Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Введение. В настоящее время количество гигиенических исследований по выявлению причинно-следственных связей между нарушениями здоровья и поведенческими факторами риска недостаточно.
Цель исследования: оценить роль поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья обучающихся.
Материалы и методы. Объектом исследования явились 109 обучающихся 3–6-х классов. Проводились анкетирование, комплексные медицинские профилактические осмотры. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа. Применяли описательную статистику и расчёт относительного риска.
Результаты. Получены данные о ведущих поведенческих факторах риска для здоровья современных обучающихся младшего подросткового возраста: гиподинамия, дефицит сна, нездоровое питание, невысокая удовлетворённость школой, высокая агрессивность в общении со сверстниками. Наиболее часто у обучающихся 3–6-х классов развивались функциональные отклонения и формировались хронические заболевания костно-мышечной системы, нервной системы и психической сферы, глаза и его придаточного аппарата, пищеварительной системы. На основании методологии оценки риска для здоровья установлены три группы поведенческих факторов риска, наиболее тесно связанных с ведущими функциональными отклонениями и хроническим заболеваниями школьников: 1) факторы, обусловленные продолжительностью использования цифровых устройств; 2) факторы, связанные с социальной средой школы; 3) факторы, обусловленные режимом дня.
Ограничения исследования. Исследование ограничено изучением влияния на состояние здоровье обучающихся только поведенческих факторов риска, временем наблюдения, использованием самоанкетирования, которое может привести к предвзятости припоминания, повлиять на точность данных с возможностью их завышения или занижения.
Заключение. У обучающихся установлены количественные зависимости развития наиболее распространённых в детской популяции функциональных отклонений и хронических заболеваний от рискованных форм поведения. Это свидетельствует о значимости высоких уровней распространённости таких форм поведения и их недооценке в формировании патологических состояний, необходимости проведения мероприятий по коррекции опасного для здоровья детей и подростков поведения.
Соблюдение этических стандартов. Исследования с участием обучающихся выполнены на добровольных условиях в соответствии с требованиями «Конвенции ООН о правах ребёнка», с предоставлением достаточного количества информации, доступной для понимания, в соответствии с принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» (с поправками 2008 г.), «Правилами клинической практики в Российской Федерации» (утв. приказом Минздрава России от 19.06.2003 г. № 266.
Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».
Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Соколова С.Б. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста;
Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. — сбор материала и обработка данных, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Поступила: 26.08.2022 / Принята к печати: 3.10.2022 / Опубликована: 23.10.2022
Ключевые слова
Информация о статье:
Депонировано (дата): 24.10.2022
Об авторах
В. Р. КучмаРоссия
Светлана Борисовна Соколова
Россия
Канд. мед. наук, вед. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.
e-mail: sokolovasb@fferisman.ru
И. К. Рапопорт
Россия
В. В. Чубаровский
Россия
Список литературы
1. Inchley J., Currie D., Budisavljevic S., Torsheim T., Jastad A., Cosma A., и др. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчёт. Том 1. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2020.
2. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.; 2017.
3. Marques A., Bordado J., Tesler R., Demetriou Y., Sturm D.J., de Matos M.G. A composite measure of healthy lifestyle: A study from 38 countries and regions from Europe and North America, from the Health Behavior in School-Aged Children survey. Am. J. Hum. Biol. 2020; 32(6): e23419. https://doi.org/10.1002/ajhb.23419
4. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты профессионального образования и трудовой деятельности подростков: риски здоровью, технологии снижения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 32-40.
5. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., Маклакова О.А., Землянова М.А., Долгих О.В. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебного процесса. Анализ риска здоровью. 2017; (1): 66-83. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.08
6. Суворова А.В. Гигиеническое обоснование организации обучения учащихся при использовании новых образовательных технологий: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб.; 2020.
7. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью. 2019; (2): 4-13. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.2.01
8. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование). М.: Научная книга; 2021.
9. de Lamas C., Sánchez-Pintos P., José de Castro M., Sáenz de Pipaon M., Couce M.L. Screen time and bone status in children and adolescents: a systematic review. Front. Pediatr. 2021; 9: 675214. https://doi.org/10.3389/fped.2021.675214
10. Tholl C., Bickmann P., Wechsler K., Froböse I., Grieben C. Musculoskeletal disorders in video gamers - a systematic review. BMC Musculoskelet. Disord. 2022; 23(1): 678. https://doi.org/10.1186/s12891-022-05614-0
11. Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О. Состояние стоп у младших школьников в условиях инновационной формы обучения. Гигиена и санитария. 2022; 101(2): 225-30. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-2-225-230
12. Fang K., Mu M., Liu K., He Y. Screen time and childhood overweight/obesity: A systematic review and meta-analysis. Child Care Health Dev. 2019; 45(5): 744-53. https://doi.org/10.1111/cch.12701
13. Wu Y., Amirfakhraei A., Ebrahimzadeh F., Jahangiry L., Abbasalizad-Farhangi M. Screen time and body mass index among children and adolescents: a systematic review and meta-analysis. Front. Pediatr. 2022; 10: 822108. https://doi.org/10.3389/fped.2022.822108
14. Haghjoo P., Siri G., Soleimani E., Farhangi M.A., Alesaeidi S. Screen time increases overweight and obesity risk among adolescents: a systematic review and dose-response meta-analysis. BMC Prim Care. 2022; 23(1): 161. https://doi.org/10.1186/s12875-022-01761-4
15. Enthoven C.A., Tideman J.W.L., Polling J.R., Yang-Huang J., Raat H., Klaver C.C.W. The impact of computer use on myopia development in childhood: The Generation R study. Prev. Med. 2020; 132: 105988.
