Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Уфы

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-99-1-69-75

Аннотация

Введение. Проведено комплексное гигиеническое исследование, целью которого являлась оценка физического развития, а также условий и образа жизни студентов вузов.

Материал и методы. В эксперименте приняли участие 1820 обучающихся 4 вузов г. Уфы Республики Башкортостан. Проведена оценка физического развития студентов с использованием сертифицированных приборов. Организовано анонимное анкетирование, направленное на изучение условий и образа жизни студентов.

Результаты. Установлено, что только у 74,7% студентов показатель индекса массы тела находится в пределах нормы. Проведение ранжирования с использованием перцентилей показало, что диапазон показателей силы кисти от до у девушек составил от 22 до 28,5 кг, у юношей – от 40 до 52 кг. У каждого третьего студента выявлено функциональное напряжение механизмов адаптации (31,2%). При проведении анкетирования студентов определён главный «поглотитель времени» для современной молодёжи: среднее время пребывания в социальных сетях в будни составляет 4,8 ± 0,24 ч. Выявлен значительный дефицит ночного сна у студентов: средняя продолжительность ночного сна в будни составляет всего 6,4 ± 0,27 ч. Лишь каждый шестой студент посещает спортивную секцию (17,5%). Определено, что к группе высокого риска для здоровья относятся 14,9% студентов. С помощью информационных нейросетевых технологий разработана концептуальная модель оценки риска для здоровья в зависимости от физического развития, условий и образа жизни студентов, а также предложена система мероприятий, направленная на оптимизацию условий обучения и формирование позитивного гигиенического поведения обучающихся.

Заключение. Определены негативные изменения в физическом развитии молодёжи: тенденция к астенизации молодёжи, снижение силовых показателей (по сравнению с поколениями обучающихся начала 2000-х годов), уменьшение адаптационных возможностей организма и др. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодёжи.

Об авторах

Елена Юрьевна Горбаткова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Россия

Кандидат пед. наук, доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», 450000, Уфа.

e-mail: gorbatkovaeu@mail.ru



Т. Р. Зулькарнаев
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


У. З. Ахмадуллин
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Х. М. Ахмадуллина
Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
Россия


З. А. Хуснутдинова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Россия


Г. Р. Мануйлова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Россия


С. А. Горбатков
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: КНО-РУС; 2012. 240 с

2. Tovar G., López G., Ibáñez M., Alvarado R., Lobelo F., Duperly J. Institutionalized physical activity curriculum benefits of medical students in Colombia. Educ Health (Abingdon). 2016; 29 (3): 203-9.

3. Andres A.S. Physical education of students, considering their physical fitness level. Phys Educ Stud. 2017; 3: 103-7. (in Ukraine)

4. WHO: Global Data baseon Body Mass Index (BMI). Available at: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-revention/nutrition/data-and-statistics

5. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. материалов (выпуск VI). М.: ПедиатрЪ; 2013. 192 с.

6. Мартынова Е.Ю., Колокольцев М.М. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья. Современные проблемы науки и образования. 2016; 6: 8.

7. Сизова Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Международный научно-исследовательский журнал. 2014; 11 (30): 39-42.

8. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Титова С.П. Роль ноосферного подхода в формировании здоровьеразвивающей образовательной среды. Вестник ВЭГУ. 2015; 5 (79): 14-23.

9. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний: монография. М.; 1997. 236 с.

10. Миллер Л.Л. Спортивная медицина. М.: Человек-город; 2017. 256 с.

11. Горбаткова Е.Ю., Горбатков С.А. Определение прогностических рисков возникновения отклонений в состоянии здоровья студентов в зависимости от уровня сформированности здоровьесберегающего поведения. Современные проблемы науки и образования. 2015; 1-1: 1396.

12. Горбатков С.А., Горбаткова Е.Ю. Использование байесовской регуляризации модели анализа условий и образа жизни обучающейся молодежи. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3 (59): 86-95.

13. Горбатков С.А., Горбаткова Е.Ю. Использование нейросетевого моделирования зависимостей при комплексном анализе состояния здоровья студентов высших учебных заведений. Фундаментальные исследования. 2015; 1 (7): 1339-44.

14. Горбаткова Е.Ю., Горбатков С.А. Медико-социальная модель формирования у студентов вузов ценностных ориентаций в отношении ЗОЖ и оценка её результативности. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3 (59): 77.

15. Горбатков С.А., Фархиева С.А., Горбаткова Е.Ю. Метод агрегирования переменных нейросетевой модели в обратных задачах восстановления зависимости в условиях высокой размерности пространства признаков и зашумленности данных. Вестник Евразийской науки. 2018; 1: 1-14.

16. Кочелаевская И.Е. Соматотипологические особенности физического развития девушек 18-19 лет: дис.. канд. мед. наук. Саратов; 2018. 112 с.

17. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2008. 216 с.

18. Орлова С.В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов: дис. … канд. мед. наук. Ростов-на-Дону; 2004. 224 с.

19. Monsivais Р., Aggarwal А., Drewnowski А. Time Spent on Home Food Preparation and Indicators of Healthy Eating. Am J Prev Med. 2014; 47 (6): 796-802

20. Здоровье населения и образовательная политика: монография (под общей ред. Х.М. Ахмадуллиной и А. Ванчовой). ВЭГУ, университет им. Я.А. Коменского в Братиславе (Словакия). Уфа; Братислава; 2016. 163 с.

21. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. и соавт. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков): монография. 2-е изд. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2010. 102 с.

22. Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Зулькарнаева А.Т., Казак А.А. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья подрастающего поколения. Современные проблемы науки и образования. 2017; 2: 15.

23. Драгич О.А., Сидорова К.А. Физическое развитие как комплекс морфофункциональных показателей. Успехи современной науки. 2017; 11: 182-6.

24. Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю. Социально-педагогические аспекты безопасной жизнедеятельности детей и подростков. Вестник ВЭГУ. 2017; 3 (89): 8.

25. Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М. Гигиеническая оценка питания студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2019; 98 (5): 540-5.

26. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Выпуск VII. Под ред. В.М. Кучмы, Н.А. Скоблиной, О.Ю. Милушкиной и др. М.: Литтерра; 2019. 176 с.

27. Кубиева С.С., Ботагариев Т.А., Жетимеков Е.Т. Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018; 2 (9): 26-49.

28. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 г. https://gks.ru/compendium/document/13282

29. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья населения. Женева: ВОЗ; 2010. 58 с.

30. Сетко И.М. Научно-методические подходы к оценке и управлению рисками здоровью учащихся общеобразовательных учреждений: дис. … д-ра мед. наук. Оренбург; 2018. 251 с.


Рецензия

Для цитирования:


Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М., Хуснутдинова З.А., Мануйлова Г.Р., Горбатков С.А. Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Уфы. Гигиена и санитария. 2020;99(1):69-75. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-99-1-69-75

For citation:


Gorbatkova E.Yu., Zulkarnaev T.R., Ahmadullin U.Z., Akhmadullina Kh.M., Khusnutdinova Z.A., Manuylova G.R., Gorbatkov S.A. Physical development of students in higher educational institutions of the Ufa city. Hygiene and Sanitation. 2020;99(1):69-75. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-99-1-69-75

Просмотров: 538


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)