Оценка результативности и экономической эффективности контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора в сфере водоснабжения
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1188-1195
Аннотация
Введение. Доступность качественной и безопасной питьевой воды имеет важнейшее значение для жизни и здоровья человека. Перед Роспотребнадзором и другими участниками федерального проекта «Чистая вода» поставлена задача обеспечения к 2024 г. 90,8% населения Российской Федерации качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. В настоящее время Роспотребнадзор перешёл на новую модель риск-ориентированного контроля и надзора, что и определило цель исследования: выполнить оценку результативности и экономической эффективности новой модели деятельности службы в сфере централизованного питьевого водоснабжения.
Материал и методы. В исследовании использованы показатели контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, показатели качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения, данные о заболеваемости и смертности населения Российской Федерации за 2014-2019 гг. Результативность оценивали по доле проб питьевой воды систем централизованного водоснабжения с превышением гигиенических нормативов, предотвращённых действиями Роспотребнадзора, а также предотвращённых случаев заболеваемости и смертности населения. Оценка экономической эффективности основана на сопоставлении затрат на осуществление деятельности Роспотребнадзора и экономических ущербов, предотвращённых в результате снижения заболеваемости и смертности населения.
Результаты. Оценка результативности деятельности Роспотребнадзора показала, что в 2019 г. предотвращено возникновение более 36,75% проб, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям (в 1,8-2 раза больше, чем в 2014-2015 гг.), и 1,51% - по микробиологическим (в 1,6 раза больше, чем в 2014 г.). В результате деятельности Роспотребнадзора предотвращено на 249 случаев смерти и на 185,097 тыс. случаев заболеваний населения, ассоциированных с качеством питьевой воды, больше, чем в дореформенный период. Экономическая эффективность деятельности службы, направленная на улучшение качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения, увеличилась на 28,8% и составила в 2019 г. 67,7 руб. на 1 руб. затрат.
Выводы. Внедрение риск-ориентированной модели в контрольно-надзорную деятельность Роспотребнадзора привело к снижению вероятности возникновения нарушений санитарных требований к качеству питьевой воды систем централизованного водоснабжения, увеличению количества предотвращённых случаев смерти и заболеваний населения, ассоциированных с качеством питьевой воды. Возросла экономическая эффективность деятельности службы, направленная на улучшение качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения.
Об авторах
Н. В. ЗайцеваРоссия
С. В. Клейн
Россия
Светлана Анатольевна Вековшинина
Россия
Зав. лаб. методов оценки соответствия и потребительских экспертиз ФБУН «ФНЦ медикопрофилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 614045, Пермь.
e-mail: veksa@fcrisk.ru
А. С. Сбоев
Россия
М. Ю. Цинкер
Россия
Список литературы
1. Коннор Р., Уленброк С., Конкагюль Э. Всемирный доклад Организации Объединенных Наций о состоянии водных ресурсов, 2019: Не оставляя никого в стороне, рабочее резюме. Всемирная программа ЮНЕСКО по оценке водных ресурсов; 2019.
2. Паспорт федерального проекта «Чистая вода» (приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21.12.2018 г. №3).
3. Постановление Правительства РФ №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». М.; 2016.
4. Тулакин А.В., Плитман С.И., Амплеева Г.П., Пивнева О.С. Риск-ориентированный надзор, как основа обеспечения безопасности питьевой воды: Проблемы и возможности. Прикладные информационные аспекты медицины. 2018; 21(3): 28-31.
5. Нефедова Е.Д., Хямяляйнен М.М., Ковжаровская И.Б., Шевчик Г.В. Риск-ориентированный подход к организации контроля качества питьевой воды. Водоснабжение и санитарная техника. 2018; (3): 5-9.
6. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации 2018: аналитический доклад. Комитет по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности; 2019. Available at: http://www.goskontrol-rspp.ru/upload/iblock/eaf/RSPP_preprint_0103.pdf
7. Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Центр анализа деятельности органов исполнительной власти; 2014. Available at: http://gos.hse.ru/upload/Libv/conception.pdf
8. Распоряжение Правительства РФ № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы». М.; 2016.
9. Андреева Е.Е. Новые подходы к планированию контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора на базе риск-ориентированной модели ориентированной модели. Профилактическая и клиническая медицина. 2017; (1): 20-4.
10. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С., Андреева Е.Е. Концептуальные и методические аспекты повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на основе оценки опасности объекта с позиций риска причинения вреда здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; (12): 4-7.
11. Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З., Кирьянов Д.А. Методические подходы к оценке результативности и экономической эффективности риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора. Анализ риска здоровью. 2014; (1): 4-13.
12. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А. Научно-методические подходы к формированию риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей. Анализ риска здоровью. 2017; (2): 4-15. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.2.01
13. Кирьянов Д.А., Цинкер М.Ю., Историк О.А., Степанов Е.Г., Давлетнуров Н.Х., Ефремов В.М. К оценке в регионах эффективности контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора по критериям предотвращенных экономических потерь от смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания. Анализ риска здоровью. 2017; (3): 12-20. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.3.02
14. Попова А.Ю., Брагина И.В., Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З., Митрохин О.В. и др. О научно-методическом обеспечении оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Гигиена и санитария. 2017; 96(1): 5-9. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-1-5-9
15. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Статистические материалы. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy
16. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения. Статистический справочник «Медико-демографические показатели Российской Федерации». Available at: https://mednet.ru/
17. Приказ Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минфина и Росстата от № 192/323н/45н/113 «Об утверждении Методологии расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». М.; 2012.
18. МР 5.1.0095-14. Расчет фактических и предотвращенных в результате контрольно-надзорной деятельности экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания: методические рекомендации. М.; 2014.
19. Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности, утв. протоколом заседания проектного комитета от 13 февраля 2018 г. № 1. М.; 2018.
20. Климанов В.В. К вопросу об оценке результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018; (1): 206-13.
21. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с точки зрения бизнеса. Экономическое развитие России. 2018; 25(8): 47-51.
22. Южаков В.Н., Покида А.Н., Добролюбова Е.И., Зыбуновская Н.В. Результативность контрольно-надзорной деятельности государства с позиции граждан. Экономическая политика. 2019; 14(1): 92-115. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2019-1-92-115
23. Зайцева Н.В., Кирьянов Д.А., Цинкер М.Ю., Костарев В.Г. Методические подходы к исследованию результативности и резервов управления в системе Роспотребнадзора по критериям предотвращённых потерь здоровья населения Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2019; 98(2): 125-34. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-125-134
24. Зайцева Н.В., Май И.В., Клейн С.В., Кирьянов Д.А. Методические аспекты и результаты оценки демографических потерь, ассоциированных с вредным воздействием факторов среды обитания и предотвращаемых действиями Роспотребнадзора, в регионах Российской Федерации. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (4): 15-20. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-301-4-15-20
25. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А. Методические подходы к расчету фактических и предотвращенных медико-демографических и экономических потерь, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания. Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 95-9.
26. Кузнецов К.С., Белкина А.А., Ядрова А.А. Оценка качества питьевой воды, подаваемой из централизованных систем водоснабжения в г. Москва (Россия). Международный студенческий научный вестник. 2018; (4-4): 681-5.
27. Михайличенко К.Ю., Коршунова А.Ю., Курбатова А.И. Интегральная оценка качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014; (4): 99-106.
28. Сидоренкова Л.М., Майорова Е.Г., Барсуков В.А., Авчинников А.В. Интегральная оценка качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения Смоленской области. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2017; 16(1): 165-72.
29. Бакиров А.Б., Сулейманов Р.А., Валеев Т.К., Бактыбаева З.Б., Рахматуллин Н.Р., Егорова Н.Н. и др. Эколого-гигиеническая оценка качества питьевой воды Республики Башкортостан. Медицина труда и экология человека. 2017; (3): 5-13.
Рецензия
Для цитирования:
Зайцева Н.В., Клейн С.В., Вековшинина С.А., Сбоев А.С., Цинкер М.Ю. Оценка результативности и экономической эффективности контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора в сфере водоснабжения. Гигиена и санитария. 2020;99(11):1188-1195. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1188-1195
For citation:
Zaitseva N.V., Kleyn S.V., Vekovshinina S.A., Sboev A.S., Tsinker M.Yu. On the evaluation of results and economic efficiency of control-supervisory activity of the Federal Service on Customers Rights Protection and Human Well-being Surveillance in the field of water supply. Hygiene and Sanitation. 2020;99(11):1188-1195. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1188-1195