16. McCrann S., Loughman J., Butler J.S., Paudel N., Flitcroft D.I. Smartphone use as a possible risk factor for myopia. Clin. Exp. Optom. 2021; 104(1): 35-41. https://doi.org/10.1111/cxo.13092
17. Huang H.M., Chang D.S., Wu P.C. The association between near work activities and myopia in children-a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2015; 10(10): e0140419. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0140419
18. Wu P.C., Chen C.T., Chang L.C., Niu Y.Z., Chen M.L., Liao L.L., et al. Increased time outdoors is followed by reversal of the long-term trend to reduced visual acuity in Taiwan primary school students. Ophthalmology. 2020; 127(11): 1462-9. https://doi.org/10.1016/j.ophtha.2020.01.054
19. Foreman J., Salim A.T., Praveen A., Fonseka D., Ting D.S.W., Guang He M., et al. Association between digital smart device use and myopia: a systematic review and meta-analysis. Lancet Digit. Health. 2021; 3(12): e806-18. https://doi.org/10.1016/S2589-7500(21)00135-7
20. Wang J., Li Y., Musch D.C., Wei N., Qi X., Ding G., et. al. Progression of myopia in school-aged children after COVID-19 home confinement. JAMA Ophthalmol. 2021; 139(3): 293-300. https://doi.org/10.1001/jamaophthalmol.2020.6239
21. Yum H.R., Park S.H., Shin S.Y. Influence of coronavirus disease 2019 on myopic progression in children treated with low-concentration atropine. PLoS One. 2021; 16(9): e0257480. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0257480
22. Сетко Н.П., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Психическое здоровье детей и подростков. Оренбург; 2020.
23. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(3): 161-7. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-3-161-167
24. Сильные дети и подростки: здоровая нация! О раннем жизненном стрессе и его профилактике. Роттердамская декларация EUSUHM 2019 года «Медицинская помощь детям и подросткам в Европе». Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (1): 52-5.
25. Jawahar M.C. Murgatroyd C., Harrison E.L., Baune B.T. Epigenetic alterations following early postnatal stress: a review of novel aetiological mechanisms of common psychiatric disorders. Clin. Epigenetics. 2015; 7: 122. https://doi.org/10.1186/s13148-015-0156-3
26. Löfstedt P., García-Moya I., Corell M., Paniagua C., Samdal O., Välimaa R., et al. School satisfaction and school pressure in the WHO european region and North America: An analysis of time trends (2002-2018) and patterns of co-occurrence in 32 countries. J. Adolesc. Health. 2020; 66(6S): S59-69. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.03.007
27. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Тенишева К.А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М.; 2018
28. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. Am. Psychol. 2000; 55(1): 68-78. https://doi.org/10.1037//0003-066x.55.1.68
29. Daily S.M., Smith M.L., Lilly C.L., Davidov D.M., Mann M.J., Kristjansson A.L. Using school climate to improve attendance and grades: understanding the importance of school satisfaction among middle and high school students. J. Sch. Health. 2020; 90(9): 683-93. https://doi.org/10.1111/josh.12929
30. Lew D., Xian H., Qian Z., Vaughn M.G. Examining the relationships between life satisfaction and alcohol, tobacco and marijuana use among school-aged children. J. Public Health (Oxf.). 2019; 41(2): 346-53. https://doi.org/10.1093/pubmed/fdy074
31. Langille D.B., Asbridge M., Cragg A., Rasic D. Associations of school connectedness with adolescent suicidality: gender differences and the role of risk of depression. Can. J. Psychiatry. 2015; 60(6): 258-67. https://doi.org/10.1177/070674371506000604
32. Menesini E., Salmivalli C. Bullying in schools: the state of knowledge and effective interventions. Psychol. Health Med. 2017; 22(sup1): 240-53. https://doi.org/10.1080/13548506.2017.1279740
33. Malhi P., Bharti B. School bullying and association with somatic complaints in victimized children. Indian J Pediatr. 2021; 88(10): 962-7. https://doi.org/10.1007/s12098-020-03620-5
34. Garmy P., Hansson E., Vilhjálmsson R., Kristjánsdóttir G. Bullying and pain in school-aged children and adolescents: a cross-sectional study. SAGE Open Nurs. 2019; 5: 2377960819887556. https://doi.org/10.1177/2377960819887556
35. Блохин Б.М., Прохорова А.Д., Суюндукова А.С. Роль нарушений сна в развитии ожирения и гастроэнтерологической патологии у детей. Педиатрия им. Г.Н. Сперанского. 2019; 98(6): 160-5. https://doi.org/10.24110/0031-403X-2019-98-6-160-165
Рецензия
Для цитирования:
Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022;101(10):1206-1213. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213
For citation:
Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Chubarovsky V.V. The influence of behavioral risk factors on outcomes of students’ health. Hygiene and Sanitation. 2022;101(10):1206-1213. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213
ISSN 2412-0650 (Online)