Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Основные параметры вегетативного статуса учащихся кадетского корпуса

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1271-1275

Аннотация

Введение. Обучение в кадетском корпусе предполагает увеличение физической нагрузки на фоне высокой информатизации, что влияет на уровень функциональных возможностей вегетативной нервной системы и её адаптации к нагрузкам.

Материал и методы. Группу наблюдения составили 74 учащихся мужского пола Кадетского корпуса (КК), группу сравнения - 26 мальчиков, обучающихся в средней общеобразовательной школе (СОШ), в возрасте 10-13 лет. С целью изучения режима физической нагрузки проведено анкетирование учащихся. Для определения состояния нутритивного статуса, тренированности, физической работоспособности был выполнен биоимпедансный анализ состава тела. Оценку вегетативного статуса проводили на основании результатов кардиоинтервалографии с активной клиноортостатической пробой.

Результаты. Анализ анкетных данных показал большую приверженность к спорту учащихся КК. У кадет регистрировали достоверно более высокие значения фазового угла, активной клеточной и скелетно-мышечной массы, основного и удельного обмена. При записи кардиоинтервалографии покоя у детей группы наблюдения относительно группы сравнения выявлены статистически значимые отличия между значениями SDNN, RMSSD, ВР, ИВР, ВПР и ИН в 1,2-1,6 раза. У 71,2% кадет мощность спектра вариабельности ритма сердца соответствовала высокому уровню. У детей группы наблюдения исходную ваготонию регистрировали в 2,2 раза чаще, а гиперсимпатикотонию - в 7 раз реже относительно группы сравнения. В структуре вегетативной реактивности у кадет преобладал гиперсимпатикотонический вариант.

Заключение. Результаты анализа компонентного состава тела свидетельствуют о достаточной тренированности, двигательной активности и физической работоспособности учащихся КК. Вегетативный статус кадет характеризуется преобладанием парасимпатического влияния на регуляцию сердечного ритма. Гиперсимпатикотонический вариант вегетативной реактивности указывает на напряжение процессов адаптации и стресс.

Об авторах

Ирина Евгеньевна Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Канд. мед. наук, зав. лаб. комплексных проблем здоровья детей с клинической группой медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 614045, Пермь.

e-mail: shtina_irina@fcrisk.ru



С. Л. Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Л. В. Ошева
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


О. Ю. Устинова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Агаджанян Н.А. Федоров Ю.И., Шеховцов В.П., Макарова И.И. Состояние кардиореспираторной системы и психологического статуса подростков суворовского училища в период адаптации к новым социально-средовым условиям. Экология человека. 2004; (4): 16-9.

2. Пшеничникова И.И., Школьникова М.А., Захарова И.Н., Творогова Т.М. Адаптация детей к обучению в учреждениях различного типа: влияние вегетативного гомеостаза и личностных адаптивных ресурсов. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2018; 63(5): 81-91. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-81-91

3. Куташов В.А. Связь психофизиологических факторов с расстройствами вегетативной нервной системы. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016; (3): 63-6.

4. Ткачук Е.А., Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов. Гигиена и санитария. 2019; 98(10): 1129-34. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-10-1129-1134

5. Образовательное право. Законодательство об образовании. Информационный портал. Современное кадетское образование в России: состояние нормативно-правового регулирования. Available at: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail.php?ELEMENT_ID=5495

6. Кузнецова А.П., Тятенкова Н.Н. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития. Ярославский педагогический вестник. 2013; 3(2): 109-13.

7. Новоселова Е.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков. Анализ риска здоровью. 2019; (4): 175-85. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.19

8. ВОЗ. Состояние здоровья детей и подростков в Европе; 2018. Available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/325071

9. ВОЗ. Подростки: риски для здоровья и их пути решения. Available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescents-health-risks-and-solutions

10. Скрыпник О.Ю. Климацкая Л.Г., Меняйло А.В., Лесовская М.И., Макарская Г.В., Тарских С.В. Иммунореактивность и адаптационные возможности организма кадет. В кн.: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Север-человек: проблемы сохранения здоровья». Красноярск; 2001: 250-1.

11. Бородина И.Г. Кадетские классы и проблемы сохранения здоровья обучающихся в них детей. Инновационные проекты и программы в образовании. 2009; (4): 3-6.

12. Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Максименко Е.О., Киселева А.С. и соавт. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2019; 98(9): 956-61. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961

13. Gerber М., Endes К., Herrmann C., Colledge F., Brand S., Donath L., et al. Fitness, stress, and body composition in primary schoolchildren. Med. Sci. Sports Exerc. 2017; 49(3): 581-7. https://doi.org/10.1249/mss.0000000000001123

14. Буряк В.Н., Журавлева Н.С., Покусаева О.С. Особенности исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности при вегетососудистой дисфункции по гипотензивному типу в детском возрасте. Педиатр. 2018; 9(2): 41-8. https://doi.org/10.17816/PED9241-48

15. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. М.: МИА; 2000.

16. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В., Гаврилушкин А.П., Довгалевский П.Я., Кукушкин Ю.А. и соавт. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации). Вестник аритмологии. 2001; (24): 65-86.

17. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Иваново; 2002.

18. Николаев Д.В., Щелыкалина С.П. Лекции по биоимпедансному анализу состава тела человека. М.; 2016.

19. Шевко Н.Б. Анализ динамики основных биоимпедансных показателей состава тела спортсменов. Проблемы здоровья и экологии. 2007; (2): 101-5.

20. Богачев А.Н., Осадшая Л.Б., Грецкая И.Б. Возрастная динамика состояния функциональных резервов школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Современные проблемы науки и образования. 2015; (3). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22212

21. Veijalainen A., Haapala E.A., Väistö J., Leppänen M.H., Lintu N., Tompuri T., et al. Associations of physical activity, sedentary time, and cardiorespiratory fitness with heart rate variability in 6- to 9-year-old children: the PANIC study. Eur. J. Appl. Physiol. 2019; 119(11-12): 2487-98. https://doi.org/10.1007/s00421-019-04231-5

22. Козлова Л.В., Самсыгина Г.А., ред. Вегетативная дисфункция у детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008


Рецензия

Для цитирования:


Штина И.Е., Валина С.Л., Ошева Л.В., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Основные параметры вегетативного статуса учащихся кадетского корпуса. Гигиена и санитария. 2020;99(11):1271-1275. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1271-1275

For citation:


Shtina I.E., Valina S.L., Osheva L.V., Ustinova O.Yu., Eisfel’D D.A. Basic indices parameters of the vegetative status in students of the cadet corps. Hygiene and Sanitation. 2020;99(11):1271-1275. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-11-1271-1275

Просмотров: 281


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)