Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284

Полный текст:

Аннотация

Введение. Процесс вовлечения детей, подростков и молодёжи в постоянно развивающееся информационное пространство является объективной реальностью. При этом недостаточность контролируемых показателей безопасности электронных устройств для здоровья детей и подростков, отсутствие чётко выстроенной системы профилактических мероприятий требуют ее разработки и совершенствования, что позволит снизить риск влияния цифровой информационной среды на состояние здоровья подрастающего поколения.

Материалы и методы. С помощью анкетирования с использованием опросника, разработанного специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 2017–2020 гг., были получены данные о характере использования электронных устройств (ЭУ) школьниками и студентами в учебной и досуговой деятельности (1218 анкет). В период 2017–2020 гг. был проведён офтальмологический осмотр 805 школьников и студентов из «Долгопрудненской гимназии» и РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России.

Результаты. Отмечено использование ЭУ 100% опрошенных школьников и студентов. Анализ анкетных данных позволил установить длительность непрерывного использования ЭУ (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и т. п.) детьми, подростками и молодёжью в учебное и в каникулярное время. Установлена высокая длительность непрерывного использования ЭУ всеми категориями опрошенных как в учебный период, так и во время каникул.

Заключение. Необходимо введение гигиенического нормирования частоты и продолжительности возможного влияния ЭУ не только во время учебного процесса, но и в досуговое время, повышение информированности родителей и степени их контроля за использованием ЭУ. В связи с развитием цифровой образовательной среды целесообразно совершенствование гигиенического нормирования текстовой информации в электронных изданиях для детей, подростков, студентов.

Об авторах

Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


Валерий Иванович Попов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, 394036, Воронеж.

e-mail: 9038504004@mail.ru



А. Л. Еремин
НОЧУ ВО «Кубанский медицинский институт»; ООО «Научно-исследовательский институт гигиены и экологии»
Россия


С. В. Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


С. А. Обрубов
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия


А. П. Цамерян
ГАОУ Московской области «Долгопрудненская гимназия»
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания. 2016; (8): 4-7.

2. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020; (3): 85-91.

3. Ерёмин А.Л. Информационная гигиена: подходы к гигиенической оценке контента и физических сигналов носителей информации. Гигиена и санитария. 2020; 99(4): 351-5. https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-4-351-355

4. Попов М.В., Либина И.И. Гаджеты как информационный фактор риска и их влияние на состояние здоровья молодежи. В кн.: Ракитский В.Н., ред. Актуальные проблемы гигиены, токсикологии и профилактики. М.; 2019: 99-102.

5. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-25-12-1183-1188

6. Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Гаджеты и их использование учащимися во внешкольной деятельности. Новые исследования. 2019; (1): 15-24.

7. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 135-43. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.16

8. Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Markelova S.V., Tatarinchik A.A., Melikhova E.P., Libina I.I., et al. The impact of electronic devices on the physical growth and development of the modern youth and recommendations on their safe use. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2019; (4): 83-9. https://doi.org/10.24075/brsmu.2019.046

9. Либина И.И., Мелихова Е.П., Попов М.В. Исследование влияния электронных устройств на состояние здоровья студентов медицинского вуза. В кн.: Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. Т. 5. Психологическое здоровье молодежи. Роль информационных технологий. М.: Научная книга; 2019: 181-91.

10. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей. Гигиена и санитария. 2017; 96(11): 1059-63. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1059-1063

11. Попов М.В., Либина И.И. Исследование оптимальности режима дня студентов медицинского вуза. В кн.: Милушкина О.Ю., Колсанова А.В., ред. Гигиеническая наука - путь к здоровью населения. М.; 2020: 143-7.

12. Попов М.В., Либина И.И., Мелихова Е.П. Оценка влияния гаджетов на психоэмоциональное состояние студентов. Молодежный инновационный вестник. 2019; 8(2): 676-8.

13. Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Влияние компьютерной нагрузки на состояние физиологических функций у детей 7-10 лет. Физиология человека. 2017; 43(2): 66-73. https://doi.org/10.7868/S0131164617020126

14. Golebiowski B., Long J., Harrison K., Lee A., Chidi-Egboka N., Asper L. Smartphone use and effects on tear film, blinking and binocular vision. Curr. Eye Res. 2020; 45(4): 428-34. https://doi.org/10.1080/02713683.2019.1663542

15. Kim J., Hwang Y., Kang S., Kim M., Kim T.S., Kim J., et al. Association between exposure to smartphones and ocular health in adolescents. Ophthalmic. Epidemiol. 2016; 23(4): 269-76. https://doi.org/10.3109/09286586.2015.1136652

16. Lee D., Hong S., Jung S., Lee K., Lee G. The effects of viewing smart devices on static balance, oculomotor function, and dizziness in healthy adults. Med. Sci. Monit. 2019; 25: 8056-60. https://doi.org/10.12659/MSM.915284

17. Kim D.J., Lim C.Y., Gu N., Park C.Y. Visual fatigue induced by viewing a tablet computer with a high-resolution display. Korean J. Ophthalmol. 2017; 31(5): 388-93. https://doi.org/10.3341/kjo.2016.0095

18. Skoblina N., Shpakou A., Milushkina O., Markelova S., Kuzniatsou A., Tatarinchik A. Eye health risks associated with the use of electronic devices and awareness of youth. Klinika Oczna /Acta Ophthalmologica Polonica. 2020; (2): 60-5. https://doi.org/10.5114/ko.2020.96492

19. Tseng M.C. Computer vision syndrome for non-native speaking students: what are the problems with online reading? J. Int. Learn. Res. 2014; 25(4): 551-67.

20. Moon J.H., Kim K.W., Moon N.J. Smartphone use is a risk factor for pediatric dry eye disease according to region and age: a case control study. BMC Ophthalmol. 2016; 16(1): 188-94. https://doi.org/ 10.1186/s12886-016-0364-4

21. Kim J., Hwang Y., Kang S., Kim M., Kim T.S., Kim J., et al. Association between exposure to smartphones and ocular health in adolescents. Ophthalmic Epidemiol. 2016; 23(4): 269-76. https://doi.org/10.3109/09286586.2015.1136652

22. Long J., Cheung R., Duong S., Paynter R., Asper L. Viewing distance and eyestrain symptoms with prolonged viewing of smartphones. Clin. Exp. Optom. 2017; 100(2): 133-7. https://doi.org/10.1111/cxo.12453

23. Markov M., Grigoriev Y. Protect children from EMF. Electromagn. Biol. Med. 2015; 34(3): 251-6. https://doi.org/10.3109/15368378.2015.1077339

24. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровья детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017; 62(2): 39-46.

25. Российская офтальмология онлайн. Диагностика и лечение близорукости у детей. Available at: https://eyepress.ru/article.aspx?14990

26. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Павлович К.Э., Скоблина Н.А. и соавт. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления. Методические рекомендации. М.; 2006.

27. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И. и соавт. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95(2): 172-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177

28. Новикова И.И., Романенко С.П., Лобкис М.А., Ивлева Г.П., Зубцовская Н.А., Савченко О.А. и соавт. Функциональное состояние адаптационной системы школьников, обучающихся в условиях ограничения использования устройств мобильной связи. Science for Education Today. 2020; 10(5): 178-96. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.10

29. Sawyer B.D. et al. The cost of cool: Typographic style legibility in reading at a glance. In: Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. Volume 61, Issue 1. Sage, CA; Los Angeles, CA: SAGE Publications; 2017: 833-7. https://doi.org/10.1177/1541931213601698

30. Milushkina O.Yu., Markelova S.V., Skoblina N.A., Moiseev A.B., Alsabunchi A.A., Tatarinchik A.A., et al. Evaluation of efficacy of providing hygiene education to schoolchildren and students in the process of development of the safe electronic device use skills. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2020: (6): 141-6. https://doi.org/10.24075/brsmu.2020.086


Для цитирования:


Скоблина Н.А., Попов В.И., Еремин А.Л., Маркелова С.В., Милушкина О.Ю., Обрубов С.А., Цамерян А.П. Риски развития болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в условиях нарушения гигиенических правил использования электронных устройств. Гигиена и санитария. 2021;100(3):279-284. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284

For citation:


Skoblina N.A., Popov V.I., Eryomin A.L., Markelova S.V., Milushkina O.Yu., Obrubov S.A., Tsameryan A.P. Risks of developing diseases of an eye and its adnexa in students in conditions of the violation of hygienic rules for the use of electronic devices. Hygiene and Sanitation. 2021;100(3):279-284. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-3-279-284

Просмотров: 34


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)