Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Комплексная гигиеническая оценка современных технологий профильного медицинского обучения старшеклассников

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1431-1437

Полный текст:

Аннотация

Введение. Вузы начинают образование в ассоциированных с ними предуниверсариях с использованием университетских принципов образования, современных технологий. Изучение влияния профильного медицинского обучения на старшеклассников и обоснование подходов к гигиенической оценке современных технологий профильного обучения старшеклассников являются актуальными.

Материал и методы. Исследование выполнено на базе Предуниверсария Сеченовского университета, в котором принял участие 181 учащийся в возрасте 15–17 лет. Оценка психофизиологического статуса обучающихся выполнена с помощью специализированных опросников (Климова, Кеттела, Шульте, Мюнстерберга, Спилберга–Ханина, САН). Физиологические методы включали оценку показателей: критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ), реакцию на движущийся объект (РДО), треморометрию.

Результаты. Профильное медицинское обучение превышало недельную учебную нагрузку – 38–40 ч. На индивидуальную проектную деятельность отводилось 20 ч в неделю. Симуляционные занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 90 мин с 5-минутным перерывом посередине. Расписание занятий соответствует физиологической кривой работоспособности. Продолжительность выполнения домашних заданий превышала гигиенические нормы у 69,2% обучающихся. Среди обучающихся имели склонность к работе в системе «человек – человек» только каждый четвёртый. Умственная работоспособность, показатели КЧСМ, РДО обучающихся в динамике учебного дня стабильны. Показатели треморометрии на симуляционных занятиях стабильны и свидетельствовали о хорошем состоянии координационных возможностей рук. При симуляционной деятельности у 53,5% обучающихся активность была на уровне выше среднего, что в 1,4 раза больше, чем при традиционном уроке. Для всех обучающихся характерен высокий уровень тревожности при любых видах учебной деятельности.

Заключение. Обучение с использованием проектно-исследовательских, цифровых, симуляционных и фантомных технологий адекватно физиологическим возможностям организма обучающихся и может быть рекомендовано к использованию в медицинском профильном обучении. Гигиеническая экспертиза технологий профильного обучения старшеклассников должна осуществляться на основе комплексного подхода, включающего оценку психофизиологического статуса, а также показателей психофункционального состояния обучающихся в процессе занятий.

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр им. Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)»
Россия

Доктор мед. наук, профессор, член-корр. РАН, зав. каф. гигиены детей и подростков Института общественного здоровья ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет)», 119991, Москва; научный руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Московская область, Мытищи.

e-mail: vrkuchma@mail.ru



А. Ю. Макарова
ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)»
Россия


О. В. Тикашкина
ФБУН «Федеральный научный центр им. Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)»
Россия


Список литературы

1. Глыбочко П.В. Новые рубежи системы медицинского образования. Социология образования. 2015; (2): 4-8.

2. Глыбочко П.В., Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Здоровьесбережение студенческой молодёжи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования. Воронеж: Научная книга; 2017.

3. Сизова Ж.М., Семенова Т.В., Челышкова М.Б. Оценка профессиональной готовности специалистов здравоохранения при аккредитации. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2017; 12(4): 5-9. https://doi.org/10.14300/mnnc.2017.12127

4. Котельников Г.П., Колсанов А.В. Инновационная деятельность СамГМУ: инфраструктура, подготовка кадров, формирование прорывных проектов, трансфер технологий в практику, участие в Российской и региональной инновационной экосистеме. Наука и инновации в медицине. 2016; 1(1): 8-13.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 94(6): 58-62.

6. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К. К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. Здоровье населения и среда обитания. 2018; (5): 30-4.

7. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.

8. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А. Морфофункциональное развитие современных школьников. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2018.

9. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(3): 161-7.

10. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2019; (5): 20-7.

11. Тимошенко К.Т. Здоровье и психофизиологическое состояние старшеклассников в период интенсивной подготовки к поступлению в вуз. Технологии живых систем. 2009; 6(4): 32-4.

12. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т., Рапопорт И.К. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся. Здоровье населения и среда обитания. 2010; (5): 4-7.

13. Сердюков А.Ю. Состояние здоровья школьников в условиях профильного обучения. Экология человека. 2011; (1): 51-4.

14. Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю., Овчинникова З.А., Пивоваров Ю.П., Шеина Н.И. Гигиеническая оценка влияния организации образовательного процесса на физическое развитие школьников г. Москвы. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2016; (3): 63-9.

15. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015; 94(1): 5-8.

16. Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лашнева И.П., Шумкова Т.В., Макарова А.Ю. Гигиеническая оценка эффективного учебного плана в старшей школе. Сеченовский вестник. 2015; (2): 34-40.

17. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Макарова А.Ю. Гигиеническая оценка самочувствия старшеклассников при 5-дневной учебной неделе. Сеченовский вестник. 2015; (2): 41-9.

18. Сетко Н.П., Булычева Е.В. Использование метода функционального биоуправления как эффективной технологии коррекции вегетативного и психоэмоционального статуса учащихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (4): 30-1.

19. Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.; 2016.


Для цитирования:


Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Тикашкина О.В. Комплексная гигиеническая оценка современных технологий профильного медицинского обучения старшеклассников. Гигиена и санитария. 2020;99(12):1431-1437. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1431-1437

For citation:


Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Tikashkina O.V. A comprehensive approach to the hygienic assessment of modern technologies for specialized medical training of senior high school students. Hygiene and Sanitation. 2020;99(12):1431-1437. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-12-1431-1437

Просмотров: 89


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)