Проблемы психогигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы
https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-1-118-120
Аннотация
В статье рассмотрены специфические, психотравмирующие условия профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), связанные с периодически возникающей угрозой жизни и здоровью, чести и достоинству, при поддержании режима и надзора за осуждёнными преступниками, их охране и конвоировании. Цель исследования - выявить про блемы психогигиенической подготовки сотрудников УИС к выполнению профессиональных задач. Объект исследования - психогигиеническая подготовка сотрудников отечественной пенитенциарной системы. Предмет исследования - способы психогигиенической подготовки сотрудников УИС. Под психогигиенической подготовкой сотрудников пенитенциарной системы к служебной деятельности понимается формирование устойчивого психологического состояния, обеспечивающего эффективную профессиональную деятельность. Психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности выступает фактором эффективной службы сотрудников исправительных учреждений и одновременно важным условием их психогигиены. Указывается, что психологическую готовность необходимо диагностировать при приёме на службу и развивать её в процессе адаптации в период первоначальной подготовки. Несмотря на психологический отбор, который выявляет степень соответствия кандидата требуемым условиям службы, у большинства молодых сотрудников плохо сформирована психологическая готовность к выполнению профессиональных задач. Предлагается усилить психогигиенические аспекты учебного процесса, проводить оценку уровня психогигиенической подготовки сотрудников исправительных учреждений на этапе их профессионального отбора, организовать психотерапевтическое сопровождение сотрудников УИС в период первоначального обучения с целью развития их профессионально важных качеств как основы психогигиенической подготовки, рассматривать психогигиеническую подготовку к служебной деятельности как один из определяющих факторов при общей оценке сотрудников исправительных учреждений.
Об авторах
Р. У. ХабриевРоссия
Янина Николаевна Полякова
Россия
Канд. психол. наук, ст. науч. сотр. НИЦ-1, ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России.
e-mail: ynpolyakova@yandex.ru
Борис Аристархович Спасенников
Россия
Доктор мед. наук, доктор юр. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства – ГИТИС», 125009, Москва.
e-mail: borisspasennikov@yandex.ru
А. В. Сперанская
Россия
Список литературы
1. Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме психологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014 (4): 50-8
2. Spasennikov B.A., Pertly L.F., Kaluzhina M.A. Cerebral Pathology and Criminal Behavior. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2017; (8, 3): 1109-15
3. Полякова Я.Н. Психологическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России как фактор активизации развития профессионально важных качеств. Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20-летия ТГУ имени Г.Р. Державина: материалы VII Международного семинара молодых ученых и аспирантов (17 апреля 2015 г.). Тамбов; 2015: 150-7.
4. Спасенников Б.А., Спасенникова М.Г. Нервно-психическая патология и преступное поведение. Всероссийский криминологический журнал. 2016; (10, 4): 665-70.
5. Галич Т.В. Психологическая готовность сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях. Владимир; 2015.
6. Аверкин Р.Г. Психология. СПб.; 2001.
7. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.; 2015.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.; 2007.
9. Bernard R.M., Borokhovski E., Schmid R.F. A metaanalysis of blended learning and technology in higher education. Journal of Computing in Higher Education. 2014; (26): 87-122
10. Моисеева А.А. Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека. Вестник Новгородского государственного университета. 2003; (74): 85-8
11. Kopp R.R. Metaphor Therapy: Using Client Generated Metaphors in Psychotherapy. Bristol; 1995.
12. Samadzadeh M., Abbasi M., Shahbazzadegan B. Comparison of sensation seeking and self-esteem with mental health in professional and amateur athletes, and non-athletes. Social and Behavioral Sciences. 2011; (15): 1942-50.
13. Практическая психодиагностика. Самара; 2001.
14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.; 2002.
Рецензия
Для цитирования:
Хабриев Р.У., Полякова Я.Н., Спасенников Б.А., Сперанская А.В. Проблемы психогигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы. Гигиена и санитария. 2019;98(1):118-120. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-1-118-120
For citation:
Khabriev R.U., Polyakova Ya.N., Spasennikov B.A., Speranskaya A.V. Problems of psycho-hygiene in the staff of the penitentiary system. Hygiene and Sanitation. 2019;98(1):118-120. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-1-118-120