Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-4-332-336
Аннотация
Введение. В настоящее время является актуальным внедрение инновационных неинвазивных методов контроля состояния организма человека при стрессовых ситуациях. Длительные интеллектуальные нагрузки вызывают хронический стресс и могут привести к истощению антиоксидантной системы. Целью исследования является изучение особенностей антиоксидантного статуса в слюне в условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки.
Материал и методы. Для проведения эксперимента была отобрана группа студентов второго и третьего курса КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, в количестве 123 человек в возрасте 20–22 лет. Исследуемый материал — слюна, собирался путём прямого сплевывания в пробирку. Было проведено анкетирование студентов с помощью тестов Спилбергера–Ханина и Немчина–Тейлора. С помощью тестов определяли ситуативную и личностную тревожность, а также склонность к развитию стресса. Антиоксидантный статус оценивали по методу Н2О2-люминол зависимой хемилюминесценции. Хемилюминесцентное исследование проводили с использованием планшетного люменометра TriStar LB 941, производства Berthold.
Результаты. Было доказано существование взаимосвязи антиоксидантного статуса слюны от состояния интеллектуального напряжения. Отмечено, что по обеим шкалам ЛТ и СТ по второму срезу в группе с высоким уровнем тревожности показатели выросли, в группе с низким уровнем тревожности, напротив, снизились. В период сессии происходит увеличение общего уровня тревожности при снижении антиоксидантной активности. При интеллектуальном стрессе антиоксидантная система менее интенсивно перехватывает радикалы, так как уменьшена скорость нейтрализации активных форм кислорода (АФК). В условиях интенсивной интеллектуальной нагрузки наблюдается деградация антиоксидантной защиты, предположительно, вследствие уменьшения активности ферментов пероксидазной защиты. Прооксидантная система тоже работает менее эффективно, о чём говорит спад таких индикаторов ХЛ-свечения как максимальная интенсивность, амплитуда и светосумма, которые показывают количество АФК.
Ключевые слова
Об авторах
Оксана Александровна КоленчуковаРоссия
Доктор биол. наук, доц., вед. науч. сотр. ФГБНУ ФИЦ КНЦ СО РАН.
e-mail: Kalina-chyikova@mail.ru
Е. Н. Долгушина
Россия
А. А. Рюпина
Россия
В. А. Кратасюк
Россия
Н. Н. Медведева
Россия
Список литературы
1. Rathnayake N., Åkerman S., Klinge B., Lundegren N., Jansson H., Tryselius Y. et al. Salivary biomarkers for detection of systemic diseases. PLoS One. 2013; 8(4): e61356. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0061356
2. Tóthová L., Kamodyová N., Červenka T., Celec P. Salivary markers of oxidative stress in oral diseases. Front. Cell. Infect. Microbiol. 2015; 5: 73. https://doi.org/10.3389/fcimb.2015.00073
3. Yoshizawa J.M., Schafer Ch.A., Schafer J.J., Farrell J.J., Paster B.J., Wong D.T. Salivary biomarkers: toward future clinical and diagnostic utilities. Clin. Microbiol. Rev. 2013; 26(4): 781-91. https://doi.org/10.1128/CMR.00021-13
4. Cheng Y., Rees T., Wright J. A review of research on salivary biomarkers for oral cancer detection. Clin. Transl. Med. 2014; 3: 3. https://doi.org/10.1186/2001-1326-3-3
5. Slavish D.C., Graham-Engeland J.E., Smyth J.M., Engeland Ch.G. Salivary markers of inflammation in response to acute stress. Brain Behav. Immun. 2015; 44: 253-69. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2014.08.008
6. Goodson J.M., Kantarci A., Hartman M., Denis G.V., Stephens D., Hasturk H. et al. Metabolic disease risk in children by salivary biomarker analysis. PLoS One. 2014; 9(6): e98799. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0098799
7. Peluso I., Raguzzini A. Salivary and urinary total antioxidant capacity as biomarkers of oxidative stress in humans. Patholog. Res. Int. 2016; 2016: 5480267. https://doi.org/10.1155/2016/5480267
8. Bonne N.J., Wong D.T. Salivary biomarker development using genomic, proteomic and metabolomic approaches. Genome Med. 2012; 4(10): 82. https://doi.org/10.1186/gm383
9. Spielmann N., Wong D.T. Saliva: diagnostics and therapeutic perspectives. Oral Dis. 2011; 17(4): 345-54. https://doi.org/10.1111/j.1601-0825.2010.01773.x
10. Lowe F.J., Karsta L., Gregg E.O. Lung cancer biomarkers for the assessment of modified risk tobacco products: an oxidative stress perspective. Biomarkers. 2013; 18(3): 183-95. https://doi.org/10.3109/1354750X.2013.777116
11. Bergen A.W., Mallick A., Nishita D., Wei X., Michel M., Wacholder A. et al. Chronic psychosocial stressors and salivary biomarkers in emerging adults. Psychoneuroendocrinology. 2012; 37(8): 1158-70. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2011.11.010
12. Maeshima E., Koshiba H., Furukawa K., Maeshima Sh., Sakamoto W. Residual salivary secretion ability may be a useful marker for differential diagnosis in autoimmune diseases. Dis. Markers. 2014; 2014: 534261. https://doi.org/10.1155/2014/534261
13. Винник Ю.С., Савченко А.А., Перьянова О.В., Теплякова О.В., Якимов С.В., Тепляков Е.Ю., Мешкова О.С. Клинические аспекты применения хемилюминесцентного анализа. Сибирское медицинское обозрение. 2006; 3(40): 3-6. Доступно по: http://elibrary.ru/item.asp?id=11674410
14. Урумова Л.Т., Хетагурова Л.Г., Ботоева Н.К., Тагаева И.Р. Психофизиологические аспекты экзаменационного стресса. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2007. XXXIX(3): 74-8. Доступно по: http://elibrary.ru/item.asp?id=11787340
15. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения. Гигиена и санитария. 2006; 1: 72-3.
16. Мельников В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012; 1: 45-60. Доступно по: http://elibrary.ru/item.asp?id=17307476
Рецензия
Для цитирования:
Коленчукова О.А., Долгушина Е.Н., Рюпина А.А., Кратасюк В.А., Медведева Н.Н. Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки. Гигиена и санитария. 2018;97(4):332-336. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-4-332-336
For citation:
Kolenchukova O.A., Dolgushina E.N., Ryupina A.A., Kratasyuk V.A., Medvedeva N.N. Antioxidant status as the marker of the health in students in the time of their intensive intellectual activities. Hygiene and Sanitation. 2018;97(4):332-336. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-4-332-336