Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Использование возможностей информационного сервера «Ваш выбор» в питании как инструмента для формирования правильного выбора блюд школьного рациона

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1407-1411

Полный текст:

Аннотация

В представленной статье авторами изложены возможности использования информационного сервера «Ваш выбор» в питании обучающихся как электронного инструмента для формирования правильного выбора блюд школьного рациона, культуры питания, приводятся данные о вкусовых предпочтениях школьников города Москвы, приведена оценка потребления блюд из школьного меню по системе предзаказа с помощью электронного сервера. Дана оценка школьного меню по системе предзаказа «Ваш выбор», в котором сохранены позиции наиболее потребляемых, любимых детьми блюд, чтобы ребёнок съедал в школе предложенный ассортимент в полном объёме в каждый приём пищи, а родители знали, чем кормить ребёнка дома для восполнения физиологической суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Гигиеническая оценка предложенных вариантов альтернативного рациона питания и оценка действующих форм заказа рационов в общеобразовательных организациях с помощью инновационной электронной системы выбора рациона альтернативного питания «Ваш выбор» московскими школьниками по предварительным результатам показала более высокую съедаемость выбранных блюд - до 89-90%. Авторы рекомендуют к использованию цифровую систему «Ваш выбор» с целью полноты съедаемости предложенных блюд, формирования правильных пищевых привычек и оценки питания школьников. Сравнительный анализ организации питания и действующих меню с новыми разработками (альтернативное питание школьников) показал, что оборудование школьной столовой гаджетами, планшетами помогает значительно быстрее проходить идентификацию при получении обеда школьниками в образовательной организации по сравнению с обычной системой оплаты и организации питания.

Об авторах

В. Р. Кучма
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)»; ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Жанетта Юрьевна Горелова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

e-mail: nczdlep@mail.ru



А. В. Иваненко
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»
Россия


А. О. Петренко
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»
Россия


Ю. В. Соловьева
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Т. А. Летучая
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Горелова Ж.Ю. Проблемы организации и дальнейшие перспективы развития школьного питания в Российской Федерации. Вопросы диетологии. 2015; 5(1): 62-6.

2. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Иваненко А.В., Петренко А.О., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. и соавт. Научное обоснование и разработка современных рационов питания школьников. Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2019; 98(3): 124-34. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2019-98-3-124-134

3. Макеева А.Г. Цифровая модель организации обучения школьников основам правильного питания. Нижегородское образование. 2019; (3): 69-75.

4. Макеева А.Г. Влияние школьной образовательной программы правильного питания на семьи детей-участников обучения. Новые исследования. 2017; (3): 63-9.

5. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В. Формирование культуры питания и культуры здорового образа жизни как один из аспектов медицинского обеспечения детей школьного возраста. Ульяновский медико-биологический журнал. 2016; (3): 111-9.

6. Сергеева Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018; (2): 50-62.

7. Тапешкина Н.В., Клишина М.Н. Гигиенические проблемы организации школьного питания и меры по его совершенствованию. В кн.: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию медико-профилактического факультета ИГМУ. Иркутск; 2015: 146-50.

8. Nsportal.ru. Холина Ю.В. Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/17/rol-shkolnogo-sbalansirovannogo-goryachego

9. Naderer B., Matthes J., Binder A., Marquart F., Mayrhofer M., Obereder A., et al. Shaping Children’s healthy eating habits with food placements? Healthy and unhealthy food placements in movies, Children’s BMI, food-related parental mediation strategies, and food choice. Appetite. 2018; 120: 644-53. https://doi.org/10.1016/j.appet.2017.10.023

10. Бондаренко Е.А., Белик С.Н., Жукова Т.В., Харагургиева И.М. Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи. Молодой ученый. 2016; (18-1): 43-6.

11. Порецкова Г.Ю. Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса. Социальные аспекты здоровья населения. 2014; (6). Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/635/30/lang,ru/

12. Баттакова Ж.Е., Токмурзиева Г.Ж., Слажнева Т.И., Абдрахманова Ш.З., Акимбаева А.А. Изучение низкой физической активности детей младшего школьного возраста, как фактора формирования повышенной массы тела (результаты пилотного исследования). Международный научно-исследовательский журнал. 2015; (8-3): 89-92.

13. Щелина Т.Т., Чудакова А.О. Использование возможностей социальных сетей в формировании установки на ведение здорового образа жизни. Молодой ученый. 2015; (23-2): 41-3.

14. Allen M.S., Vella S.A. Screen-based sedentary behaviour and psychosocial well-being in childhood: cross-sectional and longitudinal associations / M.S. Allen, S. A. Vella. Ment. Health Rhys. Act. 2015; 9: 41-7. https://doi.org/10.1016/j.mhpa.2015.10.002

15. Antwi F., Fazylova N., Garcon M.C., Lopez L., Rubiano R., Slyer J.T. The effectiveness of web-based programs on the reduction of childhood obesity in school-aged children: A systematic review. JBI Libr. Syst. Rev. 2012; 10(42 Suppl.): 1-14. https://doi.org/10.11124/jbisrir-2012-248

16. Makeeva A. What can be changed by nutrition education? Evaluation of the educational influence on children’s behavior and nutritional knowledge. Educ. Health. 2014; 33(1): 15-20.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Иваненко А.В., Петренко А.О., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. Использование возможностей информационного сервера «Ваш выбор» в питании как инструмента для формирования правильного выбора блюд школьного рациона. Гигиена и санитария. 2020;99(12):1407-1411. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1407-1411

For citation:


Kuchma V.R., Gorelova Z.Yu., Ivanenko A.V., Petrenko A.O., Solovieva Yu.V., Letuchaya T.A. Using the capabilities of the information server “Your Choice” in nutrition as a tool for forming the right choice in school meals. Hygiene and Sanitation. 2020;99(12):1407-1411. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1407-1411

Просмотров: 364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)