Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

ПОДХОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-7-675-681

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты измерения, прогнозирования и оценки шума в зоне влияния железнодорожного транспорта. Установлено, что железнодорожный транспорт является источником сверхнормативного акустического воздействия на окружающую среду в пределах зоны санитарного разрыва (100 м). Определены зависимости изменения уровня звука от грузовых поездов на расстоянии до 100 м от источника и на высоте до 30 м от поверхности земли. Получены расчетные эквивалентные уровни звука по октавным полосам частот для модельного участка железной дороги. На основе натурных и расчетных данных определены показатели вероятности предъявления жалоб населением на сверхнормативный уровень шума и вероятности раздражения на шум, а также рассчитаны показатели риска возникновения патологии нервной и сердечно-сосудистой (ССС) систем. В действующей нормативной документации выявлены расхождения в определении санитарного разрыва между линейным источником транспортного шума и объектами жилой застройки. Натурные измерения и основанное на них моделирование распространения шума (без преград) показали, что на границе нормативной санитарно-защитной зоны (100 м) в районе грузонапряженного участка железной дороги сохраняется уровень шума 60-62 дБА. При этом риск раздражения на шум и вероятности предъявления жалоб оценивается как приемлемый, риск возникновения патологии ССС - как низкий. На расстоянии 50 м уровень шума составляет 65 дБА, с учетом возрастных изменений организма после 70 лет экспозиции риск развития патологии ССС достигает экстремальной величины - 0,935. Показано, что объекты строительства на расстоянии менее 100 м от железной дороги попадают в зону акустического дискомфорта. Обоснована необходимость устранения разногласий в нормативной документации путем гармонизации санитарно-гигиенической и технической групп документов, регламентирующих методы измерения, прогноза и оценки уровней звука на территориях в зоне влияния железных дорог.

Об авторах

Ольга Ивановна Копытенкова
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия


Д. Е. Курепин
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Россия


К. Б. Фридман
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия


Е. Б. Кузнецова
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия


Список литературы

1. Леванчук А.В., Курепин Д.Е. Гигиеническая оценка шума автомобильного транспорта в зависимости от расстояния и высоты от источника шума. Науковедение. 2014; 6(6): 1-8. http://naukovedenie.ru/PDF/21TVN614.pdf

2. Иванов Н.И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом: учебник. М.: Логос; 2008.

3. Карагодина И.Л., Путилина А.П., Коробкова В.Е. Гигиеническая оценка шумового режима территории жилой застройки. Гигиена и санитария. 1985; 64(5): 7-11.

4. Киселев А.В., Хлопина Г.В. Использование методологии оценки риска здоровью в практике природопользования и управлении здоровьем населения. http://www.integral.ru/risk.html

5. Фридман К.Б., Лим Т.Е., Шусталов С.Н., Леванчук А.В. Концептуальная модель оценки и управления риском для здоровья населения от транспортных загрязнений. Известия Петербургского университета путей сообщения. 2011; (1): 230-7.

6. Ашина М.В., Матвеева Н.А., Баранов Е.М. Воздействие шума на условия проживания и здоровье населения крупного города. В кн.: Материалы Х съезда гигиенистов и санитарных врачей. Книга 1. М.; 2007.

7. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году». М.; 2014.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. М.; 2008.

9. Курепин Д.Е. Метод определения критических акустических нагрузок на антропогенную среду при освоении месторождений твердых полезных ископаемых. Науковедение. 2015; 7(5).

10. Буторина М.В. Концепция и разработка карт шума городов и населенных пунктов. В кн.: Сборник докладов ІI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации». СПб; 2009.

11. Денисов Э.И. Физические основы и методика расчета дозы шума. Гигиена труда. 1970; (11); 24-8.

12. Курепин Д.Е., Киселев А.В., Фёдоров В.Н., Леванчук А.В., Зибарев Е.В. Методические подходы к оценке риска от сверхнормативного акустического воздействия при строительстве и эксплуатации железных дорог. В кн.: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания». Пермь; 43-6.


Для цитирования:


Копытенкова О.И., Курепин Д.Е., Фридман К.Б., Кузнецова Е.Б. ПОДХОДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ШУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА. Гигиена и санитария. 2017;96(7):675-681. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-7-675-681

For citation:


Kopytenkova O.I., Kurepin D.E., Fridman K.B., Kuznetsova E.B. METHODUCAL APPROACH AND ASSESSMENT OF NOISE IMPACT OF RAIL TRANSPORT ON THE BASIS OF THE USE OF RISK ASSESSMENT METHODOLOGY. Hygiene and Sanitation. 2017;96(7):675-681. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-7-675-681

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)