Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-10-990-995

Полный текст:

Аннотация

Результаты аналитической разработки данных официальной статистической отчетности о заболеваемости по обращаемости детей и подростков Москвы за период 2005-2013 гг. показали сохранение устойчивых негативных трендов роста общей заболеваемости, заболеваемости болезнями органов дыхания, а также школьно-обусловленными болезнями, в т.ч. костно-мышечной системы, миопией и др. По данным лонгитудинального наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием московских школьников с 1 по 11 класс (2005-2015), показан рост распространенности функциональных отклонений и хронических болезней в процессе школьного онтогенеза. Ведущими нарушениями здоровья у школьников с тенденцией к увеличению распространенности являются функциональные нарушения костно-мышечной системы, системы кровообращения, органа зрения, нервно-психические расстройства, а также хронические болезни костно-мышечной системы и органов пищеварения. Во всех возрастно-половых группах школьников наблюдается достоверное увеличение длины и массы тела, окружности грудной клетки, ускорение биологического созревания по сравнению со сверстниками предыдущих десятилетий. Показатели мышечной силы правой руки у современных школьников уменьшились по сравнению с наблюдениями 1960-х и 1980-х годов. Необходимым условием сохранения здоровья детей и подростков является обеспечение безопасных и оптимальных условий воспитания, обучения и жизнедеятельности. Оценка эффективности санитарно-эпидемиологического надзора за условиями обучения детей и подростков показала недостаточную информативность существующей оценки санитарного состояния образовательных организаций по группам санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ). Доказано, что учреждения со сниженным уровнем СЭБ (2 группы) несут достоверно более высокий риск формирования заболеваний, в том числе школьно-обусловленных. Разработана современная классификация оценки условий и режимов обучения детей в школе, характеризующая степень риска здоровью обучающихся условий обучения (оптимальные, допустимые, потенциально опасные и опасные), а также разработаны и утверждены новые нормативно-методические документы по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в общеобразовательных школах.

Об авторах

В. Р. Кучма
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Л. М. Сухарева
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Ирина Калмановна Рапопорт
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Д-р мед. наук, проф., зав. лаб. научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, Москва.

e-mail: ikrapoport@yandex.ru



Е. И. Шубочкина
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Н. А. Скоблина
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


О. Ю. Милушкина
ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Кучма В.Р. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. М.; 1999.

2. Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Ямпольская Ю.А. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8-15 лет (по результатам лонгитудинальных исследований). Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2012; (1): 76-83.

3. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Прогнозирование, каузация и технологии управления рисками здоровью обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (1): 4-13.

4. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс. Российский педиатрический журнал. 2013; (4): 48-53.

5. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование). Здоровье населения и среда обитания. 2014; (3): 28-30.

6. Скоблина Н.А. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях. Российский педиатрический журнал. 2008; (3): 29-31.

7. Корсаков А.В., Михалев В.П., Трошин В.П. Сравнительная оценка состояния окружающей среды и здоровья детского населения Брянской области. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; (1): 21-6.

8. Ерофеев Ю.В., Михеева Е.В., Новикова И.И., Поляков А.Я. Результаты гигиенической оценки здоровья современных школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (8): 10-2.

9. Куинджи Н.Н., Зорина И.Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2012; 91(4): 53-7.

10. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Каримова Л.Н., Валова А.Я. Методические основы диагностики ранних нарушений здоровья детей и подростков в условиях воздействия факторов среды обитания. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 10: 28-30.

11. Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Болотова С.С., Гегечкория И.В. Оценка качества информации о здоровье детей в России: межрегиональное сравнение и классификация. Гигиена и санитария. 2015; 94(3): 77-82.

12. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Молдованов В.В., Сафонкина С.Г., Ибрагимова Е.М. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и здоровье детей г. Москвы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (1): 11-22.

13. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Актуальные проблемы обеспечения безопасной профилактической среды и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в учебных заведениях среднего и начального профессионального образования. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (2): 18-22.

14. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2013; (8): 6-9.

15. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 93(4): 110-5.

16. Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. М.; 2014.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017;96(10):990-995. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-10-990-995

For citation:


Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Shubochkina E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity. Hygiene and Sanitation. 2017;96(10):990-995. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-10-990-995

Просмотров: 354


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)