем удовлетворённость качеством; б) неодинакова в различных социально-демографических группах.

Ограничения исследования. Объектом исследования были жители городов, проживающие в населённых пунктах с численностью населения 1 млн человек и более; выборочная совокупность формировалась с помощью неслучайного метода, что определило отклонение структуры выборки по ряду социально-демографических параметров от генеральной совокупности (смещение частично компенсировано за счёт реализации процедуры взвешивания).

Заключение. Оценка удовлетворённости населения качеством и безопасностью пищевой продукции важна при разработке мероприятий по информированию о санитарно-эпидемиологической ситуации в целом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения. В зависимости от распределения населения по категориям удовлетворённости, сформированным в результате оценки на основе интегрального индекса, предложены различные управленческие меры.

Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено в соответствии с этическими принципами, изложенными в Международном процессуальном кодексе проведения маркетинговых и социологических исследований ICC/ESOMAR, Кодексе этики Международной социологической ассоциации (ISA), Этическом кодексе Российского общества социологов. Все участники дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.

Участие авторов:
Лебедева-Несевря Н.А. – концепция и дизайн исследования, написание текста, редактирование;
Барг А.О. – анализ данных, написание текста;
Сирковская Т.В. – обзор литературы, сбор материала и первичная обработка данных.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 19.02.2025 / Поступила после доработки: 11.03.2025 / Принята к печати: 26.03.2025 / Опубликована: 27.06.2025

Об авторах

Наталья Александровна Лебедева-Несевря
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора
Россия

Доктор соц. наук, проф., зав. лаб. методов анализа социальных рисков ФБУН «ФНЦ МПТ УРЗН» Роспотребнадзора, 614045, Пермь, Россия

e-mail: natnes@list.ru



Анастасия Олеговна Барг
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора
Россия

Канд. соц. наук, ст. науч. сотр. лаб. методов анализа социальных рисков ФБУН «ФНЦ МПТ УРЗН» Роспотребнадзора, 614045, Пермь, Россия

e-mail: an-bg@yandex.ru



Татьяна Владимировна Сирковская
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Ассистент каф. социологии, ФГАОУ ВО «Пермский государственный университет», 614068, Пермь, Россия

e-mail: tsirk@psu.ru



Список литературы

1. Petrescu D.C., Vermeir I., Petrescu-Mag R.M. Consumer understanding of food quality, healthiness, and environmental impact: a cross-national perspective. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 17(1): 169. https://doi.org/10.3390/ijerph17010169

2. Sadilek T. Perception of food quality by consumers: literature review. Eur. Res. Stud. J. 2019; 22(1): 52–62. https://doi.org/10.35808/ersj/1407

3. Sari N.T.P., Yulianto E., Sunarti. A literature review: unraveling the dimensions of food quality and its influence on consumer satisfaction. KnE Soc. Sci. 2024; 9(13): 453–67. https://doi.org/10.18502/kss.v9i11.15835

4. Ромир. Россияне рассказали о критериях качественных продуктов; 2021. Доступно: https://romir.ru/studies/rossiyane-rasskazali-o-kriteriyah-kachestvennyh-produktov

5. Mohaydin G., et al. Effect of food quality on customer perceived satisfaction level and mediating effect of food safety on them. Int. J. New Technol. Res. 2017; 3(1): 34–41.

6. Аналитический центр НАФИ. Тренды потребления россиянами продуктов питания; 2023. Доступно: https://nafi.ru/upload/iblock/c54/c546e4ec28e648c64ddfa517f9512c99.pdf

7. Makowska M., Boguszewski R., Hrehorowicz A. Generational differences in food choices and consumer behaviors in the context of sustainable development. Foods. 2024; 13(4): 521. https://doi.org/10.3390/foods13040521

8. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). Качество питания россиян; 2007. Доступно: https://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_goods/d071123

9. Криштафович В.И., Криштафович Д.В. Исследование удовлетворенности потребителей московского региона рыбной продукцией. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2021; (3): 128–35. https://elibrary.ru/aboyiw

10. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Продукты питания: отечественные или импортные; 2023. Доступно: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/produkty-pitanija-otechestvennye-ili-importnye

11. Мартышенко Н.С. Маркетинговый анализ потребительского рынка мясной продукции Приморского края. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017; 6(1): 119–22. https://elibrary.ru/yldyod

12. Криштафович Д.В., Криштафович В.И. Потребительские предпочтения жителей московского региона при выборе пищевых яиц и яичных продуктов. Птица и птицепродукты. Яичный мир. Информационное приложение. 2023; (5): 63–8. https://doi.org/10.30975/2073-4999-2023-25-5-63-68 https://elibrary.ru/kcbqrq

