Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-854-860

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современное развитие информационно-коммуникационных технологий, сложившаяся эпидемиологическая ситуация привели к масштабному повсеместному использованию дистанционных образовательных технологий. В статье представлены результаты статистического анализа данных, полученных в ходе гигиенической оценки особенностей образа жизни и деятельностной сферы студентов в период активного внедрения форм и методов дистанционного обучения.

Материал и методы. Проведён онлайн-опрос 498 студентов в 2019 г. в период традиционного обучения и 1587 студентов в апреле 2020 г. в период реализации образовательного процесса в дистанционном формате. Координатором работы выступила кафедра гигиены педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Результаты. Полученные данные позволяют говорить о негативном воздействии использования электронных устройств (ЭУ) на образ жизни студенческой молодёжи. Доказано существенное увеличение времени использования электронных устройств (почти в два раза) и их количества (2-4) при переводе образовательного процесса в удалённый формат. В целом использование стационарных и мобильных электронных устройств более чем у 50% респондентов составило шесть часов и более. Установлено снижение качественных характеристик образа жизни обучающихся вузов при переходе к обучению в дистанционном режиме, при этом более трети из них не отдают в этом себе отчёт. В качестве факторов риска следует выделить снижение двигательной активности, нарушение зрения, нервно-психическое напряжение, нерациональное питание и др. В отсутствие непосредственного контакта с преподавателями вузов снижаются возможности формирования навыков ЗОЖ в стенах университета и снижается роль преподавателей в качестве авторитетного влияния и личного примера для студентов.

Заключение. Информатизация и внедрение дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования требует проведения всесторонних исследований достоинств и недостатков такого формата обучения. Вынужденное массовое внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс обнажило ряд проблем, которым до сих пор не уделялось достаточного внимания, и в дальнейшем они могут стать основой перспективных исследований в области гигиены образования. Полученные результаты позволяют говорить о том, что современные студенты недостаточно внимания уделяют своему образу жизни в период удалённого обучения.

Об авторах

Валерий Иванович Попов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. общей гигиены ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, 394036, Воронеж.

e-mail: 9038504004@mail.ru



О. Ю. Милушкина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Н. А. Скоблина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


С. В. Маркелова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Н. В. Соколова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Россия


А. А. Дементьев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С.Н., Кононенко Н.А., Сбыковская Л.В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (4): 36-41. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-301-4-36-41

2. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; (2): 193-7.

3. Михайлова С.В. Роль государства в формировании у молодёжи здорового образа жизни. Международный научно-исследовательский журнал. 2015; (7): 92-4.

4. Соколова Н.В., Рапопорт И.К. Комплексный подход к оценке качества жизни учащейся молодёжи. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017; (2): 6-10.

5. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018; 97(8): 756-61. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-8-756-761

6. Журавлева И.В., ред. Здоровье студентов: социологический анализ. М.; 2012.

7. Кретова И.Г., Беляева О.В., Ширяева О.И., Комарова М.В., Чигарина С.Е., Косцова Е.А. Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Гигиена и санитария. 2014; 93(4): 85-90.

8. Мелихова Е.П., Соколова Н.В., Губина О.И., Гончарова Д.Г. Изучение особенностей функционирования системы кровообращения студентов как индикатора адаптационных ресурсов организма. Культура физическая и здоровье. 2018; (4): 140-1.

9. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов. Гигиена и санитария. 2017; 96(2): 166-70. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-2-166-170

10. Звездина М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни обучающихся. Научный диалог. 2013; (8): 8-23.

11. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 577-81. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-6-577-581

12. Бугаева И.О., Клоктунова Н.А, Кулигин А.В. Формирование у обучающихся ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017; 13(2): 284-8.

13. Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М. Гигиеническая оценка питания студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2019; 98(5): 540-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-540-545.

14. Садвакасов Т.М., Джакетаева Ш.Д., Садвакасов Т.М., Жаналина Г.А., Алданова Ж.А., Абдрахманов К.Т. и соавт. Сравнительная характеристика образа жизни лиц молодого возраста. Медицина и экология. 2015; (1): 46-7.

15. Семенова Н.В., Василевская Е.С. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специалиста). Современные проблемы науки и образования. 2015; (1-1): 1368.

16. Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование – одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018; 97(9): 869-72. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-9-869-872

17. Лобачев С.Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М.; 2008.

18. Таренко Л.Б. Особенности использования дистанционных технологий при подготовке студентов информационно-ориентированных специальностей. Образовательные технологии и общество. 2013; 16(3): 552-60.

19. Клименских М.В., Корепина Н.А., Шека А.С., Виндекер О.С. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза. Современные проблемы науки и образования. 2018; (1): 41.

20. Кузнецова О.В. Дистанционное обучение: за и против. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; (8): 362-4.

21. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. Педагогическое образование в России. 2013; (4): 78-85.

22. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Цамерян А.П., Добрук И.В. и соавт. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества. Российская детская офтальмология. 2017; (4): 5-9.

23. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Мелихова Е.П., Либина И.И. и соавт. Влияние электронных устройств на физическое развитие современной молодёжи и рекомендации по регламенту их использования. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2019; (4): 87-94.

24. Либина И.И., Мелихова Е.П., Попов М.В. Исследование влияния электронных устройств на состояние здоровья студентов медицинского вуза. В кн.: Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы. Том 5. Психологическое здоровье молодёжи. Роль информационных технологий. М.: Научная книга; 2019: 181-91.

25. Попов М.В., Либина И.И., Мелихова Е.П. Оценка влияния гаджетов на психоэмоциональное состояние студентов. Молодёжный инновационный вестник. 2019; 8(2): 676-8.


Для цитирования:


Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В., Дементьев А.А. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения. Гигиена и санитария. 2020;99(8):854-860. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-854-860

For citation:


Popov V.I., Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Markelova S.V., Sokolova N.V., Dementev A.A. Behavioral health risks for students during distance education. Hygiene and Sanitation. 2020;99(8):854-860. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-854-860

Просмотров: 438


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)