Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Здоровьеформирующее образование — одна из важнейших задач современности

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-9-869-872

Полный текст:

Аннотация

Формирование культуры здорового образа жизни у молодёжи является важным резервом повышения национальной безопасности страны. Особую роль в решении этих проблем играют образовательные организации, где происходит активное становление и развитие личности. Целью настоящего исследования было изучение эффективности комплекса здоровьеформирующих методов в условиях образовательной деятельности гуманитарного вуза. Вначале у испытуемых контрольной и экспериментальной групп были определены исходные показатели. После чего лица экспериментальной группы в течение трёх месяцев выполняли комплекс здоровьеформирующих методов, включающий строгое соблюдение режима плановой учебной нагрузки, регулярное и полноценное питание, достаточный отдых и сон, нормированные занятия физической подготовкой. При этом из повседневной жизни обследуемых были исключены внеплановые учебные занятия, неправильное питание, недостаточный сон, посещение развлекательных мероприятий, употребление алкоголя и др. В конце эксперимента было проведено заключительное обследование в объёме исходного. Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что у лиц экспериментальной группы отмечается улучшение исследуемых показателей, в частности их увеличение по методикам «САН» на 10,9% (р < 0,05); «КЧСМ» — на 4,3% (р < 0,05); «Компасы» — на 11,4% (р < 0,05); «Черно-красная таблица» — на 14,3% (р < 0,05); «максимальное время устойчивого равновесия в тесте Н. Бондаревского» — на 17,0% (р < 0,05); «Теппинг-тест» — на 13,1% (р < 0,05). В то же время отмечено их уменьшение по показателям «Личностная тревожность» на 9,9% (р < 0,05); «Время простой сенсомоторной реакции» — на 4,4% (р < 0,05); «Время сложной сенсомоторной реакции» — на 10,5% (р < 0,05); «Тремор» — на 13,0% (р < 0,05). Проведённые исследования подтверждают эффективность применения комплекса здоровьеформирующих методов в условиях образовательной деятельности гуманитарного вуза.

Об авторах

Леонид Геннадьевич Буйнов
ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Россия

Доктор мед. наук, профессор, заведующий кафедрой медико-валеологических дисциплин РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург.

e-mail: buynoff@yandex.ru 



Р. И. Айзман
ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Россия


А. Д. Герасев
ФГБОУВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Россия


Л. А. Сорокина
ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Россия


Н. Н. Плахов
ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Россия


А. Б. Шангин
ФГБОУВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Россия


Список литературы

1. Айзман Р.И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2015; 5(26): 72-82.

2. Кондратьева М.Н. Сравнительная характеристика физического состояния студентов младших курсов, обучающихся в медицинском ВУЗе: дисс.. канд. биол. наук. Петрозаводск; 2011.

3. Ямпольская Ю.А., Сухарева Л.М., Звездина И.М., Прусов П.К., Рапопорт И.К. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков. Гигиена и санитария. 2002; 3: 52-5.

4. Герасёв А.Д., Айзман Р.И., Лебедев А.В., Айзман Н.И., Рубанович В.Б. Система мониторинга здоровья, личностного потенциала и риска формирования психических зависимостей у студентов педагогического вуза. Педагогическое образование и наука. 2013; 5: 65-9.

5. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014; 1: 9-17.

6. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. (Электронный научный журнал). 2012; 4. Доступно по: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6648

7. Айзман Р.И., Герасёв А.Д. Здоровьесбережение участников образовательного процесса - ключевая задача современной системы образования. В кн.: Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета; 2012: 221-30.

8. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». Новосибирск: Издательство НГПУ; 2001.

9. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения. Профилактическая и клиническая медицина. 2011; 3(40): 59-60.

10. Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья субъектов образовательного процесса. В кн.: Маджуга А.Г., Сладков С.Н., ред. Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика и опыт. Обнинск: Общероссийская Малая академия наук Интеллект будущего. 2013: 117-23.

11. Костанова Н.А., Нордгеймер Ю.Р. Реабилитация в условиях рекреационно-развивающей среды. В кн.: Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: Издательство Научного Центра Здоровья Детей РАМН; 2006.

12. Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки. Сибирский педагогический журнал. 2012; 9: 85-90.

13. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк; 1998.

14. Методики исследований в целях врачебно-летной экспертизы (Пособие для врачей ВЛК). Воениздат; 1995.

15. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Методы повышения результативности школьного естественнонаучного образования. В кн.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества. Сборник материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2011: 171-4.


Рецензия

Для цитирования:


Буйнов Л.Г., Айзман Р.И., Герасев А.Д., Сорокина Л.А., Плахов Н.Н., Шангин А.Б. Здоровьеформирующее образование — одна из важнейших задач современности. Гигиена и санитария. 2018;97(9):869-872. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-9-869-872

For citation:


Buinov L.G., Aizman R.I., Gerasev A.D., Sorokina L.A., Plakhov N.N., Shangin A.B. Health-forming education — one of the most important tasks of modernity. Hygiene and Sanitation. 2018;97(9):869-872. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-9-869-872

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)