Preview

Гигиена и санитария

Расширенный поиск

Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся

https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время количество гигиенических исследований по выявлению причинно-следственных связей между нарушениями здоровья и поведенческими факторами риска недостаточно.

Цель исследования: оценить роль поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья обучающихся.

Материалы и методы. Объектом исследования явились 109 обучающихся 3–6-х классов. Проводились анкетирование, комплексные медицинские профилактические осмотры. Материалы исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием методов непараметрического анализа. Применяли описательную статистику и расчёт относительного риска.

Результаты. Получены данные о ведущих поведенческих факторах риска для здоровья современных обучающихся младшего подросткового возраста: гиподинамия, дефицит сна, нездоровое питание, невысокая удовлетворённость школой, высокая агрессивность в общении со сверстниками. Наиболее часто у обучающихся 3–6-х классов развивались функциональные отклонения и формировались хронические заболевания костно-мышечной системы, нервной системы и психической сферы, глаза и его придаточного аппарата, пищеварительной системы. На основании методологии оценки риска для здоровья установлены три группы поведенческих факторов риска, наиболее тесно связанных с ведущими функциональными отклонениями и хроническим заболеваниями школьников: 1) факторы, обусловленные продолжительностью использования цифровых устройств; 2) факторы, связанные с социальной средой школы; 3) факторы, обусловленные режимом дня.

Ограничения исследования. Исследование ограничено изучением влияния на состояние здоровье обучающихся только поведенческих факторов риска, временем наблюдения, использованием самоанкетирования, которое может привести к предвзятости припоминания, повлиять на точность данных с возможностью их завышения или занижения.

Заключение. У обучающихся установлены количественные зависимости развития наиболее распространённых в детской популяции функциональных отклонений и хронических заболеваний от рискованных форм поведения. Это свидетельствует о значимости высоких уровней распространённости таких форм поведения и их недооценке в формировании патологических состояний, необходимости проведения мероприятий по коррекции опасного для здоровья детей и подростков поведения.

Соблюдение этических стандартов. Исследования с участием обучающихся выполнены на добровольных условиях в соответствии с требованиями «Конвенции ООН о правах ребёнка», с предоставлением достаточного количества информации, доступной для понимания, в соответствии с принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» (с поправками 2008 г.), «Правилами клинической практики в Российской Федерации» (утв. приказом Минздрава России от 19.06.2003 г. № 266. 

Согласие пациентов. Каждый участник исследования (или его законный представитель) дал информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании и публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».

Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Соколова С.Б. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста;
Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. — сбор материала и обработка данных, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 26.08.2022 / Принята к печати: 3.10.2022 / Опубликована: 23.10.2022

Для цитирования:


Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022;101(10):1206-1213. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213

For citation:


Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Chubarovsky V.V. The influence of behavioral risk factors on outcomes of students’ health. Hygiene and Sanitation. 2022;101(10):1206-1213. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213

Просмотров: 645


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-9900 (Print)
ISSN 2412-0650 (Online)