Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

Полный текст:

Аннотация

Введение. Цифровизация образования в Российской Федерации сопровождается интенсивным использованием цифровых средств в обучении и досуговой деятельности детей и подростков, что актуализирует проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.

Цель исследования – оценка современных медико-социальных проблем информатизации образования и сформированности подходов к гигиенической регламентации основных факторов риска здоровью обучающихся, определение технологий обеспечения их гигиенической безопасности в цифровой среде.

Материалы и методы. Экспертно-аналитическое исследование выполнено с использованием материалов научных публикаций, интернет-ресурсов, нормативно-методических документов, показывающих особенности организации образовательной деятельности обучающихся в условиях цифровой среды, технологии обеспечения их гигиенической безопасности.

Результаты. Показана высокая степень развития цифровой среды в системе российского образования; разнообразный арсенал цифровых образовательных ресурсов и сервисов, наиболее востребованных участниками образовательного процесса; перспективы модернизации и развития образования в ходе внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Новая цифровая среда обитания может оказывать негативное влияние на образ жизни и поведение детей и подростков, способствовать формированию дополнительных факторов риска их здоровью. В условиях возросшей информатизации образовательного процесса и активного использования электронных средств обучения (ЭСО) отмечается увеличение информационной нагрузки и психоэмоционального перенапряжения у детей и подростков, рост различных форм информационной зависимости, пограничных психических расстройств и поведенческих нарушений, распространённости школьно-обусловленных состояний и заболеваний.

Заключение. В числе мер, связанных с безопасностью использования цифровых технологий и средств их обеспечения в образовательной и досуговой деятельности детей, особую значимость приобретает реализация технологий, направленных на оценку основных факторов риска здоровью детей в условиях развивающейся цифровой среды и перспектив развития гигиенического нормирования; соблюдение гигиенических регламентов и правил работы при использовании ЭСО; обучение и просвещение детей, родителей и педагогов; экспертиза образовательных программ и технологий; мониторинг эффективности внедрения ЦОС.

Участие авторов:

Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;

Поленова М.А. — концепция и дизайн исследования, сбор данных литературы, написание текста, редактирование;

Степанова М.И. — редактирование.

Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Для цитирования:


Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(9):903-909. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

For citation:


Kuchma V.R., Polenova M.A., Stepanova M.I. Informatization of education: medical and social problems, technologies for hygienic safety students training. Hygiene and Sanitation. 2021;100(9):903-909. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

Просмотров: 512


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)