Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

Аннотация

Введение. Цифровизация образования в Российской Федерации сопровождается интенсивным использованием цифровых средств в обучении и досуговой деятельности детей и подростков, что актуализирует проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.

Цель исследования – оценка современных медико-социальных проблем информатизации образования и сформированности подходов к гигиенической регламентации основных факторов риска здоровью обучающихся, определение технологий обеспечения их гигиенической безопасности в цифровой среде.

Материалы и методы. Экспертно-аналитическое исследование выполнено с использованием материалов научных публикаций, интернет-ресурсов, нормативно-методических документов, показывающих особенности организации образовательной деятельности обучающихся в условиях цифровой среды, технологии обеспечения их гигиенической безопасности.

Результаты. Показана высокая степень развития цифровой среды в системе российского образования; разнообразный арсенал цифровых образовательных ресурсов и сервисов, наиболее востребованных участниками образовательного процесса; перспективы модернизации и развития образования в ходе внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Новая цифровая среда обитания может оказывать негативное влияние на образ жизни и поведение детей и подростков, способствовать формированию дополнительных факторов риска их здоровью. В условиях возросшей информатизации образовательного процесса и активного использования электронных средств обучения (ЭСО) отмечается увеличение информационной нагрузки и психоэмоционального перенапряжения у детей и подростков, рост различных форм информационной зависимости, пограничных психических расстройств и поведенческих нарушений, распространённости школьно-обусловленных состояний и заболеваний.

Заключение. В числе мер, связанных с безопасностью использования цифровых технологий и средств их обеспечения в образовательной и досуговой деятельности детей, особую значимость приобретает реализация технологий, направленных на оценку основных факторов риска здоровью детей в условиях развивающейся цифровой среды и перспектив развития гигиенического нормирования; соблюдение гигиенических регламентов и правил работы при использовании ЭСО; обучение и просвещение детей, родителей и педагогов; экспертиза образовательных программ и технологий; мониторинг эффективности внедрения ЦОС.

Участие авторов:

Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;

Поленова М.А. — концепция и дизайн исследования, сбор данных литературы, написание текста, редактирование;

Степанова М.И. — редактирование.

Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Об авторах

В. Р. Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Россия


Марина Альбертовна Поленова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодежи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.

e-mail: polenovama@fferisman.ru



М. И. Степанова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. Риск здоровью обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (4): 11-9.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (3): 22-6.

3. Степанова М.И. Гигиеническая безопасность цифровой образовательной среды для детей и подростков. Педагогика. 2018; (12): 38-46.

4. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 19-27.

5. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С. Клинико-эпидемиологическая характеристика пограничных психических расстройств у подростков школ и колледжей. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (3): 11-8.

6. Серочкин А.А., Орлов В.Д. Распространенность депрессивных состояний среди старших школьников, уровень знаний о них и используемые методы коррекции. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (1): 40-5.

7. Лабутьева И.С. Интернет-зависимость у подростков (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (1): 4-12.

8. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.; 2017.

9. Белковец О.С. Феномен кибербуллинга среди подростков в социальных сетях. Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. 2016; (2): 46-9.

10. Соколова Д.В. Агрессия в Интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков. Медиаскоп. 2017; (2). Доступно по: https://www.mediascope.ru/2315

11. Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций. Перспективы науки и образования. 2020; (5): 273-92.

12. Красонцева Е.Ю., Рерке В.И., Сверч Л.П. Кибербуллинг подростков: изучение социально-психологических последствий. Международный журнал медицины и психологии. 2020; 3(4): 32-7.

13. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование). Здоровье населения и среда обитания. 2014; (3): 28-30.

14. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (10): 20-3.

15. Добрякова М.С., Новикова Е.Г. Дистанционное обучение в школе: оценка российских семей. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 2020; (7): 79-83.

16. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и соавт. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020: (2): 4-24.

17. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017; 96(12): 990-5. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995

18. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y., et al. The Impact of Television Viewing on Brain Structures: Cross-Sectional and Longitudinal Analyses. Cereb. Cortex. 2015; 25(5): 1188-97. https://doi.org/10.1093/cercor/bht315

19. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y., et al. Impact of videogame play on the brain’s microstructural properties: cross-sectional and longitudinal analyses. Mol. Psychiatry. 2016; 21(12): 1781-9. https://doi.org/10.1038/mp.2015.193

20. Тончева К.С., Быкова Н.Л., Сарчук Е.В. Влияние современных гаджетов на здоровье детей школьного возраста: аспекты проблемы. Медицинские науки. Научное обозрение. 2020; (3): 29-33.

21. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1183-8. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188

22. Тарутта Е.П., Проскурина О.В., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А. Анализ факторов риска развития близорукости в дошкольном и раннем школьном возрасте. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 26-31. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.03

23. Проскурина О.В., Маркова Е.Ю., Бржеский В.В., Ефимова Е.Л., Ефимова М.Н., Хватова Н.В. и соавт. Распространенность миопии у школьников некоторых регионов России. Офтальмология. 2018; 15(3): 348-53. https://doi.org/10.18008/1816-5095-2018-3-348-353

24. Zhou S., Yang L., Lu B., Wang H., Xu T., Du D., et al. Association between parents’ attitudes and behaviors toward children’s visual care and myopia risk in school-aged children (meta-analis). Medicine. 2017; 96(52): e9270. https://doi.org/10.1097/md.0000000000009270

25. Кучма ВР., Саньков С.В., Барсукова Н.К. Гигиеническая оценка шрифтового оформления электронных текстов, предъявляемых на ноутбуке. Гигиена и санитария. 2019; 98(12): 1402-7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-12-1402-1407

26. Малыгин В.Л., Искандрова А.С., Феликсов К.А., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. и соавт. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. М.; 2011.

27. Inchley J., Currie D., Young T., Samdal O., Torsheim T., eds. Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people’s health and well-being. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2013/2014 survey. Available at: https://www.euro.who.int/en/home

28. Лавинский Х.Х., Грекова Н.А., Арбузов И.В., Полянская Ю.Н. Риски здоровью детей в «цифровой среде». Направления профилактики. Здоровье и окружающая среда. 2017; (27): 71-4.

29. Кучма В.Р., Саньков С.В., Курганский А.М. Гигиеническая оценка уровней электромагнитного поля электронной информационно-образовательной среды школ. Здоровье населения и среда обитания. 2019; (11): 4-8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-4-8

30. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А., Григорьев О.А., Капцов В.А., Кондаков А.М. О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (2): 4-13.


Рецензия

Для цитирования:


Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(9):903-909. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

For citation:


Kuchma V.R., Polenova M.A., Stepanova M.I. Informatization of education: medical and social problems, technologies for hygienic safety students training. Hygiene and Sanitation. 2021;100(9):903-909. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

Просмотров: 380


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)