Математическая оценка функционального напряжения организма школьников в процессе подготовки и сдачи единого национального тестирования
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-9-858-863
Аннотация
В Казахстане процесс сдачи выпускных экзаменов в школе и вступительные экзамены в вуз объединён в единое национальное тестирование (ЕНТ). В условиях подготовки и сдачи ЕНТ у отдельных субъектов, предрасположенных к эмоциональным стрессам, эти стрессы могут трансформироваться в патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что в итоге приведёт к формированию разнообразных психосоматических заболеваний. Работа посвящена математической оценке функционального напряжения организма школьников в процессе подготовки и сдачи ЕНТ. Исследования проводились на базе школы-интерната для одарённых детей «Дарын» г. Караганды до сдачи ЕНТ за 25, 10 и 3 дня и после сдачи ЕНТ. Оценивались сомато-метрические, психофизиологические показатели сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета Statistica 6.0 и специальных статистических программ. Полученные в результате расчёта парные коэффициенты корреляции использовались для оценки доли влияния входных факторов аргументов на выходные показатели функции (использовались достоверные значения коэффициентов корреляции, при p < 0,05). Было выявлено, что экзаменационный стресс при подготовке и сдаче ЕНТ вызывает высокое психоэмоциональное напряжение организма учащихся. Мальчики более выражено реагируют на эмоциональный стресс, чем девочки, и на степень выраженности реакций оказывают влияние типологические особенности организма. На результативность ЕНТ оказывают существенное влияние как статические (возраст, экология, успеваемость, морфофункциональные показатели, типологические особенности учащихся, личностная тревожность), так и динамические (уровень функционального напряжения во время подготовки сердечно-сосудистой и центральной нервной систем и психоэмоциональной активности) показатели.
Ключевые слова
Об авторах
Нурлан Кемельбекович СмагуловРоссия
Доктор мед. наук, профессор, Карагандинский государственный медицинский университет, 100008, Караганда, Казахстан.
e-mail: msmagulov@yandex.ru
М. Н. Смагулов
Россия
Список литературы
1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. В кн.: Теория и практика физической культуры. 1988, 4: 29-31.
2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Введение в донозологическую диагностику. М.: Фирма «Слово»; 2008: 220 с.
3. Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ М.: Дашков и К°; 2010. 640 с.
4. Геворкян, Э.С., Минасян С.М., Абраамян Э.Т. Уровень электролитов и оксида азота в слюне студентов при умственно-эмоциональном напряжении. Гигиена и санитария. 2014; 4: 81-85.
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект; 2009.
6. Лакин Г.Ф. Биометрия. Учебное пособие для биол. спец. вузов, 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1990.
7. Пирогова Е.А., Иващенко Л.А, Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоров’я; 1986. 152 с.
8. Смагулов Н.К., Голобородько Е.А. Математическая оценка влияния неблагоприятной экологической обстановки на организм подростков. Вестник Тверского государственного университета. Серия: биология и экология. 2009;. 15: 45-53.
9. Смагулов Н.К., Кулкыбаев Г.А. Оценка и прогнозирование напряженности труда операторов. Алматы: Fылым; 1993. 129 с.
10. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010. 112 с.
11. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. М.: Медицина; 1991. 560с.
12. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов н/Д: Феникс; 2008. 452с.
Рецензия
Для цитирования:
Смагулов Н.К., Смагулов М.Н. Математическая оценка функционального напряжения организма школьников в процессе подготовки и сдачи единого национального тестирования. Гигиена и санитария. 2018;97(9):858-863. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-9-858-863
For citation:
Smagulov N.K., Smagulov M.N. Mathematical assessment of the functional constraint of the organism in schoolchildren in the process of training and passing a unified national testing. Hygiene and Sanitation. 2018;97(9):858-863. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-9-858-863