Характеристика показателей физического развития студентов вузов г. Уфы
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-2-169-175
Аннотация
Введение. Меняющиеся условия жизни, напряжённость учебного процесса отражаются на состоянии здоровья студентов, поэтому стандарты и нормативы физического развития требуют регулярного обновления.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 2439 студентов четырёх вузов г. Уфы, из них 1107 юношей и 1432 девушки, что обеспечило репрезентативную выборку объёма с использованием метода корреляции и позволило разработать таблицы-стандарты для оценки физического развития студентов.
Результаты. Установлена корреляционная зависимость средней степени между длиной тела и массой тела (величина коэффициента корреляции колеблется от 0,32 до 0,59 у юношей и от 0,3 до 0,51 у девушек). Корреляционная зависимость в основном средней степени между ростом и величиной окружности грудной клетки у юношей в возрасте 18 лет (r = 0,52), 20 лет (r = 0,45); а у девушек – в 17 лет (r = 0,32), в 22 года (r = 0,32). Из общего числа обследованных среднее физическое развитие имели 68,45% юношей-студентов и 68,82% девушек-студенток; ниже среднего – 13,33% юношей-студентов и 13,13% девушек-студенток; выше среднего – 14,85% юношей-студентов и 13,29 девушек-студенток; низкое физическое развитие имели 1,85% юношей-студентов и 3,3% девушек-студенток; высокое – 1,52% юношей-студентов и 1,46% девушек-студенток.
Анализ индекса массы тела обследованных студентов свидетельствует о том, что 76% юношей и 68,84% девушек характеризуются как имеющие физиологическую норму, превышение массы тела наблюдается у 10,5% юношей и 4,82% девушек (р < 0,05).
Заключение. Региональные подходы к изучению физического развития обоснованы с позиций расширения общероссийской системы мониторинга состояния физического развития студенческой молодёжи, планирования оздоровительных мероприятий в деятельности высшего учебного заведения, региональных и муниципальных систем здравоохранения и образования; индивидуализации процесса физического воспитания; построения государственных программ в области молодёжной политики и спорта.
Об авторах
У. З. АхмадуллинРоссия
Е. Ю. Горбаткова
Россия
Хамида Минвалиевна Ахмадуллина
Россия
Доктор мед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии ЧОУ ВО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия», 450092, Уфа.
e-mail: ahm2610@rambler.ru
Список литературы
1. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов (выпуск VI). Под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: ПедиатрЪ; 2013. 192 с.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1974; 2: 3-15.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс; 1997. 480 с.
4. Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Калюжный Е.А., Красникова Л.И., Жулин Н.В. и соавт. Мониторинг физического развития студентов Нижегородской области. Современные научные исследования и инновации. 2016; 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72003
5. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие. Сост. В.М. Гелецкий. Красноярск: ИПК СФУ; 2008. 342 с.
6. Горст Н.А., Горст В.Р. Соматометрические критерии перехода от юности к ранней взрослости. Фундаментальные исследования. 2005; 5: 46-7.
7. Сетко Н.П., Кузнецова М.В., Науменко О.А. Антропометрический портрет студенческой молодёжи Оренбуржья. Здоровье населения и среда обитания. 2005; 1: 22-5.
8. Коромыслов A.B., Маргазин В.А. Роль организованной двигательной активности в формировании показателей физического развития студентов за время обучения в вузе. Ярославский педагогический вестник. 2013; 1: 141-6.
9. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. 2017. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=10806”id=10806
10. Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М., Горбаткова Е.Ю. Оценочные таблицы физического развития студентов г. Уфы Республики Башкортостан. Свидетельство о государственной регистрации базы данных Федеральной службы интеллектуальной собственности № 2018621629 от 22.10.2018. URL: https://patentinform.ru/databases/reg-2018621629.html
11. Мухаметова Г.Р. Готовность студентов выпускного курса педагогического вуза к оздоровительной работе в школе. Оздоровление средствами образования и экологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения, г. Челябинск, 2-4 февраля 2005 г. Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ». 2005; 77-8.
12. Зиатдинов А.И., Мингазова Э.Н. Разработка стандартов физического развития студентов-медиков на основе исторически сложившихся традиций в регионе. Современные проблемы науки и образования. 2013; 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11326
13. Розенфельд Л.Г., Харисова И.М. Комплексный анализ социологического исследования вредных привычек студентов вузов. Советское здравоохранение. 1990; (11): 35-9.
14. Ляхович А.В., Ахмерова С.Г., Курмаева А.А. Концептуальная модель формирования здоровья студентов в условиях педагогического вуза. Гигиена и санитария. 1996; (2): 52-6.
15. Шарафутдинова Л.А. Результаты социологического опроса студентов высших учебных заведений о профилактике папилломавирусной инфекции. Вестник медицинского стоматологического института. 2010; (3): 23-4.
16. Akhmadullina Kh.M., Egoryshev S.V., Akhmadullin U.Z. The Role of Public Opinion in the Development of Municipal Programs for the Preservation of Public Health. J Eng Appl Sci. 2017. 12: 7897-906.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Ахмадуллина Х.М. Характеристика показателей физического развития студентов вузов г. Уфы. Гигиена и санитария. 2020;99(2):169-175. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-2-169-175
For citation:
Akhmadullin U.Z., Gorbatkova E.Yu., Akhmadullina Kh.M. Characteristics of indices of physical development of students of universities of the city of Ufa. Hygiene and Sanitation. 2020;99(2):169-175. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-2-169-175