Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-11-1024-1028

Полный текст:

Аннотация

Существенный вклад в решение проблем охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения вносит гигиена детей и подростков. Однако её достижения не в полной мере используются такими секторами как здравоохранение, санитарно-эпидемиологический надзор и образование. Цель исследования: обосновать место гигиены детей и подростков в системе школьного здравоохранения. Работа является экспертно-аналитической. В соответствии с численностью обучающихся в стране врачей по гигиене детей и подростков в медицинских организациях должно насчитываться свыше 8,5 тысяч. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся как медицинская деятельность включает: гигиенический контроль условий обучения; гигиенический контроль средств обучения; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации питания в школе; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации физического воспитания в образовательной организации; профилактические мероприятия; гигиеническое обучение; формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Технологии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в общеобразовательных организациях включают: алгоритм визуального и лабораторного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям организации воспитания и обучения в образовательных организациях; алгоритм определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации, гигиеническую оценку напряжённости учебной деятельности обучающихся; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации занятий с использованием электронных средств обучения в образовательных организациях; алгоритм взаимодействия врача по гигиене детей и подростков медицинской организации с Роспотребнадзором и другими учреждениями по вопросам охраны здоровья несовершеннолетних. Практическая деятельность врача по гигиене детей и подростков - важная составляющая медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях и санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения страны. Подготовка студентов должна вестись с учётом специфики работы врача по гигиене детей и подростков в медицинских организациях для детей и современных технологий их практической деятельности в образовательных организациях.

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ; ФГОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Россия


С. Г. Сафонкина
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Роспотребнадзора
Россия


В. В. Молдованов
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Роспотребнадзора
Россия


Н. Ю. Кучма
ФГОУ ВО Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ
Россия


Список литературы

1. Горский А.А. О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания. 2008; (2): 7-10.

2. Зайцева Н.П., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (1): 20-5.

3. Кучма В.Р. Анализ риска здоровью детей в стратегии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (4): 9-15.

4. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лашнева И.П. и др. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников. Российский педиатрический журнал. 2015; (4): 51-5.

5. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 66-70.

6. Кучма В.Р., Степанова М.И., Шумкова Т.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Молдованов В.В. и др. К вопросу о гигиенической оценке уровня СЭБ: апробация нового гигиенического подхода. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (5): 30-2.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А. Приоритетные направления, достижения и перспективы научных исследований в гигиене детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (4): 4-14.

8. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. М.; 2013.

9. Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.; 2014.

10. Покровский В.И., Брико Н.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.

11. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010.

12. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (1): 4-10.

13. Кучма В.Р. Модель организации медицинской помощи обучающимся. Российский педиатрический журнал. 2014; (6): 40-4.

14. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Молдованов В.В., Сафонкина С.Г. Ибрагимова Е.М. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и здоровье детей г. Москвы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (1): 11-22.

15. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Врач по гигиене детей и подростков - новое действующее лицо школьного здравоохранения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; (2): 4-8.

16. Кучма В.Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и преморбидных состояний детей, обусловленных их обучением и воспитанием: декларации, практика и перспективы. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (8): 4-8.

17. Александрова И.Э., Степанова М.И., Седова А.С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников. Российский педиатрический журнал. 2009; (2): 11-4.

18. Поленова М.А., Сазанюк З.И., Шумкова Т.В. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (11): 42-4.

19. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Бейлина Е.Б. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; (1): 18-21.

20. Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. Иркутск; 2014.

21. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4-11.

22. Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническое обоснование использования ридеров в старшей школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 40-3.

23. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. и др. Гигиенические аспекты использования ноутбука в обучении младших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; (1): 47-50.

24. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С., Андреева Е.Е. Концептуальные и методические аспекты повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на основе оценки опасности объекта с позиций риска причинения вреда здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; (12): 4-7.

25. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2014; 93(4): 110-5.

26. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Александрова И.Э., Седова А.С., Шумкова Т.В. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях г. Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2011; (12): 13-6.

27. Сафонкина С.Г., Иваненко А.В., Кучма В.Р. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях. Гигиена и санитария. 2012; 91(6): 46-8.

28. Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.; 2016.

29. Степанова М.И., Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий. Гигиена и санитария. 2012; 91(2): 52-5.

30. Храмцов П.И., Березина Н.О. Критерии оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (1): 17-9.


Для цитирования:


Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ. Гигиена и санитария. 2017;96(11):1024-1028. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-11-1024-1028

For citation:


Kuchma V.R., Safonkina S.G., Moldovanov V.V., Kuchma N.Yu. HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN MODERN SCHOOL MEDICINE. Hygiene and Sanitation. 2017;96(11):1024-1028. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2017-96-11-1024-1028

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)