13. Дерканосова Н.М., Василенко О.А., Золотарева Н.И. Изучение потребительских предпочтений в отношении хлебобулочных изделий. Технологии и товароведение сельскохозяйственной продукции. 2016; (1): 5–9. https://elibrary.ru/whdlkv

14. ВЭБ.РФ. Индекс качества жизни; 2023. Доступно: https://citylifeindex.ru/

15. Газета.Ру. Гендерный вопрос: кто в России ходит за покупками; 2020. Доступно: https://gazeta.ru/business/2020/03/04/12989317.shtml

16. AdIndex.ru. Как мужчины и женщины ходили в магазины в 2020 году; 2020. Доступно: https://clck.ru/3GJwsN

17. Декич Э. Гендерные стереотипы: контент-анализ рекламы в глянцевых журналах. Век информации. 2018; (2–1): 148–9. https://elibrary.ru/xvxkpz

18. Шелунцова Н.Г., Тимофеева В.В., Мажаева Т.В., Козубская В.И., Синицына С.В. Результаты мониторинга качества пищевой продукции в рамках реализации национального проекта «Демография» в Свердловской области. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020; (9): 4–9. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-330-9-4-9 https://elibrary.ru/jumrsj

19. Nagyová Ľ., Golian J., Géci A., Palkovič J., Čapla J., Kádeková Z. Food safety from a consumers´ point of view: food quality. Potravinarstvo Slovak Journal of Food Sciences. 2018; 12(1): 355–63. https://doi.org/10.5219/918

20. Peri C. The universe of food quality. Food Qual. Prefer. 2006; 17(1–2): 3–8. https://doi.org/10.1016/j.foodqual.2005.03.002

21. Meixner O., Katt F. Assessing the impact of COVID-19 on consumer food safety perceptions – a choice-based willingness to pay study. Sustainability. 2020; 12(18): 7270. https://doi.org/10.3390/su12187270

22. Miftari I., Imami D., Kaliji S.A., Canavari M., Gjokaj E. Analyzing consumer perceptions about food safety by applying the food-related lifestyle approach. Ital. J. Food Saf. 2024; 13(1): 11315. https://doi.org/10.4081/ijfs.2024.11315

23. Рахмеева И.И. Институциональное доверие в эпоху неопределенности. Актуальные вопросы современной экономики. 2024; (7): 178–83. https://elibrary.ru/bbxqow

24. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Доверие в России: мониторинг; 2024. Доступно: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-v-rossii-monitoring

25. Verdú A., Millán R., Saavedra P., Iruzubieta C.J.C., Sanjuán E. Does the consumer sociodemographic profile influence the perception of aspects related and not related to food safety? A study in traditional Spanish street markets. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021; 18: 9794. https://doi.org/10.3390/ijerph18189794

26. Зарубина Н.Н. Практики питания как маркер и фактор социального неравенства в России: история и современность. Историческая психология и социология истории. 2014; 7(2): 46–62. https://elibrary.ru/tewpib

27. Росстат. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах; 2022. Доступно: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13292

28. Зайцева Н.В., Алексеев В.Б., Май И.В., Кирьянов Д.А., Земля-нова М.А., Хисматуллин Д.Р. и др. Проблемно-поисковые подходы к оптимизации питания в целях увеличения потенциала ожидаемой продолжительности жизни с учётом биоинформационных сигналов регуляторной системы человека. Гигиена и санитария. 2024; 103(12): 1494–503. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2024-103-12-1494-1503 https://elibrary.ru/dmgnfz

29. Зайцева Н.В. Анализ рисков для здоровья населения Российской Федерации, обусловленных загрязнением пищевых продуктов. Анализ риска здоровью. 2018; (4): 13–23. https://doi.org/10.21668/health.risk/2018.4.02 https://elibrary.ru/yugrwx

30. Петрова Д., Гарция-Ретамеро Р. Эффективное информирование о рисках различных групп потребителей. Анализ риска здоровью. 2018; (4): 114–9. https://doi.org/10.21668/health.risk/2018.4.13 https://elibrary.ru/yugsax

31. Baba F.V., Esfandiari Z. Theoretical and practical aspects of risk communication in food safety: A review study. Heliyon. 2023; 9(7): e18141. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e18141


Рецензия

Для цитирования:


Лебедева-Несевря Н.А., Барг А.О., Сирковская Т.В. Оценка удовлетворённости населения российских мегаполисов качеством и безопасностью пищевой продукции. Гигиена и санитария. 2025;104(5):607-614. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-607-614. EDN: wuvhai

For citation:


Lebedeva-Nesevria N.N., Barg A.O., Sirkovskaya T.V. Assessment of satisfaction with the quality and safety of food products in the population of Russian megacities. Hygiene and Sanitation. 2025;104(5):607-614. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2025-104-5-607-614. EDN: wuvhai

Просмотров: 23


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)